Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Практикум для родителей "Учимся рисовать"
Практикум для родителей: «Учимся рисовать»

Цель. Познакомить родителей с особенностями изобразительных навыков детей; дать представление о правильном формировании технических навыков; пробуждать желание принимать активное участие в обучении и воспитании детей.
Предварительная работа. Видеосъемка правильных технических элементов, выставка детских работ по рисованию.
Материал. Видеоролик, памятки: «10 заповедей юному художнику» по количеству родителей, краски гуашевые, краски акварельные, кисти, подставки, баночки с водой, карандаши, бумага.

Ход занятия-практикума.
1.Уважаемые родители, вы, несомненно, были свидетелями того, как ваш малыш с упоением наблюдал за тем, как взрослые или другие старшие дети действуют с карандашом или ручкой. Малыш тоже пытается брать в руки карандаш и водить им по бумаге, но, естественно, вначале у него ничего не получается.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются у ребенка 2-го года жизни, то они носят случайный характер и повторить их сознательно ребенок чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа, ритмичности и др. Всему этому ребенок учиться постепенно.

2.Сегодня мы с вами, в роли малышей, будем учиться правильно держать карандаш и кисть, обмакивать кисть в краску и рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
Задание 1.
Первое, чему нужно научить ребенка (2-3лет), взявшего карандаш – это правильно его держать и правильно держать кисть в правой (правшам) руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Попробуйте.
Однако многие дети (3-х лет), приходящие в группу из семьи или из яслей недостаточно усвоили этот навык. Практика показывает, что дети 4-го года жизни держат карандаш по-разному: всеми пальцами или в кулачке, слишком низко или высоко. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат в руке, так что карандаш то и дело падает. Излишнее напряжение вызывает скованность движений, быстрое утомление руки. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш, фломастер и кисть, чтобы рука с карандашом и кистью двигалась свободно.
Задание 2.
Очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах. Эффективен прием вкладывания карандаша с руку и правильная постановка пальцев (ребенок не только увидит, но и почувствует карандаш в своей руке). Попробуйте - вложите соседу в руку карандаш. Формирование этого навыка (правильной хватки инструмента) требует многократных повторений. Важно, чтобы ребенок с самого начала усвоил правильный способ, который обеспечит большую свободу руки с инструментом.

Задание 3.
Ребенка 4-го года жизни необходимо также научить правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде.
Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше. Возьмите правильно кисть.
Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем легким касанием края баночки снять лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску кисть промыть в воде и промакнуть о салфетку. Посмотрите и повторите задание. Дети сами могут не догадываться или забывать своевременно обмакнуть кисть в краску. Когда краска кончается, они, пытаясь получить цвет, ведут кисть против ворса, трут ею по бумаге. Кисть от этого портится, лохматится. Если ребенок забыл взять краску на кисть, следует напомнить ему об этом.
Задание 4.
Детей 4-5лет необходимо обучать рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. При рисовании вертикальных линий карандашом – рука движется сбоку линии, при горизонтальных – рука движется слева направо внизу линии. Возьмите правильно карандаш, проведите вертикальную линию, затем – горизонтальную.
Задание 5.
Обучение детей рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги. При рисовании линий кистью рука движется иначе, чем при рисовании карандашом: кисть надо вести всегда по ворсу. Возьмите правильно кисть, проведите горизонтальную линию (кисть движется за рукой), Затем проведите вертикальную линию.
Задание 6.
В этом возрасте необходимо развивать ряд навыков:
- навык сохранения направленности движения (закрашивать в одном направлении),
-навык своевременной остановки движения (не заезжать за контур),
-навык регуляции размаха движения (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности),
-навык изменения направления (рисование овальной формы: вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, рука несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется, т.е. переход от движения по одной дуге к движению по др. дуге). Закрепим эти навыки последовательно.
Задание 7.
Дети 5-6лет готовы к обучению рисованию акварельными красками. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая капли воды на каждую, не касаясь при этом ворсом кисти, т.к. иначе краска останется на ворсе и испачкаются другие цвета. Набирать краску нужно концом кисти, кисть вести по направлению ворса (по кругу из круглых кюветиков или слева направо из прямоугольных). Закрепим: смочите акварельные краски, наберите один цвет, нарисуйте квадрат, не забывая вести кисть по ворсу; промойте кисть, наберите другой цвет нарисуйте овал.

Овладеть всеми этими техническими навыками, безусловно, дети могут только с помощью взрослых. И тогда ребенок может свободно творчески выражать свое отношение к миру.

Для самостоятельного изучения мы вам предлагаем памятку: «10 заповедей юному художнику», которая поможет вам научить вашего ребенка ухаживать за художественными материалами и за собой.




Автор: Садыкова Эльвира Ривхатовна, воспитатель второй категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Золотая рыбка» ЯНАО, г. Ноябрьск.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Эля6709 (18.03.2013) | Автор: Садыкова Эльвира Ривхатовна E
Просмотров: 927
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]