Главная » Статьи » Конкурсные работы » II Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

Исследовательская работа по психологии на тему «Характер человека»
«Сколько людей – столько и характеров», – очень часто можно услышать. И это на самом деле так, двух абсолютно одинаковых людей на земле нет. Люди имеют различные системы мировоззрения, принципы, увлечения и ценностей, по-разному реагируют на определенные внешние раздражители и события. Характер человека обуславливает его личные поступки, из которых как раз-таки складывается вся жизнь.

Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что характер человека является важнейшим фактором личности. Он оказывает влияние как на поступки человека, так и на его взаимодействие с окружающим миром, а отсюда и на его социальное положение.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. 

Отметим, что характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер тесно связан с мировоззрением. Своим поведением, конкретными поступками человек практически решает мировоззренческие проблемы, хотя далеко не всегда осознает это. Сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию человека: жизнерадостностью обладают люди, которые весьма отличаются друг от друга взглядами и убеждениями. Связь характера с мировоззрением, моралью есть особый случай связи характера с образом жизни человека. 
Каждая эпоха порождает свои характеры. Типичные черты характера определяются теми историческими условиями, в которых живет человек. Индивидуальное же своеобразие характера порождается неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, его воспитание. 

Для понимания физиологической основы характера обратимся к работам И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, а особенно к его учению о свойствах и типах нервной системы. В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента. В основу классификации типов нервной системы Павлов положил:1) силу основных нервных процессов - раздражительного и тормозного; 2) уравновешенность возбуждения и торможения; 3) подвижность этих процессов.

Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Она прежде всего выражается в способности «выносить» сильные раздражители. Сильный тип - с большим запасом такого вещества, слабый - с малым. Слабая нервная система, когда на нее действуют очень сильные раздражители, истощается и дает неврозы. Работоспособность сильной нервной системы выражается в легкости установления условных связей при сверхсильных раздражителях. Согласно принципу силы нервной системы, И.П. Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа сангвиникам и холерикам как типам сильным.

Таким образом, тип нервной системы, является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течении жизненного опыта и которые, по взглядам И.П. Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми «данными» силы, уравновешенности и подвижности нервной системы.

Ученые и психологи называют характером человека индивидуальное сочетание определенных свойств личности, которые определяют отношение его ко всей окружающей среде и проявляются в его поступках.

В научной литературе по психологии существует несколько критериев, за которыми определяют типы характера человека. Мы лишь рассмотрим основные из них.

Наиболее популярна типология характеров, предложенная известным немецким психологом Э.Кречмером, следовательно которой характер человека зависит от его телосложения. Кречмер описал основных три типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров:

Пикники (от греч, πυκνός - толстый, плотный) - склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами.

Атлетики (от греч, ἀθλητικός - свойственный борцам) - широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой.

Астеники (от греч, ἀσθενές - слабый) - это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладании внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).

Интроверт — весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.

Экстраверт - прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать.

Особенности разных темпераментов может помочь человеку разобраться в чертах характера, если они ярко выражены, однако люди с ярко выраженными определенными темпераментами встречаются достаточно редко, чаще всего встречается смешанный темперамент в разной степени выраженности. Но преобладание какого-либо типа темперамента может помочь определить тип характера человека.

Холерик - порывистый, страстный, быстрый, однако совершенно неуравновешенный человек, с резко меняющимся настроением с всевозможными эмоциональными вспышками и быстро истощаемый.

Флегматик - невозмутим, неспешен, имеет устойчивое настроение и стремления, внешне очень скуп на проявление чувств и эмоций. Он проявляет настойчивость и упорство в работе, оставаясь уравновешенным и спокойным.

Меланхолик - легко ранимый человек, склонный к постоянному сильному переживанию разнообразных событий, он очень остро реагирует на любые внешние факторы.

Сангвиник - подвижный, горячий, живой человек, с очень частой сменой впечатлений, настроения, с быстрой реакцией на абсолютно все события, которые происходят вокруг него, достаточно легко примеряется с собственными неприятностями и неудачами.

Существует огромное количество классификаций типов характера человека, даже лучше сказать, попыток систематизировать все знания о жизни человека и психологии его поведения, однако никакая из них не может является столь глубокой и столь эффективной. Поскольку каждый человек, проходя периоды закладки тех или иных характеров в своей жизни, собирает их все в себе для того, чтобы всю оставшуюся жизнь проживать индивидуальностью.

Подводя итог нашей работе, следует обобщить все вышесказанное. Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.



Автор: Глухова Елизавета Сергеевна, учащаяся 7Б класса МБОУ СОШ № 5 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Руководитель: Хорошаева Ольга Викторовна, педагог-психолог

Категория: II Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (21.07.2013)
Просмотров: 1320
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]