Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Проект "Семья"
Педагогический проект «Семья»
(игровой, творческий)

Авторы проекта:
зам. зав. по ВМР Э.Р.Наурусова,
инструктор по физ.культуре С.Н. Вирясова
I. Целеполагание.
Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семей в педагогический процесс учреждения
Семья - это одна из главных ценностей человечества!
Современный мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности, необходимо все время чему-то учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную. Социальная грамотность – важный феномен сознания.
Современная молодая семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических…. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической самооценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Нежелание знать – неадекватный способ самозащиты личности.
Мотивы и потребности в обучении родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы с взрослыми. Такими принципами являются:
 отказ от критики участников процесса обучения;
 обеспечение свободы мнений;
 уважение плюрализма жизненных позиций;
 удовлетворение познавательного процесса.
Методы обучения – поисковые, учебный процесс - включает постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающимися, предполагает их собственную активность или консультативной роли обучающего.
Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Взаимодействие педагога с семьей не остаётся неизменным. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку главной ставилась задача «Научить родителей, как надо воспитывать детей». Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных, индивидуальных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи, совместные мероприятия и др.) Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, при подготовке к мероприятиям, дети изготавливают подарки, придумывают небольшие сценки, поздравления, пожелания. При подготовке к мероприятиям многие родители, как правило, начинают проявлять интерес о предстоящих развлечениях и предлагают свою помощь и принимают активное участие.
Еще одной из форм сотрудничества детского сада с семьей, являются вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме: «Давайте знакомиться», «Порадуем, друг друга», «День матери», разработан годовой проект: «Мы вместе дружная семья!». Также в группах можно организовать: «Телефон доверия», «День добрых дел», «Вечера вопросов и ответов». Основная цель всех этих форм и видов взаимодействия с семьей – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие между воспитателями и родителями в групповой ячейке осуществляется в основном через:
 приобщение родителей к педагогическому процессу;
 расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
 пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
 создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
 информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
 разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
 объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
 проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
 уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии и направлены на то, чтобы сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Времени реализации: учебный год.

Цель: формировать у детей понятие «семья и семейные ценности».
Задачи:
1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

I. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме: «Семья».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план мероприятий.

II. Выполнение проекта.

Раздел программы Формы и методы работы
Игровая деятельность




Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Строительные игры «Мебель для дома»
Познавательное развитие
Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».
Речевое развитие
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Пословицы и поговорки о семье.
Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Продуктивная деятельность Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Работа с родителями
Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
Проект «Счастливый выходной день в кругу семьи».
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Выпуск газеты ко «Дню Матери»
Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.
Фотовыставка «Семейные увлечения».
Выставка поделок из природного материала: «Лето, ах лето!»

III. Презентация проекта.
1. Досуг «Вечер дружной семьи».
2. Выставка проектов «Счастливый выходной день».
3. Выставка рисунков «Моя семья».
IV. Постановка новой задачи.
Составление генеалогического древа семьи.



Приложение 1
Семейный досуг «Вечер дружной семьи»

Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.
Задачи:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям.
3. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
4. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности. Обогащение родительско-детских отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.

План.
1. Выступление педагога.
2. Представление родителями проектов «Счастливый выходной день».
3. Игровая программа для взрослых и детей.
4. Поздравление от детей для их мам.

Ход мероприятия.

1. Педагог: «Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе»
(О. В. Токмакова)
Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, которую мы назвали «Вечер дружной семьи». И сегодняшний наш разговор пойдёт о семейном досуге. Мы с нетерпеньем ждём предстоящих выходных дней, когда можно будет отдохнуть от тяжёлых будней, от работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с детьми или выбраться на природу, дачу.
Вообще, выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей. Малыш узнает много нового, гуляя с мамой и папой по городу или выезжая за город на природу. Даже во дворе совместная прогулка принесёт вашему ребёнку радость: катание на велосипеде, игры с мячом, подвижные игры, зимой – катание на коньках, санках. Совместные игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем. Очевидно, что у каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то ещё не поздно их создать – интересно и весело провести их со своей семьёй. Ведь отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром, да и просто создают прекрасное настроение и дают заряд бодрости на всю рабочую неделю, как взрослым, так и детям.

2. Мы провели в группе конкурс на тему: «Счастливый выходной день в кругу семьи». Сейчас предлагаем вам рассказать о ваших проектах. (Выступление родителей с презентациями) Мы благодарим семьи, принявшие участие в конкурсе и чуть позже подведём его итоги.

3. Я предлагаю немного поиграть вместе с вашими детьми, и первая шуточная игра называется «Семейные обязанности». Вытяните карточку с записью своих семейных обязанностей и узнать, какие семейные обязанности вы будете исполнять (уборка квартиры; стирка; приготовление пищи; хождение по магазинам; заготовка кормов для животных; заготовка топлива; воспитание детей; наказание детей; поощрение детей; право на израсходование последних денег; посещение родительских собраний; получение хороших оценок; ремонт квартиры; просмотр спортивных телепередач; чтение газет; лежание на диване; чтение романов о любви; одевание ребенка в детский сад; чтение нотаций; витание в облаках).
Проводится игра «Семейные обязанности».

