Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) |
«Кто чистит уши по утрам, тот поступает мудро»
• Показать и дать понять, что умение слышать и слушать, важны в общении. • Навыки активного слушания можно выработать в процессе тренировки. «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы мы больше слушали и меньше говорили». Упражнение 1: «Что в имени тебе моем?» Цель: Настроить группу на занятие, вызвать положительный эмоциональный настрой. Ход игры. 1 этап: Ведущий бросает мяч и называет имя того, кто будет ловить подачу (мяч обязательно должен перелететь через внутригрупповое пространство). Так до тех пор, пока имя каждого участника не будет названо. Последний человек, замыкая круг, называет имя ведущего. Повторить игру, уточнить, все ли игроки запомнили, от кого пришел к ним мяч и к кому он был отправлен? 2 этап игры: Мяч отправляется по кругу в той же последовательности. Когда 2-3 уже назвали своего адресата, другой мяч отправляется по тому же кругу. И так поочередно в путь отправляются 3-5 мячей или игрушек. Ведущий последовательно убирает прилетевшие к нему предметы связи. Вопросы к учащимся: • Трудно ли было следить за «связующими нитями»? • Что отвлекало? Что вызывало опасения? • Пришло ли чувство уверенности, если «да», то с чем оно было связано? Ведущий: Сегодня на занятии мы узнаем, кто является лучшим собеседником, почему люди часто не понимают друг друга, зачем человеку учиться «слушать другого». Упражнение 2: «Беседа». Цель: Настроить на мысль, что если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать другого. Ход игры: Участники разбиваются на пары, каждому в тайне от другого ведущий называет тему разговора (например: у одного «мороженое», у другого «стройматериалы»). Дать задание: попытаться разговорить на эту тему своего партнера. Вопросы к учащимся: • Трудно было или легко? • Кому удалось выполнить задание? • Как вы это сделали? Почему не удалось выполнить задание? Что говорят психологи: Достаточно дать человеку выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявить максимально внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный собеседник за это с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие. • А кто же должен уступить и стать сначала слушателем? Тут вспоминается положение устава французской армии: «Если встречаются военнослужащие одинакового звания, первым отдает честь тот, кто умнее». Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать другого. ПРАВИЛО 1: Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их. Ведущий: А трудно ли говорить и слушать (беседовать) если говорят и слушают одновременно все? Попробуем. Упражнение 3: «Договор или телефонный узел». Цель: Развитие аудиального внимания (внимания слушателя). Ход игры: а) Все участники садятся в круг и выбирают партнера, сидящего напротив. Задание: Договориться о встрече, назначить место, обговорить, как они узнают друг друга, куда пойдут и во сколько встретятся. Договариваться все начинают одновременно. На это дается 5 минут. Затем попросить пары по очереди рассказать о том, о чем они договорились. б) Договориться о совместной поездке куда-либо, но с закрытыми глазами. • Легко или трудно было вам договариваться? Поделитесь своими чувствами. • Какими приемами вы пользовались? (Эффективнее будет изменение такта, ритма речи, тембра голоса. Настроиться на «волну» своего собеседника). А умеем ли мы слушать так, чтобы с нами хотели разговаривать? Что нам для этого надо? ( заинтересованность, доверие, внимание…). Беседа: Это интересно. Условно людей можно разделить на такие типы слушателей: Оценщик: Постоянно судит о сказанном в зависимости от личных пристрастий. Всем ставит оценки: «хорошо» или «плохо». Толкователь: Для этого типа важнее не «что», а «почему» сказано. С ним трудно говорить, все время чувствуешь себя как под ренгеном ( «Я знаю почему ты так сказал… Ты хотел…). Сердобольный: Излишне сочувствующий, во всем соглашающийся слушатель. Диагност: Склонный к нравоучениям, раскладывающий все по полочкам. Перебивает собеседника: «Чем вы это докажите… Приведите конкретный пример…» Это вызывает ощущение допроса, а не общения. Фельдфебель: Склонный к диктату, приказам, не слушает, а снисходительно-повелительно выслушивает. («повторите еще… говорите громче, медленнее…). Заяц: Уклоняющийся от беседы слушатель. Все рассмотренные стили слушания являются помехой в общении, не дают собеседнику полностью высказаться, передать свои эмоции, мешают вам правильно понять его. Все мы время от времени бываем то одним слушателем, то другим. Упражнение 4: «Красный карандаш». Цель: Почувствовать и отрефлексировать свои эмоции при общении с определенным типом слушателя. Ход игры: Вы знаете, что такое красные пометки в ваших тетрадях. Если их много – вы уже знаете, что выполнили работу неправильно. Вот и мы сейчас поиграем. По кругу: один человек говорит своему соседу фразу (например: «Я устал…»), сосед делает ему «пометку красным карандашом», например («Меньше надо по улицам болтаться, тогда и уставать не будешь…»). И так далее по кругу. • Поделитесь своими чувствами. Что вам хотелось ответить на реплику своему собеседнику? Почему? • Захотелось ли вам после этого продолжить разговор? Есть еще один тип слушателя: Понимающий – Это собеседник, который пытается нас понять и не оценивать наших слов, не анализирует зачем мы это сказали, не навязывает нам свое сочувствие, не пытается разложить нашу речь по «полочкам». Он действительно нас слушает и слышит именно то, что мы хотим говорим. Упражнение 5: « Я за тебя отвечаю». Цель: получить конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенной на собственной системе домыслов, ожиданий, обобщений и реальным впечатлением от этого человека. Это поможет избежать искажений в общении. Ход игры: Доброволец выбирает из группы того человека, с кем по его мнению возникло у него большее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Задание: На вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы ответил бы его напарник. Напарник молчит и мысленно отмечает где отвечающий игрок попал в точку, а где ошибся. Затем можно поменяться ролями. • Каково было слушать молчащему, где были точнее попадания, а где бы он ответил иначе? • Легко ли было отвечать на вопросы, как и за счет чего он находил ответы? ПРАВИЛО 2: Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Упражнение 4: «Паутинка». Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения. Ход игры: Участники встают к круг. Правую ладошку раскрывают наверх, левую опускают ладошкой вниз. Все закрывают глаза и стараются найти и взяться за ладошки других участников. Затем весь круг пытается «распутаться». Подведение итогов занятия: • Понравилось ли вам занятие? • Что нового узнали? Что удивило? • Какие знания, полученные на занятии, хотелось бы внести в свою жизнь? [b]Автор: педагог дополнительного образования детей Степанова Марина Леонидовна, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Собинского района Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.[/ | |
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Лариса_Михайловна (28.03.2013) | |
Просмотров: 883 | |
Всего комментариев: 0 | |