Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться в детском саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка, несомненно, является новым, ещё известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребёнок привыкает по - своему. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Лёгкая адаптация - почти половина детей составляют эту группу - они посещают садик без особых осложнений, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3 - 4 недели. Ребёнок не болеет, поведение его меняется совсем чуть - чуть и ненадолго, не вызывая беспокойства его родителей.
Также адаптация может быть "средней" тяжести. Она занимает обычно больше месяца и сопровождается периодическими болезнями малыша. Болезни заканчиваются без осложнений.
Тяжёлая степень - дети, которые реагируют на перемену нервным срывом, к этому ещё прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие). Это самый неблагоприятный вариант.
Всем известно, что первые дни детском саду - тяжёлые испытание для ребёнка и его родителей. Как правило, дети при расставании с мамой плачут, кричат, потому что дети 2 - 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затруднения адаптации ребёнка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуации в саду приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он начинает часто болеть т. к. стресс истощает защитные силы организма. Чтобы быстрее миновать этот негативный период, следует грамотно подойти к адаптации ребёнка.
Ещё до начало посещения детского сада родителям рекомендуется научить ребёнка самостоятельно пользоваться горшком, умываться, вытирать полотенцем руки и лицо, раздеваться и одеваться (по мере возможности), есть ложкой. У овладевших этими навыками самообслуживания трудностей в период адаптации будет меньше.
Одежду для детей лучше выбирать практичную, немаркую, удобную без лишних застёжек, лучше вместо пуговиц будут кнопки, что бы ребёнку было легче самостоятельно раздеваться и одеваться. Обувь тоже надо выбирать, ту, которую малыш сможет надеть сам. Для удобства предпочтение лучше отдать моделям на липучках.
За месяц - два до начало посещения ребёнком дошкольного учреждения родителям стоит максимально приблизить домашний распорядок к режиму дня детского сада. Так же целесообразно стараться, оставлять малыша дома с родственниками или няней. Это будет своеобразный "тренинг" расставания с мамой перед детским садом. Настраивать ребёнка на сад. Много рассказывать ему, что такое детский сад, что там делают дети, о том, как зовут воспитательницу, что конкретно он будет делать, что есть, во что играть и т.д. Чем больше подробностей и чем чаще повторять ему, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребёнок в период адаптации. Обговорите с малышом о трудностях, которые могут возникнуть первое время и к кому он сможет обратиться за помощью.
В первые дни ребёнка лучше не оставлять на целый день. В каждом детском саду есть уже отработанный алгоритм адаптации ребёнка. Чаще всего первые 3 - 4 дня оставляют на 1,5 - 2 часа, затем отставляют до обеда и если адаптация идёт нормально, оставляют на сон, затем на целый день.
Когда поведёте малыша в группу, придите пораньше, разденьте ребёнка, побудьте с ним некоторое время. Для того что бы ребёнок быстрее адаптировался и чувствовал себя в саду как дома, что бы разлука с мамой не была для него столь невыносимой, можно ему дать с собой любимую игрушку. Постарайтесь не показывать своё волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны и тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете, и укажите время прихода в доступной для него форме. Что бы малышу было легче проститься придумайте свой ритуал прощания с малышом (поцелуй, объятия).
Недопустимо родителям конфликтовать с воспитателем при ребёнке. Если у вас возникнут сложности в отношениях, обязательно их оговорите: недосказанность, недоверие, ваши сомнения по поводу тех или иных воспитательских мер ребёнок почувствует. Поговорите и проясните всё, что не устраивает, но в мягкой, осторожной форме и без ребёнка.
Во время адаптации родители должны создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его нервную систему. На время надо отказаться от походов в общественные места, в гости, сократить просмотр телевизионных передач. В выходные дни стараться придерживаться такого же режима как в детском саду, вместе гуляйте, играйте. Старайтесь спокойно проводить время отдыха без шума и гама (гости, многолюдные места), наслаждаясь друг другом. Не реагировать на выходки ребёнка не наказывать его за детские капризы. При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома и выполняйте все предписания специалиста.
Всегда уважительно отзывайтесь о персонале детского сада. Ни в коем случае не критикуйте их работу при сыне или дочери и не говорите плохо о самом дошкольном учреждении (даже если на то есть основания). Наоборот старайтесь сформировать у ребёнка положительное отношение, детскому саду.
Забирая ребёнка, из детского сада интересуйтесь о том, как он провёл день, что делал, во что играл. Непременно хвалите его за то, что он ходит в детский сад. Говорите ему, какой он молодец. Подчёркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошёл в детский сад, как многому он учится каждый день здесь, радуйтесь его успехам и творчеству. Разговаривайте и обсуждайте с ребёнком свои позитивные переживания и ощущения по поводу садика, оказывайте поддержку и хвалите за новые достижения!
Помните, что с началом посещения детского учреждения ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, что бы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому надо стараться уделять больше внимания ребёнку дома, читать, играть, рисовать, смотреть вместе мультики, делать домашнюю работу. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И скорее всего, стресса связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.
Как, правило, продолжительность адаптационного периода возможно не раньше чем через 2 - 3 месяца. Но естественно, она может затянуться на более длительный срок до 6 месяцев или даже до года, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: lenusik4568 (10.09.2014) | Автор: Швандырева Елена Николаевна E
Просмотров: 469
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]