Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

"Оргинизация кружковой работы в ДОУ"
«Организация кружковой работы в ДОУ»
Надо ли нам посещать кружки, секции или студии? Каждый ребенок стремится к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное (вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса). Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога). Обращаем внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении. Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Наш детский сад «Ивушка» вознаграждает это стремление интересными занятиями, которые помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов! Родители приводят детей в детский сад рано утром, а забирают уже вечером. Они видят своих детей редко, большинство родителей пока еще не знают, чем интересуются их малыши, но все хотят выявить способности как можно раньше. В дошкольном возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, поскольку занятия для малышей не утомительны и построены в игровой форме. Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка и не требуют от него особых способностей и талантов.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность развить свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют детям получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»;
-развивающую - позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года воспитателями и специалистами. Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, она не дублирует основную образовательную программу нашего детского сада. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.
Курс занятий рассчитан на учебный год (9 месяцев - сентября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 15-25 минут в 1 половине дня, когда ребенок наиболее активен, трудоспособен.
Важно учесть, что организация кружков дает возможность дошкольникам свободно менять кружки, пробовать себя в различной технике (дети сами выбирают, что они будут мастерить, рисовать и т.д.). Материал подается в игровой форме, чтобы увлечь детей.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Наш детский сад - это большой дом, где ребенку уютно и комфортно. В нем его ждут добрые, заботливые друзья, педагоги, где каждый день дарит радость, где интересно и весело. В каждой возрастной группе педагоги организовали кружки. В нашем ДОУ 12 групп, детский сад достаточно большой, поэтому и кружков не мало:

- «Пластилинография». Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности, семенами растений, бисером, природным материалом.

- «Веселые пальчики». Это рисование пальчиками. Оно дает прекрасный терапевтический эффект и позволяет развить художественные способности детей. Разумеется, это занятие полезно для абсолютно любого ребенка. Но для маленьких детишек особенно.

- «Волшебные комочки». Выполнение композиций из комочков, скрученных из цветных салфеток. Комочки крепим с помощью клея ПВА.

- «Азбука Пети Светофорова». Развивающие игры по Правилам дорожного движения.

- «Радуга». На занятиях дети изучают основы работы с красками, карандашом, тушью, пастелью, углем и другими художественными материалами. На занятиях дети занимаются поделками, оригами, поздравительными открытками и др.

- «Квиллинг». На занятиях дети изготавливают плоские или объемные композиции из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придается различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые так же модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала ее освоения. Однако и простым бумагокручение не назовешь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

- «Папье - маше». На занятиях дети делают относительно тонкостенные, но жёсткие слепки из небольших обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму. Бумагу часто используют газетную, а для склеивания крахмальный клейстер. Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.

- «Детский фитнес». На занятиях дети совершенствуют физические качества: гибкость, силу, хорошую координацию, развитость чувства равновесия, движений. Занятия проводятся под музыку.

- «Чудо – шашки». Занимаясь в кружке, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Эту мысль тренер – воспитатель (педагог), должен постоянно подчеркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим дошкольникам массу положительных эмоций, погружает их в увлекательный мир творчества. Ребенок начинает ценить красивое, у него воспитывается бережное отношение к окружающей природе, окружающим его людям: друзьям, педагогам, маме, папе и т.д.
Анализ показал, что кружковая работа позволяет наиболее эффективно выполнять требования Госстандарта, а где то и превышать эти требования по определенным направлениям развития детей.




Автор: Мамедова Елена Владимировна , старший воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад "26 "Ивушка" Приморский край, г.о. Спасск-Дальний
Категория: Дошкольное образование | Добавил: (14.04.2013) | Автор: Мамедова Елена Владимировна E W
Просмотров: 1788
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]