Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) |
Методическая разработка Фитнес-марафон «Мы выбираем здоровье»
Пояснительная записка В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведева, при раскрытии характеристик школы XXI века, одно из основных направлений развития общего образования обращено на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. «Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье ребенка– важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность». Для снижения ситуации повышенных образовательных нагрузок и формирования позитивного отношения воспитанников к здоровому образу жизни важно использовать нестандартные методы включения воспитанников 10-18 лет в здоровьесберегающую деятельность: теоретическое исследование проблематики здорового образа жизни в Российской действительности, поиск практических способов решения, овладение основами техник выполнения обширного комплекса фитнес-упражнений, метатворчества. Цель: формирование у детей и подростков устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому и активному образу жизни. Задачи: Образовательные: освоить современные теории оздоровления организма и разные виды оздоровительных упражнений. Воспитательные: формировать устойчивые мотивы, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Развивающие: развивать индивидуальные способности в оздоровлении и творчестве через разные виды активной деятельности. Условия для проведения мероприятия Мероприятие проводится в просторном помещении, условно разделённом на четыре интерактивные площадки: видеопросмотра, фитнеса, мастер-класса и метатворчества. Марафон можно провести с одной группой детей, состоящей из 15 человек. При проведении более массового мероприятия, можно задействовать сразу все интерактивные площадки. В этом случае нужно будет подготовить ведущих (подростков), которые заранее изучат и подготовят теоретический и практический материал для проведения площадки. Оборудование: музыкальный центр; диск с записями музыки, экран, ноутбук, проектор, стулья, столы. Материалы: бумага формата А4, ватман формата А 2, клей, ручки, карандаши, краски, резинки, маркеры, фломастеры. Время проведения: 1ч.30-1ч.40 мин. Методические советы на подготовительный период Для проведения фитнес-марафона выбираются два ведущих: теоретик и практик. Ведущими могут быть педагоги или подростки, владеющие навыками проведения массовых мероприятий. Теоретик (ведущий 1) подбирает теоретический материал для проведения диспута, мастер-класса и интерактивных площадок. Практик (ведущий 2) подбирает фитнес-упражнения, практический материал для проведения мастер-класса и творческой игры и интерактивных площадок. Ведущими на основе собранного материала составляется план, обсуждается порядок проведения фитнес- марафона. План мероприятия 1. Диспут «Твой выбор» 2. Фитнес-зарядка 3. Мастер-класс «Управляй своим здоровьем» 4. Метатворческая игра «Здоровым быть здорово!» Сценарий мероприятия 1. Диспут «Твой выбор» Ведущий 1 предлагает участникам просмотреть видеоролик (приложение 1) для молодежи «Спорт-альтернатива пагубным привычкам». (3 минуты). Ведущий 2 предлагает обсудить вопросы ( не более 15 минут): - Какие проблемы подняты в видеоролике? (распространение в подростковой среде сигарет, пива, наркотиков). - Является ли спорт альтернативой пагубным привычкам? (не всегда). - Что заложено в основе видеоролика по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи? (осознание, самостоятельный позитивный выбор ЗОЖ). Фитнес-зарядка (20-25 минут) Ведущий 1 озвучивает слова Клемента Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не заменит движение» и напоминает, что при сидячем образе жизни и отсутствии тренировок снижается творческий потенциал человека, ухудшается сопротивляемость организма различным заболеваниям. Ведущий 2 предлагает освоить несложный комплекс фитнес-упражнений, которые позволят: восстановить подвижность суставов и кровообращение; снять различные виды мышечных напряжений; повысить работоспособность; расслабить мышцы, напряженные в процессе сидения. Упражнение для разминки Упражнения выполняются под музыку или без музыкального сопровождения, под счет. Встать прямо, пятки сомкнуты. Потянуть руки к верху, ритмично подняться на носки, опуститься на пятки, руки плавно опустить вниз (не менее 10 раз). Основная часть Упражнения для растяжения и укрепления мышц рук 1. Встать прямо, ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях, захватить верхнюю часть запястья другой рукой. Потянуть за запястье и делать растяжки влево, вправо и затем назад. (выполнять не менее 10 раз). 