Второй конкурс для ребят, называется он «Угадай сказочного героя».
1. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор… (Айболит)

2. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

3. У отца есть мальчик странный Необычный, деревянный,
На земле и под водой Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный… Кто же это? (Буратино)

4.Ему надоело сидеть на окошке, И он покатился в лес по дорожке. (Колобок)

5. Сидит в корзинке девочка, у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, Несёт её домой. (Машенька)

6. Я старушка хоть куда: И умна, и молода!
Со мною всюду крыска, По имени Лариска. (Шапокляк)

7. Так быстро от принца Девица сбежала,
Что туфельку даже Она потеряла. (Золушка)

Третий конкурс для мам и детей называется «Собери мужа». Мужчины, они, как дети. За ними всё время надо следить. А уж если куда собирается, тут уж обязательно нужен женский глаз. Вот мы и предлагаем собрать ваших мужей и пап:
• на работу;
• на охоту;
• в баню;
• на дачу.

Собирать их будут, конечно, жены, а помогать им будут дети. (Женам выдается по одинаковому комплекту карточек с изображением предметов, которые могут пригодиться мужу в той или иной ситуации. Каждая жена «собирает» мужа в одно из выше перечисленных мест.)
Перечень вещей: мыло; полотенце; мочалка; сухари; веник; электробритва; Уголовный кодекс; вобла; набор для рукоделия; куртка; ботинки; ручка; бинокль; ружьё; патроны; шампунь; полотенце; лопата; бензопила; набор инструментов; сотовый телефон; портфель; комплект белья; напильник; ружье; носовой платок; деньги; цветы; туалетная бумага; зубная щетка; рюкзак; тетрадь;
Играют одновременно четыре семьи.

Четвёртый конкурс называется «Вспомни пословицу о семье».
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
Семья без детей, что… (часы без гирьки).
Где любовь да совет,… (там и горя нет).
Муж без жены - … (что гусь без воды).
На что и клад, коли… (в семье лад).
В каждой избушке…(свои погремушки).
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается).
Семейный горшок… (всегда кипит).
Вы большие молодцы и с заданием справились отлично.

4. В нашей стране отмечается День Матери. Нашими детьми подготовлены поздравления для мамы. ( Выступление детей )
1-й ребёнок.
Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше мамы в мире нет.
2-й ребёнок.
Как много мам и тут и там:
У лягушонка – мама,
И у цыплёнка – мама,
И у телёнка – мама.
Но самая лучшая – у меня!

Инсценировка «Три мамы».
Девочка играет с куклой.
Девочка: Ах, ты дочка, дочка Маша,
Ты опять не ела кашу,
Хватит маму огорчать (показывает на себя),
Не пойдём гулять опять (грозит пальцем).
Входит мама девочки.
Мама: Таня, убирай игрушки,
Доставай свою подушку.
Хватит маму огорчать (показывает на себя),
Ты должна уж крепко спать.
Всё в портфеле? Всё в порядке?
Завтра не забудь тетрадки! (грозит пальцем).
Входит бабушка. Девочка оставляет куклу, берёт подушку. Бабушка и мама отходят в сторону.
Бабушка: Света, ты посуду мыла,
Чашки в шкаф убрать забыла.
И ребёнка отругала,
Дай ей лучше одеяло!
Хватит маму огорчать (показывает на себя),
Мне пришлось всё убирать (грозит пальцем).
Девочка: Мамами быть нелегко,
И скажу вам прямо:
В возрасте любом нужна
Всем нам нашим мама!

Приложение 2

Театрализованная постановка с участием детей и родителей.
«Сказка для мамочки»

Рассказчик: Жил себе в лесу возле лужайки обыкновенный Ёжик. Один раз с ним случилась необыкновенная история. Смотрите: Ёжик вышел на лужайку…и увидел Цветы.
Ёжик: Фр-фр… здравствуйте, цветочки, фр-фр…
Цветы: Добрый день-день… Добрый день-день…
Ёжик: Пойдёмте, пожалуйста, поздравлять…фр-фр… мою мамочку с праздником.
Цветы: Мы согласны да-да-да… Только как дойти туда?
Рассказчик: Вдруг на полянку выскочила Лисица. Вот такая большая. Увидела Ёжика и говорит.
Лисица: Какая вкусная ням-ням… Встреча ням-ням… Я тебя сейчас ам-ам…
Ёжик: Ай, фр-фр, я боюсь! Помогите!
Рассказчик: Только Цветочки не испугались, а быстренько окружили Ёжика и спрятали его от Лисы. Вот так Ёжик превратился в цветочную поляну. Поискала, поискала Лиса Ёжика среди Цветов, не нашла и побежала дальше. А когда ёжик пришёл домой, его Мама сказала:
Мама: Какие красивые Цветы, а где же мой любимый Ёжик?
Рассказчик: Тогда Ёжик подошёл ближе, поцеловал Маму – вот так и сказал:
Ёжик: А я вот тут, фр-фр, с праздником тебя мамочка!
3-й ребёнок. Маме на праздник цветок подарю я,
Эту ромашку сам смастерю я.
Мама проснётся, увидит цветочек.
Скажет: «Какое ты чудо, сыночек!»
Дети дарят мамам цветы, изготовленные своими руками.

Педагог. Предлагаем вам последнее задание. У вас на столах лежат материалы для рисования. Вам вместе с детьми надо изобразить свою семью на ладошке. А пока вы рисуете, мы подведём итоги конкурса. (Награждение семей за творческий подход, за современный подход, за фантазию, за оригинальность, за мастерство, за искренность и др. номинации)

Мы желаем вам побольше счастливых выходных дней!



Авторы: Э.Р.Наурусова, заместитель заведующего по ВМР; С.Н.Вирясова , инструктор по физ.культуре. 
Категория: Дошкольное образование | Добавил: (22.03.2013) | Автор: Наурусова Эфриза Равидовна E
Просмотров: 1143
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]