Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) |
Внеклассное мероприятие «Быть человеком… Будь Человеком!»
Цель: рассмотреть задачи социального развития подростков. Задачи: -развитие у учащихся умений анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; -демонстрировать знание и понимание экологических и общебиологических понятий; -прививать навыки коммуникативного общения; -воспитание экологической ответственности за свои поступки, навыков здорового образа жизни; -внеклассное мероприятие по повести А. Сент-Экзюпери «Планета людей» нацелено на восприятие личности в окружающем мире, на взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека. Философичность произведения помогает расширить разговор о взаимосвязи человека и природы, о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности. Нравственные начала переплетаются с природными качествами личности. Как найти ответы на вечные вопросы: что значит быть человеком? Что такое ответственность? Оборудование: дидактический материал, фольклорная музыка . Форма проведения: ролевая игра. Роли: Ведущий, Социолог, Поэт, Писатель ( А. де Сент- Экзюпери), Психолог, Историк, Эколог, Биолог, Философ, ученики. Ход мероприятия: Вступление Ведущий. «В жизни часто происходит столкновение в приоритетах тех или иных важных ценностей. Это означает, что сделать выбор достаточно сложно. Каждый человек, семья, организация и сообщество играют свою важную роль. Искусство, наука, религия, образовательные институты, средства массовой информации, деловые круги, неправительственные организации и правительства призваны предложить созидательное управление. Для эффективного управления необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса» - выдержка из материалов Хартии Земли. Учитель. Мы назвали нашу встречу «Быть человеком…Будь человеком» и хотим поговорить о том, как в наше сложное время необходимо сохранить человеческое достоинство, доброту, сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Быть человеком – что может быть проще, скажете вы? Ведь мы и так родились людьми. Нас так много и мы такие разные. Но человеческая сущность не рождается так сразу – пройдут годы, когда окружающие скажут: «Вот это Человек с большой буквы». Такой человек здоров и физически, и нравственно. Здоровый образ жизни….Книги, фильмы, спорт, экзамены, учеба требуют от вас много сил, порой проявления силы воли, упорства. Наши привычки, из которых слагается характер, приобретаются в детстве. Это знания, которые мы используем всю нашу дальнейшую жизнь. Для каждого из нас жизнь – это бесценный дар, подаренный природой. Сегодня мы вместе будем учиться беречь этот дар. Итак, вперед, к вершинам! На встречу приглашены ученые, изучающие социальную экологию. Социолог. Важными задачами – векторами социального развития в подростковом возрасте являются: - формирование целостного Я; -формирование социальной адекватности; -приобретение коммуникативной компетентности; -развитие нравственности и усвоение общественной морали; -формирование способности преодолевать жизненные трудности; -осознание необходимости иметь семью. Ведущий. МЫ ДЕЛАЕМ ВЫБОР - КУДА НАПРАВИТЬ СВОЮ ЭНЕРГИЮ, НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ МЕЛКИЕ ПРОМАХИ! ВАЖЕН ВЫБРАННЫЙ НАМИ ВЕКТОР УСТРЕМЛЕНИЙ! Вектор: развитие нравственности и усвоение общественной морали. «Человек – существо нравственного порядка» Историк. Человек отличается от других живых существ не только умением говорить и использовать орудия труда, но и ненасытной жаждой познания. Просторы звездного неба и глубины океанов, ледяные пустыни и жаркие джунгли манят людей своими тайнами. А наибольшая тайна скрыта в самом человеке. Древнегреческий философ Фалес Микенский говорил: «Что труднее всего? – Познать самого себя». Человек разумный исследует окружающую его среду, знакомится с многообразием животного и растительного мира. Но кроме любопытства, нужно воспитывать в себе чувство сострадания, заботы о «братьях наших меньших». Уметь ставить себя на место другого. Проживать в своей душе ситуацию, связанную с животными, попавшими в