2. Встать прямо, ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях, руки опущены вниз ладонями внутрь. Согнуть в локте правую руку и подведите ладонь к плечу, разворачивая при этом кисть таким образом, чтобы она была параллельна плечу. Затем повторить то же левой рукой (по 10 раз каждой рукой). 3. Встать прямо, ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях. Руки согнуть в локтях и поднять под прямым углом, ладони при этом . обращены внутрь. Не сгибая руки в запястьях, медленно поднять их над головой, локти до конца не выпрямлять (выполнять не менее 10 раз). Упражнения для укрепления мышц cпины 1. Стоя, подтянуться на носках, руки вверх, втянуть живот, постепенно наклониться вперед, руками взяться за голеностопы и подтянуть туловище к бедрам, затем, разгибая позвоночник, вернуться в исходное положение (10-12 раз). 2. Стоя, ноги вместе, согнуть руки и положить ладони на плечи. Сделать наклон вперед с прогибом, руки вытянуть вперед, сделать махи руками, глубокий наклон вперед, опустить расслабленные руки, постепенно выпрямиться, согнуть руки, положить ладони на плечи (10 раз). 3. Стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища, сделать глубокий наклон вперед, руки свободно опустить вниз, мах руками в наклоне, руками коснуться пола как можно дальше за собой, глубокий наклон, руки вытянуть вперед, коснуться ими пола как можно дальше впереди себя (10 раз). Упражнения для укрепления косых мышц живота 1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одну руку расположить на талии, другую над головой. Вытянутой над головой рукой наклониться к руке на поясе. Выпрямить туловище в исходное положение и повторять упражнение 10 раз в каждую сторону. 2. Встать прямо, ноги вместе, руки вытянуть по бокам. Наклониться вправо, коснуться правой рукой правого колена. Затем выпрямив тело, наклониться влево, коснуться левой рукой левого колена. Повторять упражнение 10 раз в каждую сторону. Упражнения на растяжение грудного отдела позвоночника Каждое упражнение выполняется очень медленно, плавно и без рывков, движения заканчиваются остановкой на 2 - 3 секунды. После этого следует возвращение в исходное положение. Каждое упражнение выполняется не менее 10 раз. 1. Положить ладони на талию. Локти - в стороны. Не меняя положения рук, медленно поднимать плечи до предела вверх, слегка втягивая при этом голову, и медленно опускать их до предела вниз. 2. Руки вытянуть вниз и чуть в стороны, ладони развернуть максимально наружу. Медленно прогнуть грудь вперед, еще больше развернуть при этом руки и свести лопатки вместе. Грудь выгнуть вперед. Затем расслабиться и вернуться в исходное положение. 3. Руки сцепить на шее. Локти свести вместе. Повернуться враво как можно дальше, до ощущения растяжения, и зафиксировать это положение на 2 - 3 секунды. Упражнение для укрепления мышц ног Отвести назад правую ногу как можно дальше, а левую согнуть в колене под прямым углом. Спина прямая. Руки свисают свободно. Зафиксировать положение на минуту, не сгибая правую ногу и спину. Затем, не меняя позы, выполнить 10 - 15 медленных покачиваний, опускаясь и поднимаясь на 15 - 20 сантиметров. Повторять упражнение, меняя ноги. Заключительная часть Под спокойное, тихое музыкальное сопровождение (или счет) выполняются легкие упражнения для расслабления рук и ног (свободное и «легкое встряхивание» расслабленными руками и ногами). Мастер-класс «Управляй своим здоровьем» (25 минут) Ведущий 1 обосновывает основные идеи, ведущий 2 демонстрирует полезность и эффективность следующих направлений: - «Здоровое питание» Ведущий 1 приводит теоретическое обоснование свидетельств историков, о том, то еда русских людей в старину была крайне неприхотливой: ржаной и ячменный хлеб, щи, лук, чеснок, капуста, редька, брюква, огурцы, горох, мясо домашних животных и птиц, рыба, грибы и каши. Сущность здорового питания в том, что пища должна быть вкусной, полноценной, разнообразной. Есть необходимо досыта, но без излишеств, устраивать разгрузочные дни — по желанию или следуя тем же традици¬ям. Ведущий 2 раскрывает сущность здорового питания. Важно чтобы питание подходило конкрет¬ному человеку, не вызывало у него никаких отклонений в работе внутренних органов и дискомфорта в процессе пищеварения — это здоровое питание. Оно обязательно должно приносить радость и удовольствие. Здоровое пита¬ние — это пища родного дома, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности и данного народа. Участникам предлагается выполнить небольшое практическое задание: выбрать любимые продукты из перечисленных (хлеб, лук, чеснок, капуста, редька, брюква, огурцы, горох, мясо домашних животных и птиц, рыба, грибы) и поделиться с другими любимым рецептом из этих продуктов. - «Упражнения для снятия усталости» Ведущий 1 напоминает, что соблюдение правил здорового питания в сочетании с упражнениями