Главная » Статьи » Конкурсные работы » II Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

Влияние иллюстраций на понимание литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами, люди стали меньше читать художественную литературу - все это создает предпосылки и прямую угрозу развитию языковой культуры. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся обучению языку, формированием речи подрастающего поколения. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой большой вклад внесли Е.И. Тихеева, В.А. Флерина, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская и др. Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Влияние иллюстрации на понимание текста, как доказали исследователи (Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, Е.А. Езикеева, Т.А. Репина, Н.А. Курочкина и др.), проявляется в увеличении общего количества воспроизводимых детьми отрывков при пересказе, улучшения понимания основных смысловых моментов, возрастании связанности содержании высказываний. Иллюстрации помогают детям излагать прослушиваемый текст более выразительно, образно, способствуют возникновению у них эмоционального отношения к героям. Важнейшей формой ознакомления дошкольников с художественной литературой считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи развития речи. Занятия по развитию речи отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Нами была составлена и апробирована на педагогической практике непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой: знакомство с рассказом Е. Чарушина «Лисята», со стихотворением С. Михалкова «Дядя Степа», чтение рассказа Л.Н. Толстого «Два товарища», рассказа Н. Носова «Заплатка», рассказывание детям русской народной сказки «У страха глаза велики», развлечение «Хоровод сказок». Дети внимательно, с интересом слушали рассказ Е. Чарушина «Лисята», активно участвовали в беседе по содержанию произведения. Далее рассмотрели иллюстрации к рассказу. Особенно детям понравилась картинка, на которой был изображен лисенок, сидящий в сапоге. Маленький зверек очень понравился ребятам, и они назвали его веселым, смешным. После просмотра иллюстраций, дети пересказывали рассказ. Значительную помощь при составлении собственного рассказа сыграли иллюстрации. Практически все воспитанники справились с заданием. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя Дяди Степы С. Михалкова показывая иллюстрации, мы обращали внимание детей на передачу характерной внешности героя, задавали вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Во время чтения рассказа Л.Н. Толстого «Два товарища» у детей воспитывались такие качества, как верность, преданность, взаимовыручка, формировалось представление о товариществе, о смелости и находчивости, развивалось умение давать оценку поведения героев. После просмотра иллюстраций и беседы по содержанию дети инсценировали рассказ. Перед чтением рассказа Н. Носова «Заплатка» вместе с детьми рассмотрели портрет писателя, вспомнили и назвали другие его произведения по памяти, с опорой на наглядность. С целью привлечения внимание детей к иллюстрациям по произведению они были вовлечены в соревнование «Кто подробнее разглядит картинку». Далее дети рисовать портрет Бобки – г лавного героя рассказа Н. Носова «Заплатка» - в подарок детям младшей группы. Дети припомнили также рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Это веселый рассказ, а веселая книга способствует воспитанию чувства юмора, которое связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Поэтому следующее занятие было посвящено рассказыванию сказки «У страха глаза велики», с последующим пересказом детей. Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу. В заключении было проведено развлечение «Хоровод сказок». К детям пришли сказочные герои: Буратино, Мальвина, Василиса Премудрая, Карлсон, Незнайка и в игровой, занимательной форме обобщили и систематизировали знания детей о произведениях детской художественной литературы. Одно из заданий была игра «Собери сказку» - иллюстрации к сказкам разрезали на несколько частей, смешали между собой. Детям нужно было как можно быстрее собрать иллюстрации к сказкам. Итак, рассматривание иллюстраций по произведениям детской художественной литературы сопровождалось вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, чтением стихов и отрывков из произведений. Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организовывалось во все моменты жизни детей в детском саду, во время игр и прогулок, в бытовой деятельности и труде. Часто дети сами просили почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе обновлен уголок книги - это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. В старшей группе содержание книжного уголка разностороннее за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине 8–10, но в распоряжении детей книг больше. Дети самостоятельно пользуются библиотечкой. В перечень художественной литературы для старших дошкольников входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь имеются произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них. Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей. 

Список литературы 
1.​ Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина В. И. : Учеб. пособие. – М. : Академия, 2000. – 400 с. 2.​ Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…» : Пособие для чтения и рассказы​вания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями) / З. А. Гриценко.– М. : Просвещение, 2004. – 143 с. 3.​ Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М. : Академия, 2012. – 256 с.



Автор: Семенова Виктория Вячеславовна, студентка 2 курса специальности «Специальное дошкольное образование» ГАОУ СПО СМПК г. Стерлитамак Республика Башкортостан Руководитель: Шарапова Ольга Владимировна, преподаватель специальных дисциплин ГАОУ СПО СМПК г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Категория: II Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (07.08.2013)
Просмотров: 1667
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]