Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов)

Иппотерапия – путь к успеху!
Введение
Социально-экономические преобразования различных сфер общественной жизни в России затронули все слои населения, в том числе ухудшили положение детей в обществе. Ухудшение экономической и экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщины, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей и особенно матерей способствует росту числа детей- инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). В России около 1,5 миллионов детей столкнулись с данной проблемой. ДЦП это состояние, при котором поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Причина церебрального паралича — поражение двигательных центров или двигательных путей в процессе внутриутробного развития или при родах, чаще всего развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей.
На протяжении многих лет органы здравоохранения, по существу, не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривалось как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифицированные специалисты. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическая реабилитация может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее.
В данное время насчитывается огромное количество различных технологий социальной реабилитации, адаптации детей с ограниченными возможностями, но, несмотря на это, существует необходимость разрабатывать новые социальные технологии оздоровления, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого клиента.
В Омске проводится реабилитация детей с ограниченными возможностями с помощью иппотерапии на основании, утвержденного решением собрания учредителей Омского областного общественного фонда «Радовесть» Протокол № 1 от 10 сентября 2008 года, устава.
Нормативно-правовая база: Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики», Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», «Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Цель: создать условия для психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи технологии иппотерапии.
Эффекты:
1. Снижение чувства тревоги и страхов
2. Улучшение адаптации к реальному пространству и времени
3. Улучшение коммуникативных функций занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом;
4. Улучшение психоэмоционального состояния занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует себя в обычной жизни, а всадником, управляющим большим, сильным и грациозным животным, которое слушается и выполняет его команды.
Концепция:
Сущность иппотерапии заключается в том, что лошадь (hippos - греч.) при движении шагом выступает в роли терапевтического посредника для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает иппотерапевту корректировать двигательную активность больного.
На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, координация движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии. Технология применяется применяется к детям со следующей симптоматикой: нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног. Координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента. Иппотерапия предписывается детям с неврологическими нарушениями различной этиологии. Особенно рекомендуется детям с врожденными мозговыми нарушениями, посттравматическими, поствоспалительными и дегенеративными неврологическими симптомами, а также взрослым с рассеянным склерозом.
Знакомство с лошадью уже создает положительный эмоциональный фон. Мышцы ребенка разогреваются теплом лошади и массируются движениями мощной мускулатуры лошади;
В работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
Все это в целом способствует улучшению общего состояния организма, в т.ч. нормализации мышечного и сосудистого тонуса, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшает осанку и координацию движений, балансировку, инициирует и укрепляет двигательные рефлексы. Упражнения и игры на спине лошади, общение с ней стимулирует желание и умение слушать, дают ребенку возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе.
Иппотерапевт взаимодействуя с ребенком создает ситуации успеха, оказывает педагогическую поддержку, что закрепляет положительный эффект от реабилитационных занятий. Во время всего периода реабилитации иппотерапевт до и после каждого занятия заполняет реабилитационные карты, ведет календарь Настроения.
Задачи:
• Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
• Рассмотреть основные проблемы детей с ограниченными возможностями в современном обществе;
• Изучить применение технологии иппотерапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Проанализировать изменения психического состояния и двигательной способности детей с ДЦП под влиянием иппотерапии (в группе ОООФ «Радовесть»).
• Разработать базовую программу психолого-педагогической и социальной реабилитации для детей с диагнозом ДЦП;
• Проанализировать эффективность работы по предложенной программе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Иппотерапия- путь к успеху».
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение;
• Эмпирические: наблюдение за группой детей (10 человек), больных ДЦП, проходящих реабилитацию в ОООФ «Радовесть»;
Форма работы с детьми – индивидуальная
Содержание проекта: проект разработан с целью разработки и внедрения базовой программы реабилитации детей с диагнозом ДЦП при помощи способности лошадей благотворно влиять на состояние детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, при этом, влияя как на физическое, так и на психо-эмоциональное состояние ребёнка.

