Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) |
Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Незнайки в страну Здоровей-ка»
Актуальность: В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду. Одной из таких форм является непосредственно образовательная деятельность, построенная на использовании активных методов обучения. Практическая значимость: Разработанный сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием активных методов обучения может быть использован в практике дошкольного образования, ориентирован на детей 4-5 лет. Мероприятие наглядно демонстрирует и доказывает эффективность организации именно совместной деятельности двух воспитателей (которая вызывает много трудностей у воспитателей). Данное мероприятие будет полезно для воспитателей, в работе по формированию у детей знаний об основах культуры и охраны здоровья. Инновационная направленность: Состоит в разработке непосредственно образовательной деятельности с использованием активных методов обучения, направленной на формирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью, как к единому целому; развитие интереса к своему телу и его возможностям; превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия. Степень распространения представленных материалов: Материал представлен в Интернет на сайте по адресу: www.edu-reforma, является участником Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», где вошел в десятку лучших. Образовательная область: физкультура и здоровье. Возрастная группа: средняя группа. Продолжительность: 20 минут. Авторы: Ячевская Татьяна Владимировна, Шабанова Ольга Борисовна - воспитатели. Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение города Бузулука «Детский сад № 2». Классификация мероприятия в системе образовательных мероприятий: Итоговое мероприятие по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни. Разучивание движений музыкальной разминки, просмотр мультипликационного фильма «Незнайка», разучивание самомассажа, различных видов гимнастик. Психолого – педагогическая характеристика особенностей группы: Группу составляют дети пятого года жизни. Для детей характерна способность к общению и эмоциональные отношения с другими людьми; возросшая способность речевого общения и самовыражения; способность понимать разницу между добром и злом, хорошим и плохим. Цели: Закреплять основы культуры и охраны здоровья детей. Задачи: Образовательные: Закреплять начальные представления о здоровом образе жизни. Учить преодолевать барьеры в общении. Развивающие: Развивать коммуникативные качества. Закреплять положительный оздоровительный эффект, продолжать улучшать самочувствие и настроение детей. Воспитательные: Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. коллектив в ходе мероприятия: Расширять представления о важности для здоровья гимнастики, движений и закаливания. Закреплять понятия «здоровье» и «болезнь», умение заботиться о своем здоровье. Формировать навыки правильного выполнения движений. Формировать интегративное качество овладения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: Закреплять основы культуры и охраны здоровья детей. Оборудование: Массажные коврики, конверт с письмом, иллюстрации животных, музыка для релаксации, ватман, клей, картинки с положительными и отрицательными героями. Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: Мероприятие построено так, чтобы у детей не было ощущения, что их принуждают. Они участвуют на личной заинтересованности, возникновение и закрепление которой обеспечивает использование АМО. Мотивом организации детей на мероприятие служит включение в игровую деятельность. Интеракция построена на знакомом детям материале и способствует активизации знаний и представлений, их обогащении и закреплении. Большое внимание уделено коммуникации – обмен информацией из личного опыта, стимулирование речевой активности (формулировка полных ответов), обоснование своих выборов и решений. Участие детей в той или иной части мероприятия организовано посредством последовательной смены видов деятельности. На протяжении всего мероприятия дети включаются в разные виды деятельности: умственную, художественную, двигательную. Созданы условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность. Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации: Используемые АМО активизируют детей на выполнение совместной деятельности, построенной на основе имеющихся знаний, умений, навыков. Это в свою очередь обеспечивает успешность участия каждого ребёнка и закрепление пройденного материала. Содержание выбранных АМО и методов модерации построено на материале, раскрывающем тему совместной деятельности, посредством чего реализована цель занятия и решены задачи. В соответствии с Федеральными государственными требованиями дошкольного образования содержание компонентов мероприятия (этапов) подобрано с учётом глубокой интеграции образовательных областей: познание формирование знаний об окружающем мире с точки зрения культуры здорового образа жизни (предметное, социальное, природное окружение). Социализация Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Формирование патриотических чувств. Коммуникация развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Художественное творчество развитие продуктивной деятельности (аппликация). Здоровье Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содержание мероприятия, построенное на основе АМО и методов модерации, способствует формированию таких интегративных качеств воспитанника как: любознательность, активность познавательных интересов и социальной деятельности. Знания, умения и навыки носят практико-опознавательный характер. Развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в сво¬бодное время занимать себя интересной деятельностью: Эмоциональная стабильность и отзывчивость. Владение средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы). Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. Ожидаемые/полученные результаты мероприятия: Закрепление, уточнение и обогащение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни. Установление взаимосвязи между миром природы и миром людей и определение зависимости социальной жизни от явлений природы. Данные задачи реализованы в ходе этапа проработки содержания посредством АМО: «Здравствуйте», «полезно - вредно», различных видов гимнастик. Активизация опыта творческой деятельности детей (навыки гимнастики, и игровой подвижной деятельности, навыки аппликации, развития речи) в новой социально обусловленной ситуации (в игре «Страна Болей-ка, Здоровей-ка»). Это способствует использованию имеющихся навыков в самостоятельной деятельности. Данные задачи решены на этапе проработки содержания посредством следующих АМО: «полезно - вредно», «Гимнастика зверей». Активизация коммуникативной деятельности детей (вербальное, эмоциональное, тактильное общение) на основе личного опыта – «Здравствуй», «Паровоз», «Релаксации». Способность адекватно оценивать свои и чужие возможности, знания, поведение и обосновывать свою оценку «Страна Болей-ка, Здоровей-ка»)». На протяжении всего мероприятия посредством АМО у детей закрепляли начальные представления о здоровом образе жизни. Анализ степени реализации принципов современного образования: Закрепили начальные представления о здоровом образе жизни. Научились преодолевать барьеры в общении. Закрепили понятия «здоровье» и «болезнь», сформировались навыки правильного выполнения движений. Сформированы интегративное качество овладения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Анализ и оценка воспитателей апробации: Проведение данного мероприятия, построенного на АМО и методах модерации, позволило повысить качество процесса активизации детской деятельности (умственной, творческой и двигательной) за счёт постоянно заинтересованности и активности детей. Нетрадиционное начало мероприятия позволило сформировать стойкий интерес ко всей деятельности – детей не вынуждали, не заставляли. Они на основе возникшего интереса самостоятельно сделали выбор в пользу участия в совместной деятельности. Находясь в определённой роли, дети более активно участвовали в разных этапах мероприятия. При использовании АМО легче и продуктивнее строится процесс взаимодействия: в ходе бесед, в ходе одностороннего сообщения информации; в процессе активизации детской деятельности. Важную роль использование АМО играет в формировании эмоционально-мотивационного компонента деятельности детей. Использование АМО позволяет детально продумать решение не только образовательных задач, но и воспитательных, развивающих, причём в комплексе. Ход: Подробное описание АМО по установленной схеме : - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Коммуникативная игра « Здравствуй!» [3] Цель: Учить преодолевать барьеры в общении. Технология проведения: Дети и герой здороваются пальчиками, говорят при этом «здравствуй!», потом ладошками, локтями, коленочками, животиками… Ход: Незнайка лежит под одеялом, чихает, кашляет, около него носовые платочки, градусник. Воспитатель: Незнайка, почему ты такой грустный? Незнайка: Я всё кашляю, чихаю, как здоровым стать не знаю! - Незнайка, а ты знаешь, на какое слово похоже слово «Здоровье»? Ребята, помогите Незнайке! ( дети