Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Конспект занятия в подготовительной группе "Не попить ли нам чайку?"
Комплексное занятие в группе предшкольной подготовки по окружающему миру 12 апреля 2012 г.
Тема: «Не попить ли нам чайку?»
Цель: Знакомство с историей чая, его полезными свойствами и приготовлением.
Задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождения чая;
• Познакомить детей с различными видами чая: черный, зеленый, красный;
• Опытническим путем выяснить свойства чая: цвет, вкус;
• Дать детям представление как правильно заварить чай, а так же самостоятельно составить чайный сбор ;
• Выявить полезные свойства чая;
• Вызывать интерес к культуре русского чаепития
• Развитие мелкой моторики.

Материал дидактический: чай черный, зеленый, красный; чайник заварочный, самовар, чайная посуда; чайные добавки (мята, жасмин, лимон), экран, проектор.
Ход занятия
Эмоциональный настрой на занятие - Ребята, у нас сегодня с вами очень не обычное занятие. Сегодня вы узнаете очень много интересного. Давайте настроимся на занятие. Посмотрите на друг друга, улыбнитесь друг другу. Ведь с хорошим настроение и улыбкой даже самое трудное дело, становиться легким.

Сообщение темы занятия - Посмотрите к нам пришли гости. А когда к нам приходят гости, что мы делаем чтобы выразить свое доброе отношение к человеку, дружелюбие, внимание?
+….
- Конечно, предложим чаю . Кто сможет прочитать на доске написана тема нашего занятия.
+ «Не попить ли нам чайку?»

Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт - Культура чаепития уходит в давние времена. С давних времен люди считали, что нет ничего целебнее и вкуснее природных даров лугов, полей, лесов. Главное – уметь собрать эти дары и правильно использовать их сочетания.
На Руси издавна существовали свои традиционные напитки. Какие вы знаете?
+….
Это напитки из фруктов и ягод, из молока и сливок, сбитень – из меда и пряностей, квас, травяные и цветочные настои. Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой. Я сейчас буду начинать предложения про чай, а вы мне помогайте их закончить.

«Если вы замерзли – чай СОГРЕЕТ вас,
Если вам жарко – чай ОСВЕЖИТ вас,
Если вы расстроены –он вас ПОДБОДРИТ,
Если вы возбуждены – он вас УСПОКОИТ» (ответы детей)

Проблемный вопрос - Ребята, а что же такое чай?
+ ( ответы детей)
-Это чайное дерево, в форме куста, от 1 до 3 метров в высоту
- Откуда пришел к нам чай?
+…(ответы детей)

Новый материал - Родина чая – Китай. В Китае существует легенда. Китайский император ШЕН НАГ был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус, понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь раньше намеченного срока.
Прошло много времени, как люди научились готовить этот напиток. И этом напитку дали название. «цха» или «тха». Так звучит название «чай» на китайском языке. А вот этим иероглифом обозначается слово «чай». (показ).
(детям предлагается сказать, как звучит слово чай на разных языках мира).
По-португальски –чаа
По-японски – тья
По-английски – ти
По-немецки – тээ
По-арабски- ша
По-русски – чай
-Я вам предлагаю посмотреть на экран. Я вам расскажу: как же зеленые листья превращаются в чай, который мы пьем.
(презентация)
Вы посмотрели презентацию, не хотите отдохнуть?

Физкульт минутка «Я чайник — ворчун»
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами попить чай хочу! (Прыжки на месте.)

