Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование |
«Развитие невербального общения в процессе взаимодействия ребенка и взрослого»
«Развитие невербального общения в процессе взаимодействия ребенка и взрослого» Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения челове¬ка, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим усло¬вием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют по¬нять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников. Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы: • развитие мышц лица, тела; • ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения; • упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности; • перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникатив¬ную деятельность. Работа в данном направлении строится с учетом «субъектно-субъектной» модели взаимодействия ребенка с взрослым, сущность которой заключается в смене позиции воспитателя, т.е. воспитатель учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а так же стимулирует активность ребёнка, при этом, не подавляя своим авторитетом. Важным моментом в таком взаимодействии выступает сотрудничество, которое является тактикой воздействия и общения с ребёнком, а позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, а так же формируется чувство коллективизма. При такой модели общения воображение детей, их мышление не скованы страхом неудачи, они более раскрепощены. В процессе специально организован¬ных занятий педагоги формируют у дошкольников представления о выра¬зительных элементах невербального поведения и умения правильно их оцени¬вать, использовать при взаимодействии с окружающими. Упражнения на отработку навыков невербального общения можно разделить на две большие группы: 1) упражнения, направленные на развитие собственных жестов и мимики; 2) упражнения, направленные на понимание невербалики других, на формирование навыка фиксации невербальных проявлений окружающих и их интерпретацию. | |
Категория: Дошкольное образование | Добавил: марисоб (28.10.2014) | | |
Просмотров: 747 |
Всего комментариев: 0 | |