Тематика реабилитационных занятий по иппотерапии для детей с ДЦП

Содержание Количество занятий
Тема: «Рассказ о лошадях»
- Ознакомительное занятие (направлено на ознакомление и адаптацию ребёнка с ограниченными возможностями в новой для него среде )
• Знакомство с работниками ОООФ «Радовесть» (задачами знакомства являются налаживание контакта ребёнка с новыми людьми, получение им нового коммуникативного опыта и возможность более успешной адаптации ребёнка в новом для него обществе );
• Знакомство с «жителями» конюшни: иппотерапевтическими лошадьми и животными, находящимися в пределах конноспортивного центра(задачами данного знакомства является получение нового опыта общения ребёнка с животными и эмоциональная подготовка для бедующих иппотерапевтических занятий );
• Экскурсия по рабочему крытому и открытому манежу (в ходе которой обсуждаются возможные варианты иппотерапевтических занятий)
- Инструктаж по технике безопасности (в основном проводится с родителями ребенка, где обсуждается форма одежды для проведения иппотерапевтических занятий и дополнительные правила при работе с лошадью)
- Обсуждение различных ситуаций поведения(данное обсуждение используется с целью предотвращения возможных негативных реакций родителей в ходе иппотерапевтического занятия)
- Рассматривание иллюстраций на которых изображены лошади и фотографий занятий ( используется для повышения уровня мотивации ребёнка к новой деятельности) 2 занятия
Тема: «Знакомство с лошадью»(целью занятий является знакомство ребёнка с иппотерпевтической лошадью, подготовка и повышение уровня мотивации к иппотерапевтическим занятиям)
- налаживание взаимодействия ребёнка с лошадью (рассматривание лошади, наблюдение за ней, сенсорный и коммуникативный контакт с лошадью)
- Индивидуальное задание: нарисуй лошадь, рисунок «Моя лошадь» 2 занятия
Тема: «Взаимодействие с лошадью».
-Контакт с лошадью, поглаживание, кормление лошади
- Создание положительного эмоционального фона 4 занятия
Тема: «Я и лошадь».
- Посадка ребёнка на лошадь (целью первой посадки является преодоление возможных тревожных состояний связанных с новым взаимодействием с лошадью, формирование положительных эмоций, раскрепощение ребёнка и повышение мотивации к занятиям)
- Чувствуем лошадь
- Упражнения на взаимодействие с лошадью 3 занятия
Тема: «Мы - одна команда».
- Прогулка на лошади (формирование положительных эмоций, осуществление взаимодействия ребёнка, инструктора – иппотерапевта, лошади и окружающей среды)
- наблюдение за другими лошадями (формирование положительных эмоций и получение опыта общения)
4 занятия
Тема: «Поиграем».
- Игровые упражнения «Тянемся к ушкам» , «Прищепочки»(используются разноцветные прищепки, для возможного усложнения заданий), «Украшаем лошадку»(использование различных ярких заколок, крабиков, бантиков), использование мяча.
-Упражнения на координацию движений (повороты туловища, поочередное поднятие рук и ног, укладки сидя , сидя спиной назад , лёжа, и поперек.) 3 занятия
Тема: «Я на лошади скачу»(целью является увеличение нагрузки занятий, закрепление полученных результатов предъидущей деятельности)
- выполнение более динамичных упражнений
- игровые упражнения 6 занятия
Праздник «Посвящение в почетные конники»
- Театрализованное представление «Ты мой друг – и я твой друг»
- Вручение знака «Почетный конник» 1 занятие
Прогулки на лошади
- закрепление результатов работы 5 занятий

Практическая значимость: разработанная программа реабилитации при помощи иппотерапии, может быть использована для детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных, социальных центрах.
Ресурсы:
Кадровые («доктор» лошадь, инструктор - иппотерапевт для проведения реабилитационных занятий); материально-технические (дидактический материал для реабилитационных мероприятий).
Ожидаемые результаты:
• увеличение подвижности и объема движений, снижение спастичности,
• улучшение координации движений, равновесия (особенно заметно при верховой езде),
• улучшение речи,
• улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев), а значит, и улучшение возможностей выполнения бытовых процедур,
• повышение устойчивости к физическим нагрузкам;
• улучшение мышечного тонуса;
• появление уверенности в своих силах, активности, улучшение обучаемости и внимательности;
• снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, агрессивности, замкнутости.
• расширение круга общения больных детей, переключение спектра внимания и переживания с себя ("я больной, обо мне все должны заботится") на лошадь, о которой с помощью коновода может заботиться сам ребенок, научение новым умениям и навыкам (уход за лошадью, верховая езда).
Таким образом, по окончании реализации проекта ожидается улучшение показателей уровня эмоционального и физического развития каждого ребёнка исследуемой группы детей с диагнозом ДЦП.
Этапы:
1 этап – подготовительный (октябрь 2011). На данном этапе происходит формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта;
1. Изучение научно-методической литературы, опыта исследований по данной теме;
2. Разработка концепции проекта и плана мероприятий по реализации программы;
3. Создание инициативной группы для разработки проекта;
4. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта
2 этап – проектно-диагностический (ноябрь 2011.)
1. диагностика состояния исследуемой группы детей с диагнозом ДЦП;
2. анализ мониторинга реабилитационной деятельности ОООФ «Радовесть»
3 этап – практический (декабрь 2011- март 2012)
1. Обеспечение условий для реализации программы;
2. Реализация направлений проекта;
4 этап – обобщающий (апрель 2012.)
1. Обработка и интерпретация данных;
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
3. Разработка методических рекомендаций по внедрению проекта в реабилитационные центры.
Отчет о реализации проекта:
«Иппотерапия – путь к успеху »

