Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование |
Мастер класс для педагогов "Сделаем сами своими рукамми"
Цель: Включить педагогов в творческий процесс по созданию работ из соленого теста, содействовать накоплению и обогащению их чувственных впечатлений в процессе восприятия произведений народного, декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Задачи: 1. Информационное обеспечение. 2. Повышение педагогической культуры. Заинтересованно и внимательно всматриваются родители в худо¬жественные изделия своих детей на выставке, которую устраивают воспитатели в детском саду. Любой маме приятно увидеть среди ри¬сунков скромного мышонка из сказки, нарисованный ее малышом. Веселые белочки или улиточки из пластилина, ракета с космонавтами, машинки из цветной бумаги, салфетки, коврики из пестрых лоскутков, ежики из шишек, в эти нехитрые изделия каждый автор вложил свой труд, старание, умение, горячее желание исполнить замысел как можно лучше. В этой работе детям помогает воспитатель. На занятиях по изобразительному искусству, конструированию дети приобретают и художественные и практические навыки. Многие педагоги отмечают, что в старшем дошкольном возрасте возникает потребность создавать изделия своими руками творить, выдумы¬вать, создавать предметы, комбинируя их в играх. Дети любят для своего творчества использовать всевозможные материалы. Это может быть кусочек сверкающей фольги, пробка, желудь, пуговица, тряпочки, полиэтиленовая упаковка из-под шампуня необычной формы и яркой расцветки. Словом, ребят привлекает и возмож¬ный вариант игры с таким материалом, и использование его в бу¬дущей поделке. В литературе по проблеме художественного воспитания дошколь¬ников говорится о том, что накопленный опыт необходимо расширять, дополняя его новыми идеями и педагогическими находками. Детский дизайн сегодня - одна из форм художественной деятель-ности с самыми различными материалами по созданию разнообраз¬ных предметов на занятиях и в часы досуга, в детском саду и в кругу семьи. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступны мно¬гие виды работ с разными материалами. Это работы детей с тканями, нитками; декоративные аппликации и панно из лоскутков, тряпичные и вязаные куклы, одежда для них; детали костюмов для игр, раз-влечений; предметы сервировки стола; сувениры; плетение, ткачество (изделия для интерьера); декоративные аппликации и букеты из сухих растений; плетение из прутиков, соломки, трав; мелкая плас¬тика и игрушки из шишек, веток, камешков, гербарии; скульптура из корней, коры, сучьев для украшения живого уголка, а также различные поделки из соленного теста. В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Потом появились печи для хлеба, и на смену лепешкам пришли сдобные караваи. Однако из теста выпекали не только хлеб. Большой популярностью пользовались декоративные изделия. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. Поделки из теста древняя традиция, но сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. Я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом – соленым тестом. А теперь несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или закрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть, украсить свой дом или подарить сувениры своим близким людям. Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач: • Приобщить детей к народному искусству; • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности; • Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление; • Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; • Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми; • Развить координацию и тактильные ощущения рук. С чего я начала свою работу? • В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике; • Попробовала сама лепить изделия из соленного теста (плоскостные); • Затем объемные фигурки; • Работа с детьми. На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно – прикладного искусства, ее особенностями. Инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки – декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – различные формочки. крышки от бутылочек. Затем учились лепить объемные формы. Дальнейший этап – это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки и другой бросовый материал. Детям необходимо было сначало облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы – цветы, грибы, шляпки и т. д. Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краска-гуашь, акварель, фломастеры. Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием – украшали сырое изделие мелким бисером, бусинками, стразами, пуговицами. Дети с удовольствием лепили, любовно украшали сувениры для своих родных и близких. Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые использую в работе с детьми. • Использование наглядности – помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира; • Использование игр с готовым содержанием и правилами – развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации («Составь узор», «Что изменилось» и т.д.); • Использование игровой мотивации; • Художественного слова. Таким образом, создание атмосферы творчества в мастерской прикладного ис¬кусства во много раз повышает интерес детей к художественной деятельности. Не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители) увлекаются созданием забавных игрушек-сувениров, оригинальных изделий для дома, детских игр. Уважаемые коллеги, мы с вами, рассмотрим занятие «Дымковские краски в тестопластиковой сказке» и постараемся слепить из теста дымковские игрушки, используя бросовый материал. Тема: «Дымковские краски в тестопластиковой сказке» Цель занятия: • Дать педагогам информацию о том, какие методы и приемы используются на занятии. • Ознакомить педагогов с одним из видов изобразительной техники – тестопластикой. • Развивать видение художественного образа и замысла. Наглядные пособия и материалы: • соленое тесто; • бросовый материал; • набор гуашевых красок; • кисть; • стаканчик с водой; • салфетка. Методы и приемы: • объяснение; • показ; • наглядность; • художественное слово. Ход занятия Вступительная часть для педагогов Образы веселой, жизнерадостной дымковской игрушки легко узнаваемы. Дети воспринимают стилистические особенности промысла и воспроизводят на листе бумаги узоры из простых геометрических форм -кругов, овалов, всевозможных линий и точек. Лепка и роспись глиняной игрушки приближают ребенка к истинным традициям Дымкова. Однако на практике многие педагоги ограничиваются рисованием плоскостных бумажных фартуков, юбочек, ко¬кошников для дымковской барыни по той лишь причине, что работа с глиной требует особых условий и полноценного обжига. Поэтому предлагаю слепить дымковские игрушки из соленого теста, используя бросовый материал - раз¬личные упаковочные материалы, пластиковые бутылочки, баночки, одноразовую посуду. Юбка-колокол для дымковской барыни может быть выполнена из верхней части любой пластиковой бутылочки. Это удобная и прочная основа, к которой легко крепится туловище из теста. Дальнейшая детализация (например, изготовление воланов на юбке и фартуке) также выполняется с помощь налепов из теста. Вылепленная барышня покрывается двойным слоем белой гуаши или водоэмульсионной краски, а затем украшается дымковской росписью. Маленькая баночка от клея ПВА заменит индюку туловище. Налепы из теста дополнят образ, приблизив его к традиционной дымковской игрушке. Широкая четырехгранная бутылка от подсолнечного масла послужит великолепной базовой формой при создании домиков. Достаточно вырезать в ней окошки (эту работу должен выполнять взрослый), покрыть белилами, украсить дымковской росписью - и жилище для маленьких человечков готово. Самих обитателей деревеньки - баночки из-под витаминов. Очевидно, что процесс создания таких стилизаций далек от истинных традиций народного промысла. В этой работе мы выступаем скорее как дизайнеры, обыгрывающие образы народного промысла в работе с современными художественными материалами. Посмотри, как хороша Эта девица – краса: Тугая черная коса, Щеки алые горят, Удивительный наряд. (дымковская барышня) Педагог: В нашей коллекции много различного бросового материала. Посмотрите на данный материал и выберите для себя тот, в котором вы увидели дымковскую игрушку Педагоги рассматривают бросовый материал. Выбирают понравившийся предмет. Итог занятия У нас с вами получились чудесные игрушки. Думаю, что данный материал поможет вам, уважаемые коллеги, при работе с детьми. Автор: Беляева Татьяна Павловна, воспитатель с правом преподавания ИЗО, МАДОУ "Малыш", Россия, ЯНАО, г.Ноябрьск | |
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Nataliya72 (19.04.2013) | | |
Просмотров: 1000 |
Всего комментариев: 0 | |