Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Комплексно-тематическое планирование музыкально-художественной деятельности старших дошкольников
Сегодня педагогическая наука обращает особое внимание на формирование у дошкольников особых интегративных личностных качеств - «способности к самоизменению, самообразованию, умения спокойно и адекватно отвечать на вызовы окружающей действительности, гибко и творчески реагировать на неожиданные обстоятельства, креативности, способности к самоанализу, рефлексии, произвольности, управляемости поведения, ответственности, целеустремленности, эмоциональной устойчивости» (А.И.Буренина).
О.П. Радынова, руководствуясь новыми положениями в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отмечает положительный момент при проведении мониторинга: педагоги в первую очередь должны учитывать интегративные личностные качества детей, а затем знания, умения и навыки. «Если говорить об образовательной области «Музыка», то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей), несомненно, внесет свой весомый вклад в формирование… интегративных качеств детей» (О.П.Радынова). Существенное влияние на развитие данных качеств оказывает потребность ребенка в активной художественно-творческой деятельности, которая появляется в дошкольном возрасте.
По определению Я.А.Коменского, в искусстве проявляются способности и дарования человека. А.В. Луначарский придает большое значение литературе, музыке, театру в формировании личности ребенка, подчеркивая, что эстетическое содержание должно пронизывать всю жизнедеятельность детей. Высокохудожественные произведения искусства способствуют становлению познавательных и нравственных качеств личности, развивают художественные способности ребенка, но, главное, раскрывают его творческий потенциал, формируют эмоциональный и духовный интеллект.
«Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движением, словом» (программа «Детство»).
«В образовательном процессе интеграция - это соединение знаний из разных областей на основе одной темы, образа, сюжета» (И.В.Кошмина). Целью интеграции является объединение разных видов деятельности в целостный педагогический процесс формирования у детей представлений об окружающем мире и освоение в комплексе всех видов музыкально-художественной, коммуникативной, двигательной и игровой деятельностей.
В настоящее время педагогическая наука связывает содержание художественно-эстетического направления с другими разделами программы: с ознакомлением с природой (Е.В.Клюева, О.Ю.Зырянова, Е.К.Янакиева), математическим развитием (Т.С.Шевченко, В.А.Лаптева, В.А.Рылькова и др.). Интегрированный подход в обучении помогает сформировать «целостные понятия и представления о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Проблема интеграции актуализирует, прежде всего, универсальные понятия и категории, присущие всем видам детской деятельности» («Концептуальные подходы к организации образовательного процесса, основанного на принципе интеграции образовательных областей»). С помощью интегрированного подхода устанавливаются связи и решаются задачи одной образовательной области совместно с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей. Следовательно, учитывается принцип интеграции образовательных областей, единых целей и задач - воспитательных, развивающих и обучающих.
В «Концептуальных подходах к организации образовательного процесса, основанного на принципе интеграции образовательных областей» наряду с другими принципами выделен комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который тесно взаимосвязан с интеграцией образовательных областей. Комплексно-тематический принцип подчиняет единой теме основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Это помогает снизить нагрузку большого потока информации в целях охраны и укрепления здоровья детей, предоставляя больше времени для игры, практики, экспериментирования, развития понятийного мышления в совместной деятельности со взрослым, и в самостоятельной деятельности детей. Темы в разных возрастных группах похожи, что обеспечивает преемственность в образовательном процессе, органичное развитие дошкольников. Тематический принцип также учитывает региональный и культурный компоненты, формируя представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе.
Комплексно-тематическое планирование педагогического процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей позволяет педагогам совершенствовать свою работу, согласованно и творчески действовать воспитателям, музыкальным руководителям, инструктору по физкультуре, эстетам, психологам, логопедам.
Для нас, музыкальных руководителей, очень важна роль образовательной области «Музыка» в организации работы всего детского сада. Музыка с раннего возраста открывает ребенку мир всевозможных эмоций и переживаний, развивает эстетический вкус, формирует правильные представления об эталонах красоты, оказывает большое влияние на становление культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации детей. Музыкальное искусство может свободно интегрироваться с другими искусствами и науками, поэтому оно должно стать основным компонентом образовательного процесса. Планируя работу по музыкальному воспитанию, мы стараемся подбирать и адаптировать для детей высокохудожественный и доступный музыкальный репертуар с учетом тематического и программного содержания других образовательных областей.
(ссылка на приложение www.docme.ru/doc/124430/Приложение_Планирование)
Литература
1. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
2. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О.А. Куревина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
3. Мерзлякова, С.И. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников // Музыкальный руководитель, №2, М.: Издательский дом, Воспитание дошкольника, 2010.
4. Постоногова, Л.П. Народное декоративно-прикладное творчество на занятиях в детском саду на примере Поволжского региона: Программа и методические рекомендации. Региональный компонент / Л.П. Постоногова, Л.А. Лаврухина. Тольятти: фонд «Развитие через образование», 2003.
5. Радынова, О.П. Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения // Справочник музыкального руководителя № 0, 2012.




Автор: Чернова Елена Геннадьевна, Санникова Галия Равиловна, музыкальные руководители высшей категории 
АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №201 "Волшебница", г. Тольятти


Источник: http://www.docme.ru/doc/124430/Приложение_Планирование
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Данилова (06.03.2013)
Просмотров: 883
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]