Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы ребенка, становятся игры.
В возрасте от трех до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного.
Творчество проявляется и в замысле (выборе темы игры, рисунка, лепки), и в нахождении способов осуществления задуманного.
Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача может ставиться ребенком до начала игры или работы, тогда его действия начинают подчиняться замыслу, хотя вначале он еще неустойчив, меняется под влиянием случайных впечатлений.
Если педагог поддерживает усилия ребенка, побуждает его обдумывать тему игры, изобразительной деятельности, то у малыша развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. Но в отличие от взрослых дети не могут во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который развивается в процессе деятельности.
О наличии у детей творческого воображения говорит и тот факт, что обычно они в одном сюжете объединяют различные впечатления, комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, зрелищ. Это наблюдается и в игре, и в изобразительной деятельности, и при составлении рассказов. Способность обобщать свои представления, знания имеет большое значение для умственного развития ребенка, для его знакомства с окру-жающим: дети учатся соотносить свои представления с реальной действительностью, понимать связи между различными жизненными явлениями. Чем старше дети, чем больше они знают, тем смелее и разнообразнее сочетают свои знания и тем больше стремятся к правдивому изображению жизни.
В то же время в играх, рисунках, рассказах реальные события иногда сознательно изменяются. В рисунках, лепке на тему литературного произведения маленькие художники нередко дополняют замысел писателя. Это сознательное изменение жизненных или описываемых событий показывает отношение детей к ним и подтверждает творческий характер их деятельности.
Путь к развитию творчества – овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности.
Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению. |