Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование |
Особенности организации совместной деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста по приобщению к исследовательской и проектно
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие на сегодняшний день в дошкольном образовании, требуют от педагогов новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей. В ФГТ к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность взрослого и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания, но не уточнено, в каких именно формах она должна реализовываться. Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для инновационной деятельности по данному направлению. В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, именно поэтому свою работу я решила направить на развитие и укрепление исследовательской деятельности моих воспитанников. С этой целью мною проводится работа, как с детьми, так и с родителями. В первую очередь в группе был организован исследовательский центр с разнообразными приборами, такими как: 1. весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; 2. разнообразные сосуды из различных материалов (стекла, металла, пластмассы); 3. природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; 4. гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; 5. бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; 6. мука, соль, сода, различные крупы, свечи, фонарики; 7. схемы для проведения опытов. Все эти предметы дают возможность дошкольникам проводить разнообразные опыты, позволяют самостоятельно изучать предметы и явления. Ребята с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся выдвигать гипотезы и самостоятельно решать проблемы. В организации исследовательской деятельности большое значение имеют наблюдения за явлениями живой и неживой природы, осуществляемые с детьми в течение года, как на прогулках, так и на экскурсиях и в туристических походах. Особое внимание уделяется теплому времени года, когда дети много времени проводят на воздухе и могут познакомиться с новым материалом, уточнить и обобщить полученные знания в игровой, занимательной форме. Одной из наиболее привлекательных и результативных форм совместной деятельности взрослых и детей по приобщению к исследовательской деятельности является использование проектирования. Оно предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы. Так, например, с большим интересом в течение всего учебного года проходила реализация проекта «Тайны космоса», целью которого являлось всестороннее изучение космоса. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: • познакомить детей с космосом; • обратить их внимание на то, что космос таит в себе много неизвестного, интересного; • уточнить и закрепить знания детей о космических явлениях; • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. В ходе проекта была проделана большая работа, как детьми, так и их родителями. Всестороннее знакомство с космосом осуществлялось благодаря многочисленным наблюдениям, экспериментам, беседам, рассказам, просмотрам презентаций, детским познавательным мультфильмам, посещением планетария. Вечерние наблюдения за звездным небом помогали формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Итогом проекта было создание карты звёздного неба и модели солнечной системы. В группе ведется целенаправленная работа с родителями по формированию исследовательских навыков. С этой целью проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме, на которых родители узнают о способах организации проектной деятельности и знакомятся с исследовательскими методами обучения. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности. Выпускаются информационные стенды по данному вопросу. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. Родители участвуют в пополнении необходимыми материалами и оборудованием уголка экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов дошкольников в домашних условиях. Являются непосредственными участниками в проведении экскурсий, туристических походов, которые тоже способствуют развитию исследовательских способностей детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Библиографический список 1. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.- Изд. «Учитель»,2011- 174 с. 2. Савенков А.И. « Методика исследовательского обучения дошкольников. – Изд. « Учебная литература», 2010 – 125 с. 3. Деркунская В.А. « Проектная деятельность дошкольников» -М.- « Центр педагогического образования», 2013 – 141 с. Автор: Филимонова Эльвира Юрьевна | |
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Лошадь (18.03.2013) | | |
Просмотров: 915 |
Всего комментариев: 0 | |