для снятия усталости после активных видов деятельности позволяет сократить риск хронических заболеваний. Ведущий 2 знакомит с методикой Александра Александровича Микулина, который предлагает «встряхнуть организм» при помощи несложных упражнений: 1. Приподняться на носках, с отрывом пяток от пола на 1 см, затем резко опустить их на пол. (повторять не менее 30 раз, по одному разу в секунду) 2. Сделать перерыв на 5-10 секунд и повторить еще раз 30 встряхиваний. «Восстановление эмоционального состояния и настроения» Ведущий 1 констатирует что ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени каждый переживает. Ведущий 2 предлагает для тех кто чувствует постоянную усталость, снижение работоспособности, отсутствие энергии, при интеллектуальных перегрузках, находящимся в состоянии длительного стресса освоить естественные способы регуляции, которые помогут улучшить настроение: улыбнитесь, потянитесь, понаблюдайте за пейзажем за окном, обратите внимание на солнце и «искупайтесь» в его лучах (если день пасмурный- «окунитесь» в тучку и отыщите солнечный луч), вдохните свежий воздух, подумайте о чем-нибудь хорошем и приятном, поделитесь своими позитивными идеями с окружающими. В заключение мастер — класса участникам предлагается выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно». Ведущие на доске заполняют таблицу, предложенную доктором медицинских наук, доктором философии Кембриджского университета Эдвардом де Боно, состоящую из трех граф. Ведущий 1 записывает в графу «П» - «плюс» все, что понравилось на мастер-классе, информация, положительные эмоции, приобретённый опыт и т.д.. Ведущий 2 записывает в графу «М» - «минус» все, что не понравилось участникам, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по их мнению, оказалась для него не нужной и бесполезной. Сами участники могут заполнить графу «И» - «интересно», в которую вписывают все любопытные факты, о которых узнали, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущим. Метатворческая игра «Здоровым быть здорово!» (30 минут) Участникам предлагается разделиться на группы по 5 человек и дается задание в течение 10-15 минут выполнить творческую работу по предложенным темам: «Фитнес и здоровье», «Семь-я, одно здоровье», «Здоровье без лекарств» или самостоятельно придумывают тематику , где каждый из участников выбирает задание: - написать короткий рассказ, стихотворение; - составить слоган; - нарисовать рисунок, плакат. Затем участники команды объединяют свои творческие работы и оформляют общий плакат «Здоровым быть здорово!» (15 мин). Методические советы организаторам Мероприятие проводится в большом помещении, лучше если это будет спортзал, визуально разделенный на 4 интерактивных площадки: 1 - для видеопросмотра (экран, ноутбук, проектор, стулья); 2-3 - для активных упражнений и проведения мастер-класса (для подведения итогов мастер-класса потребуется небольшая доска с заранее нарисованной таблицей, мел); 4 - для проведения метатворческой игры (листы бумаги формата А4 для написания рассказов, стихотворений, слоганов; ватман формата А2 для оформления плакатов, карандаши, ручки, фломастеры, кисти, краски, клей, маркеры, резинки, столы, стулья). Методические советы на период ближайшего последействия После проведения мероприятия можно оформить выставку плакатов, что позволит привлечь внимание других воспитанников, родителей и педагогов к обозначенной теме, для самих участников мероприятия это будет возможностью вернуться к обсуждению обозначенных проблем и закреплению освоенных видов упражнений. Если на мероприятии проводилась фотосъёмка рекомендуем оформить фотоотчет о проведенном мероприятии. Список литературы 1. Д.А. Медведев. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», М. 2010. 2. Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва. Музыкальное обеспечение уроков физкультуры в школе. Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Сборник научно-методических работ. Технологии образования в области физической культуры. С-Пб. 2003. 3. Фитнес: становление, тенденции и перспективы развития в России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена, 60-летию факультета физической культуры. С-ПБ 2006. 4. Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс. Оздоровительный фитнес. Киев: 2000. Методическая разработка опубликована на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2013 г. (http://festival.1september.ru/articles/626902/) Авторы: Бурлакова Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДиЮ № 2; Долгопятова Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДиЮ № 2. | |
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Лариса_Михайловна (25.03.2013) | |
Просмотров: 1112 | |
Всего комментариев: 0 | |