Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование |
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Из большого разнообразия структурных схем простого предложения (в русском языке их около 40) младшие дошкольники активно используют только 2-3, при этом на схему «подлежащее(существительное или местоимение) — сказуемое (спрягаемая форма глагола)» приходится до 90% всех используемых детьми простых предложений. Поэтому целесообразно обучать детей монологической речи со второй младшей группы. Такое раннее обучение позитивно скажется на уровне речевого развития, ког¬да дети станут старше. Сначала выполняются упражнения (грамматические и лексические), а затем сразу следует задание на составление совместно¬го описательного или сюжетного рассказа. Общеизвестно, что детям младшего дошкольного возраста постоянно дается образец, который может стать шаблоном в плохом смысле этого слова. Полезнее строить обучение, чтобы оно предусматривало вариативность, совместное составление предложений, введение синонимической замены слов и словосочетаний. Тогда можно ожидать, что в конце года произойдут существенные изменения в речи детей. В младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения (рассказа). Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это... (заяц). У него есть... (братья, сестры). Как-то раз... (пошли они на прогулку) и стали играть... (в прятки). У старшего зайчика были самые длинные уши, поэтому... (его сразу нашли). Зайцам было... (очень весело)». Можно сравнивать два предмета, когда воспитатель говорит об одном предмете, ребенок о другом. Для сравнений можно взять кукол в разной одежде, медведей разной окраски, разных животных — лису и зайца, волка и медведя, а затем составить совместный рассказ, совмещая описание персонажей и их приключения, т.е. включая повествовательные элементы (сюжет). Прежде всего, необходимо учить детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа. В занятия по развитию речи надо включать задания на формирование цепной местоименной связи, когда взрослый начинает рассказывать, задавая цепную местоименную связь, а дети продолжают рассказ: «Кошка лежит на полу. Она... спит» и на лексический повтор: «Кошка спит. У кошки...». С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (называние объекта), середина (микротемы: перечисление при¬знаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка описываемого объекта). В повествовании также должны при¬сутствовать три структурные части: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события). В играх «Разложи картинки», «Кто что умеет делать?» дети учатся правильно называть начало и конец действия, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка скачет, прыгает, грызет орешки, сушит грибы; кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; зайчик прыгает, прячется, боится, грызет морковку). Умению видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности: мальчик строит что-то из кубиков — потом собирает игрушки; ребятки идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками. Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность рассказа: «Скажи, что сейчас делает девочка (мальчик, кукла, другой персонаж) и что будет делать потом?» В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался и... (побежал, спря¬тался)», «Девочка обиделась и... (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предло¬жения. Упражнение <<Разложи картинки» Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их. Воспитатель показывает детям две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и.т.п. Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны определены начало и конец действия. Литература 1. Ушакова О С. Теория и практика развития речи дошкольни¬ка. М, 2008. 2. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. Газета «Дошкольное образование», № 4/2001. 3. Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных карти¬нок по развитию связной речи. М.: Карапуз, 2001. 4. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. М.: Мелик-Пашаев, 2010. Автор: Щедрина Ольга Дмитриенва | |
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Фифа (15.05.2013) | | |
Просмотров: 651 |
Всего комментариев: 0 | |