отвечают) Воспитатель: Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «Здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы. Незнайка: А у нас вот так здороваются… Коммуникативная игра «Здравствуй!» Дети здороваются пальчиками, говорят при этом «здравствуй!», потом ладошками, локтями, коленочками, животиками… Незнайка начинает хныкать, шмыгать носом, жалуясь на простуду Воспитатель: Не плачь, Незнайка, я знаю, что нам нужно делать, наш паровозик отправится в страну Здоровейка, уж там-то точно, знают, как стать здоровым! - Личностные: проявление инициативы. - Регулятивные, включая действия саморегуляции : удержание в памяти условий игры. - Познавательные, включая общеучебные и логические: знание значение слова «здоровье». - Знаково-символические: умение повторять соответствующие движения за героем. - Коммуникативные: умение образовывать новые слова по аналогии со знакомыми. - Информационная: способность зрительно и словесно принимать информацию. - Учебно-познавательная: развитие двигательной памяти. - Коммуникативная: доброжелательное отношение друг к другу. - Социальная: использование в общении «вежливых» слов. Упражнение: « Гимнастика домашних животных» [1]. Цель: Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях. Предварительная подготовка: подготовить ребенка к показу упражнений со стихотворным сопровождением. Технология проведения: показ картинки животного, выполнение упражнения. Примечание: обращать внимание на правильность выполнения гимнастики, следить за осанкой. Необходимые материалы: картинки животных. Ход: Воспитатель: Вот мы и приехали (См. приложение 1) - Личностные: способность сосредоточенно действовать. - Регулятивные, включая действия саморегуляции: умение напрягать и расслаблять мышцы тела. - Познавательные, включая общеучебные и логические: - Знаково-символические: умение соотносить образ картинки с действиями. - Коммуникативные: развитие монологической речи. - Информационная: представление о составляющих здорового образа жизни. - Учебно-познавательная: накопление и обогащение двигательного опыта. - Коммуникативная: отчетливое произношение словосочетаний. - Социальная: побуждение к активной деятельности. Фаза 2 «Работа над темой» Упражнение: «Полезно-вредно». Цель: уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах питания; о режиме дня, о личной гигиене, развивать внимание, память, воспитывать желание быть здоровым. Предварительная подготовка: беседа о режиме дня, о правильном питании, о личной гигиене, просмотр книг о здоровье человека. Примечание: учить детей отвечать полным ответом, уточнять, почему он так думает. Проведение: Дети встают в круг. Незнайка говорит, как проходит его день, если это полезно - а дети с хлопают в ладоши, если это вредно - топать ногами. Ход: Воспитатель: Давайте немного поиграем, Незнайка будет говорить, как проходит его день, а мы с вами будем хлопать в ладоши, если это полезно, и топать ногами, если это вредно. Незнайка: Я просыпаюсь рано утром (хлопают), Сажусь смотреть мультики (топают), иду умываться холодной водой (хлопают), сажусь за стол и кушаю конфеты (топают), Чищу зубы, смотрю телевизор очень близко к экрану, хожу по улице без шапки зимой, люблю бегать, прыгать, танцевать, в комнате у себя никогда не убираюсь, там столько пыли, апчхи! Гуляю много на свежем воздухе. Воспитатель: а как же гимнастика? Разве ты не делаешь её по утрам? Незнайка: Нет, не делаю, а что это такое? Воспитатель: Ребята, научим Незнайку гимнастике? - Личностные: ответственное отношение к выполнению правил игры. - Регулятивные, включая действия саморегуляции: координация речи и движения. - Познавательные, включая общеучебные и логические: умение делать простейшие выводы о том, что хорошо и, что плохо. - Знаково-символические: умение использовать условные сигналы (хлопок, топот). - Коммуникативные: побуждение к обсуждению различных ситуаций (полезных и вредных для здоровья) - Информационная: представление о полезных и вредных для здоровья продуктах, действиях. - Учебно-познавательная: осознанное отношение к своему здоровью. - Коммуникативная: помогать логично и понятно высказывать суждение. - Социальная: формирование личного отношения к соблюдению здорового образа жизни. Упражнение Самомассаж [3]. Цель: способствовать повышению иммунитета сопротивляемости организма различным болезням, Формировать у детей сознательное стремление к здоровью. Развивать навык собственного оздоровления. Предварительная подготовка: разучивание самомассажа. Технология проведения в соответствии с текстом выполнять упражнения. Необходимые материалы: мягкие коврики Ход: Выходим мы на крылечко На крылечке ножками потопали, Ручками по щёчкам похлопали. Ладошками глаза