Проект «Иппотерапия – путь к успеху » был разработан и реализован в 2011-2012гг. Проект направлен на решение проблемы психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, при помощи технологии иппотерапии.
В рамках проекта мы приобрели опыт написания, разработки и внедрения проектов социально-значимого характера. Приобрели опыт работы с нормативной правовой базой (изучение, анализ, разработка юридических документов), опыт взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Научились выявлять и анализировать круг проблем возникающих у детей с ограниченными возможностями и их родителей (или законных представителей). Нами были достигнуты следующие результаты:
• разработка и реализация проекта;
• налаживание коммуникативных контактов с детьми, имеющими ограниченные возможности, социальным педагогом, иппотерапевтом, инструктором - иппотерапевтом, коноводами, администрацией парка 30-летия ВЛКСМ и непосредственно с родителями детей;
• организация взаимодействия: ребёнок, инструктор – иппотерапевт, коновод, внешняя среда.
Самые яркие впечатления проект оставил непосредственно в ходе проведения занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности, в проведении с ними игр при помощи мяча и заколок «крабик» разного цвета.
Мы быстро находили контакт с детьми, при проведении занятия дети проявляли интерес, с многими детьми было гораздо сложнее закончить занятие, т.к. ребёнок желал продолжать несмотря на физическую усталость. При работе в парке у детей значительно повышалась самооценка и вследствие этого улучшалось эмоциональное состояние. При наложении занятий и между ними дети активно общались между собой, вследствие этого между ними формировались дружеские отношения, что благоприятно влияло на психологическое состояние ребенка. И уже после проведения занятий общение продолжалось далее.
Так же возникли проблемы в ходе реализации проекта. Первой проблемой являлось взаимодействие с родителями, т.к. с их стороны постоянно следовали попытки вмешательства в занятие. Было очень сложно объяснить родителям, что даже если ребенку сложно какое – либо действие, необходимо, несмотря на время позволить ему самому справиться с ним.
Проблемы были решены после проведения индивидуальной беседы с родителями, в ходе которой были объяснены действия инструктора – иппотерапевта, после чего родители, в некоторых случаях с усилием, преодолевали данный психологический барьер.
Перспективы развития мы видим в расширении географии проекта (создание филиала на базе Конезавода «Омский», привлечение социальных, реабилитационных центров и медицинских учреждений), проведение консультаций с родителями. А также большую заинтересованность в сотрудничестве высказала директор МДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 341» Бузова Ольга Викторовна.
В связи с недавним возникшим интересом общества к иппотерапии как инновационной технологии психолого-педагогической реабилитации, направленной в том числе, на решение различных социально-психологических проблем, проект «Иппотерапия – путь к успеху» нуждается в дальнейшей реализации на территории нашего региона и имеет большие перспективы развития.
Список литературы:
1. Дремова Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 130-174.
2. Джоан Бикнел, Хелен Хенн, Джун Вебб. Руководство по верховой езде. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов. – 1999.
3. Максимова А., Денисенков Н. Иппотерапия: эффективный метод реабилитации лиц с умственной отсталостью. – М.: НФ ЛВЕ ИКС, «Наш Солнечный мир». - 2005.

Автор и руководитель: Сенченко Наталья Викторовна, педагог-психолог ГАОУ СПО ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж», город Анадырь.
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Лариса_Михайловна (26.03.2013)
Просмотров: 1024 | Теги: ЗОЖ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]