Исследование

Дидактическая игра

Практическая работа - Чай бывает разный по цвету: черный, зеленый, красный (показ).
-Возьмите стаканчик под номером 1. Рассмотрите его содержимое, понюхайте и ответьте мне на вопрос : « Какой это чай?»
+….
-Возьмите стаканчик под номером 2. Рассмотрите его содержимое, понюхайте и ответьте мне на вопрос : « Какой это чай?»
+…
-Возьмите стаканчик под номером 3. Рассмотрите его содержимое, понюхайте и ответьте мне на вопрос : « Какой это чай?»
+…
- Правильно, это красный чай. А может быть кто-нибудь знает как он называется?
+ ( ответы детей)
- Чай каркаде или лепестки суданской розы. Этот чай раньше могли пить только богатые люди. Так как он очень полезен для нашего организма.
Оказывается один лист может дать все эти оттенки чая в зависимости от обработки.
-Скажите, какой чай любят пить вашей мамы, папы, братики, сестрички, бабушки, дедушки?
+ ( ответы детей) Н, бодрый, горячий, холодный, зеленый.
-А поднимите руку, кто пил чай с какой-нибудь добавкой. С какой?( Что добавляют в чай?)
+ Ответы детей
У вас на столе стоят стаканчики, В этих стаканчиках находятся разные добавки.
(демонстрация мята(№4), жасмин(№5), шиповник(№6)). Изучение запаха, цвета, текстуры
Чай из мяты – это хорошее средство от простуды. С помощью мятного чая можно также справиться с нарушениями сна, расслабиться.
Цветы жасмина являются настоящими антидепрессантами, они благотворно влияют на нервную систему человека, помогают снять напряжение. Ещё жасмин считается прекрасным жаропонижающим и обезболивающим средством.
Шиповник. Прежде всего в нем содержится огромное количество витаминов.
В Древнем Китае чай называли «огнем жизни» и использовали как лекарство.
+ Ребята, а как вы думаете, для чего пьют чай.
• Теплый чай с лимоном, черным перцем и медом – средство при ангине;
• Чай использовали при ожогах;
• Чай от бессонницы;
• Промывают чаем нос;
• Чай облегчает зубную боль
• Настоем чая можно лечить волосы
Дидактическая игра « Угадай, чем пахнет чай?» ( Детям предлагается с закрытыми глазами угадать по запаху чайную добавку)
Давайте попробуем правильно заварить чай. Что для этого необходимо? Но каждая группа будет заварить свой чай. Первая – черный, вторая – зеленый, третья – красный.
Каждая группа под руководством учителя готовит чай.
1. Возьмите стакан с чаем
2. Соедините чай с добавкой ( жасмин, мята, шиповник)
3. Положите 3-4 ложечки чайной смеси в заварочный чайник
4. Заливание чая кипятком ( работа учителя на отдельном столе) Раньше люди чай заваривали из самовара ( демонстрация), а теперь из чайников ( демонстрация)
5. Чай должен настояться 5-7 минут
В современном мире используют пакетики с заваркой, которые были изобретены в Америке и сделаны были из тонкой ткани
-Пока чай заваривается, я предлагаю немного поиграть (дидактическая игра « Сервировка стола?») – детям предлагается приготовить стол для чаепития

Рефлексия -Вы все знаете, что без чашки у нас не получиться попить чаю. Каждый человек выбирает себе чашку для чая по душе. Кто-то любит большие чашки, кто-то – маленькие. Кто-то любит красочные. А у вас какая ваша чашка? (ответы детей)
-Сейчас я раздам вам листок, на нем нарисована чашка. Я предлагаю вам, Раскрасить эту чашечку. Но раскрашивать мы будем по- особенному. Кому очень понравилось занятие и было интересно раскрасит чашечку в красный цвет, кому просто понравилось, вы чувствовали себя на занятии спокойно, уверенно - раскрасят чашечку в желтый цвет. Ну а кому было не очень интересно – те раскрасят чашечку в синий цвет.
-Итак поднимите вверх ваши чашечки, я посмотрю понравилось вам занятие или нет.
-А что нового вы узнали сегодня?
Наш чай заварился. И я предлагаю нам с вами и нашими гостями испробовать чай.
Ну вот, мы сейчас приступим к чаепитию.
Кто знает как надо правильно пить чай?
( повторение правил поведения за столом)
- Приятного аппетита!!!



Автор: Иванова Н. Н., воспитатель класса предшкольной подготовки МНО школы №7 городского округа - город Галич Костромской области
Категория: Дошкольное образование | Добавил: (13.03.2013) | Автор: Иванова Наталья Николаевна E
Просмотров: 1356
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]