закрыли И пальчики раздвинули, раскрыли. Дружно присели, Через пальчики посмотрели. Пальчики в кулак сжимаем, Воздух набираем. Пальчики разжимаем, Воздух выдыхаем. Ладошками по грудке постучим, Погладим и немножко помолчим. Пошёл Незнайка босиком прямо по дорожке, А за ним и мы идём поднимая ножки. Шагает Незнайка по тропинке, Воздухом дышит полной грудью. Вдохнём и мы воздух. Помните о правилах дыхания. Плечи… не поднимать Животом… помогать Втягиваем воздух чем? Носом! - Личностные: воспитание у детей оптимизма и жизнерадостности. - Регулятивные, включая действия саморегуляции: координация речи и движения. - Познавательные, включая общеучебные и логические: обучить приемам самомассажа. - Знаково-символические: умение повторять соответствующие движения в соответствии с текстом стихотворения. - Коммуникативные: использование невербальных способов общения - Информационная: способность словесно принимать информацию. - Учебно-познавательная: накопление и обогащение навыков здорового образа жизни. - Коммуникативная: умение объединяться с детьми для совместной игры - Социальная: побуждение к активной двигательной деятельности. Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Релаксация [3] Цель: Учить детей приемам релаксации, ориентироваться в пространстве, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Технология проведения Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика: Ход: Воспитатель: А теперь давайте все вместе немного отдохнём. Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика: Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени. Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди. Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени. Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди. - Личностные: способность управлять своим поведением. - Регулятивные, включая действия саморегуляции: умение соблюдать тишину. - Познавательные, включая общеучебные и логические: умение расслабляться. - Знаково-символические: умение действовать по условному сигналу. - Информационная: знакомство с приемами релаксации. - Учебно-познавательная: умение сосредоточивать внимание на своих ощущениях. - Коммуникативная: умение объединяться с детьми для совместной игры - Социальная: умение соблюдать правила игры. Болейка и Здоровейка Цель:. Закреплять понятия «здоровье» и «болезнь», способность понимать разницу между добром и злом, хорошим и плохим. Предварительная подготовка: чтение художественной литературы, занятия по валеологии. Технология проведения На мольберте два ватмана: страна Болейка (мрачного цвета) и страна Здоровейка (голубое небо, зелёная травка), на подносе лежат бумажные фигурки людей, зверей, деревьев, тучек и т. д. «больные» и «здоровые», и клей-карандаш. Дети должны найти всех жителей стран Болейка и Здоровейка, и сказать, почему он так думает. Примечание. Дать возможность высказать свое мнение каждому ребенку. Необходимые материалы цветные картинки грустных, злых, добрых, веселых героев, клей, ватман – 2 шт., замки- означающие города. Ход: Посмотрите, ребята, всё перепуталось в стране Болейка И стране Здоровейка, надо расставить всё на свои места, иначе все станут кашлять и чихать! Дети вместе приклеивают фигурки. - Личностные: ответственное отношение к выполнению правил игры. - Регулятивные, включая действия саморегуляции: способность сосредоточенно действовать.. - Познавательные, включая общеучебные и логические: умение делать простейшие умозаключения. - Знаково-символические: способность использовать схематические изображения для решения задачи. - Коммуникативные: ясно и четко выражать свои мысли и желания в речи. - Информационная: представление о полезных и вредных для здоровья продуктах, действиях. - Учебно-познавательная: осознанное отношение к своему здоровью. - Коммуникативная: помогать логично и понятно высказывать суждение. - Социальная: формирование личного отношения к соблюдению здорового образа жизни. Использованная литература, источники информации 1.Психогимнастика на занятии по физической культуре. Конспект бинарного занятия с элементами анималотерапии для средней группы "Путешествие в Простоквашино». http://festival.1september.ru/articles/571107/. 2.Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/525027 М. Ю. Картушина, Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Авторы: Ячевская Татьяна Владимировна, Шабанова Ольга Борисовна - воспитатели. Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение города Бузулука «Детский сад № 2». | |
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Лариса_Михайловна (28.03.2013) | |
Просмотров: 990 | |
Всего комментариев: 0 | |