Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Юный шахматист»
Дополнительная образовательная программа
спортивно-технической направленности
для детей старшего дошкольного возраста

«Юный шахматист»

Автор: Сары-Терзи Людмила Ивановна

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Юный шахматист»» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы составлена на основе «Программы курса «Шахматы – школе» И.Г.Сухина, а также учебного пособия И.Г. Сухина «Удивительные приключения в Шахматной стране».
Программа дополнительного образования «Юный шахматист»» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы является программой спортивно-технической направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.

Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в реализации идеи использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Целъ: Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
Учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, участвующих в реализации дополнительной программы, срок её реализация предполагает 2 года обучения.
Программа реализуется в ходе специально организованной деятельности, 1 раз в неделю, длительностью 25-30 минут.
Основные формы и средства обучения:
Дидактические задания и игры
Проблемные и поисковые вопросы
Шахматные сказки, загадки
Практическая игра
Теоретические занятия
Шахматные досуги
Подвижные игры шахматной тематики
Речевые игры

В образовательной деятельности используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом образовательной деятельности является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание дополнительной образовательной программы представлено календарно-тематическим планированием, включающим в себя цель образовательной деятельности, его содержание, средства обучения.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность: старшая группа - 25 ,подготовительная группа- 30 минут.
Количество занятий в год: 34 .
Количество детей: 8-10человек.
Этапы реализации программы: 2 года (старшая группа, подготовительная группа).

к концу обучения дети должны знать:
шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья)
названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
правила хода и взятия каждой фигуры.

уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
иметь представление:
о рокировке
о взятии на проходе

Примерный перечень оборудования
Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 15 шт.
Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) — 15 комплектов.
Демонстрационная доска— 1 шт.
Фигуры к ней— 1 комплект.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Дидактические игры и задания повышенной сложности
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребенок отвечает двумя своими ходами.
Методическое обеспечение программы

Основная литература:

1. Сухин И.Г. «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 40 с.
2. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М: Поматур, 200.-320с, ил.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
5. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010)
6. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010)
7. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ» (Обнинск: Духовное возрождение, 2005, 2006, 2008, 2010).

Шахматные игрушки и игры:
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ"
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Набор из белых и чёрных кубиков
Набор фрагментов шахматной доски 2х2, 2х3, 3х3, 3х4
Набор квадратов : чёрные и белые поля 30х30 см
Нагрудные знаки с изображением фигур




Автор: Сары-Терзи Людмила Ивановна, воспитатель детского сада МБДОУ "Ласточка" г.Ноябрьск
Категория: Дошкольное образование | Добавил: (09.04.2013) | Автор: Людмила E
Просмотров: 960 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
спасибо. очень интересный и полезный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]