беду… Разумность проявляется не в расчетливости для себя , а в сопереживании для других. Растет человек, растет и мужает его душа, внутренний мир. Эколог. Человек как гражданин планеты Земля должен осознать уникальность Земли, уникальность жизни на ней, неповторимость каждого из нас. Каждый из нас драгоценен в масштабах Космоса. «Мы привязаны к нашему виду и нашей планете. Мы отвечаем за Землю. Мы должны выжить не только ради самих себя, но также ради того древнего и огромного Космоса, который нас породил». Карл Саган. Философ. Человек человечный не наследуется, не наследуется духовность. Он всегда заново создает свое, собственное, духовное. Человек становится человеком, осваивая культуры прошлого и настоящего, заботясь о будущем. «Кто есть человек?» Вектор: формирование способности преодолевать жизненные трудности. Биолог. Направим мысль к тайнам человека, к познанию самого себя. Человек двоякое существо. Природа вложила в него биологические и небиологические (социальные) качества. Небиологические особенности человека: интеллект, овладение огнем, развитие земледелия, скотоводства. Ведущий. Перед нами повесть А. Сент-Экзюпери «Планета людей». Автор произведения – французский летчик, погибший во время второй мировой войны в борьбе с фашистами. Строки повести – это приглашение к раздумью о том, что есть человек, каково назначение его в этом мире. Писатель А. Сент-Экзюпери. «Человек – ты …спрятался от ветра, морского прибоя, от звезд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома… Этот человек еще не созрел как личность. Но существуют другие, непохожие. Они как большие оазисы, которые могут многое вместить и укрыть в своей тени... Человек познает себя в борьбе с препятствиями». Философ. «Афоризмы Пифагора Самосского» «Как ни коротки слова да и нет, все же они требуют самого серьезного размышления». «Просыпаясь утром, спроси себя: - что я должен сделать? Вечером, прежде чем заснуть: - что я сделал?» Эколог. Человек – хозяин природы, он понимает, что живое - это… Уникальность. Неповторимость. Чувство восхищения. Чувство ответственности за все живое на Земле. Ведущий. Начни с себя!.. Книги, как корабли в море жизни, ведут тебя в верном направлении. Поэт. Наук так множество вокруг, Но эту надо знать, мой друг. Здоровым, бодрым ты расти и от беды себя спаси. Она сегодня с вами тут. Скажите, как ее зовут? О-Б-Ж Зарядку делай каждый день, Прочь отгони подальше лень, Скажи привычкам вредным «Нет!» - Спаси себя от страшных бед. Таким пусть будет твой маршрут. Науку эту как зовут? БИ-О-ЛО-ГИ-Я Ведущий. ЕЖЕСЕКУНДНО МЫ ДЕЛАЕМ ВЫБОР: Важна не сама ситуация, а наша реакция на нее. МЫ ДЕЛАЕМ ВЫБОР - КУДА НАПРАВИТЬ СВОЮ ЭНЕРГИЮ, НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ МЕЛКИЕ ПРОМАХИ! ВАЖЕН ВЫБРАННЫЙ НАМИ ВЕКТОР УСТРЕМЛЕНИЙ! Измени себя – стань самим собой. Остерегайтесь желания быть во всем и всегда компетентным, правильным и успешным. Чаще смотритесь не во внешнее зеркало, а в собственное " внутреннее" зеркало. «Творчество – это подарки душе». Научитесь прощать... Это может не каждый. Не таите обид... Этот грех не для вас. Отпустите, простите И увидите скоро, Мир прекрасен и нежен, Как и каждый из нас. Лучше в сердце любовь, Чем проклятье и злоба... Ведь однажды простив, Станешь в сто крат добрей. Это в жизни так важно, Это в жизни поможет, Не терять... ни любимых, Ни добрых друзей. Егор Александрук, 8 лет Психолог. ПРОСТЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 1.Просыпаться в одно и то же время. 2.Оставлять дома порядок и красоту. 3. Планировать работу на день. 4. Не искать повода для лени, не откладывать дела. 5. Определить количество приемов пищи и не есть между ними. 6. Преодолевать внутренние воздействия (настроение, вредные привычки). Вектор: осознание необходимости иметь семью. Психолог. Ребенок формируется под влиянием той обстановки, в которой он растет: -Ребенок, растущий в обстановке критики, научится осуждать. - Ребенок, растущий в обстановке враждебности, станет агрессивным. - Ребенок, растущий в страхе, будет всего бояться. - Ребенок, растущий в обстановке насмешек, станет застенчивым и робким. - Ребенок, растущий в обстановке зависти, будет завидовать. -Ребенок, растущий в обстановке поощрения, научиться быть уверенным в себе. -Ребенок, растущий в атмосфере любви, научится любить. -Ребенок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым. Ведущий. Ребята, какой вы хотели бы видеть свою будущую семью? Ученики отвечают, рассуждают, отстаивают свою точку зрения. Социолог. Без прочной основы на социальные ценности, существующие в коллективных представлениях людей, подросткам трудно обрести личностный смысл своего существования, определить цели, рассчитанные на ближайшую и отдаленные перспективы, выбрать адекватные действия в направлении этих целей, повысить уровень адаптации. Социальные ценности в человеке воспитывает прежде всего семья. Сценка «Ситуации в семье» Действующие лица: Отец, Мать, Ребенок. Ученики разыгрывают сценки, меняясь ролями родителей и детей. Психолог. Видите, ребята, как меняются ваши интонации и поведение от того, какую роль вы исполняете. Будьте внимательны к своим близким! Ведущий. Музыка – это тоже подарок душе человека. Поют птицы, поют люди. Песня сплачивает людей, дает им силы в печали и радости. «Музыкальная пауза» Ученики исполняют песню «Ты мне веришь или нет» Муз. А. Рыбникова Сл. И. Кохановского Я заметила однажды, Что зимой кусты сирени Расцвели как будто в мае, Ты мне веришь или нет. Я тебе, конечно, верю, Разве могут быть сомненья. Я и сам все это видел, Это наш с тобой секрет. Наш с тобою секрет. А недавно я видала. Как луна в сосновых ветках Заблудилась и заснула. Ты мне веришь или нет, Веришь мне или нет. Я тебе, конечно, верю, Я и сам все это видел, Из окошка в прошлый вечер, Это наш с тобой секрет. Наш с тобою секрет. Вектор: развитие нравственности и усвоение общественной морали. Ведущий. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Какими качествами обладали герои наших детских сказок? Ученики. Трудолюбие, добросовестность, отзывчивость, доброта. Биолог. А вы знаете, что…Бескорыстие заложено в генах как фактор выживаемости? Прослушайте новости науки. «Доброта сидит в генах» Израильские генетики исследовали триста человек на качество альтруизма. Каждый испытуемый получил некую сумму денег и ему предложили на выбор: поделиться этими деньгами с другом или оставить деньги себе. Большинство из них поделились с друзьями. Затем результаты тестирования сопоставили с результатами генетического анализа. Оказалось, что в наших ДНК существуют гены, ответственные за добрые поступки в ущерб личной выгоде. «Курение» Через год после запрета на курение в общественных местах, введенного в Шотландии в 2006 году, поступление в больницы с инфарктом снизилось на 17%. «Птицы» Орнитологи подсчитали, что для обработки одной сосновой шишки дятел совершает 600 ударов, а еловой -1600. чтобы прокормиться, за день дятлу нужно ударить 37 тысяч раз! «Насекомые» Установлено, что в состав пчелиного клея - прополиса входят около 20 химических компонентов, а антимикробная активность прополиса отмечена в отношении более чем ста видов бактерий и грибов. Писатель Дж. Даррелл. «Наш мир так же сложен и так же уязвим, как паутинка. Коснитесь одной паутинки – и дрогнут все остальные». Вектор: приобретение коммуникативной компетентности. Ведущий. Если вы готовы отправиться, друзья, На меня смотрите, и делайте, как я. Ой, а что это вы все сидите и сидите? Не можете двигаться? Или не хотите? Играем в игру «Путешествие». ( Перед зрителями воображаемый перекресток, на нем камень, на котором написано: «Направо пойдешь – весело время проведешь»; «Прямо пойдешь – друзей найдешь»; «Налево пойдешь – душой отдохнешь».) «Развивайте свое мышление» Конкурс «Мой дом - моя крепость» Наше время - время появления новых болезней. Одна из них - «Синдром больного здания» связана с загрязнением воздуха внутри жилого помещения. Ответив на вопросы, вы выявите уровень своей профессиональной подготовки по ремонту и строительству дома. 1. Говорят - в своем доме и стены помогают. Из каких материалов вы предпочли бы строить стены своего дома: из дерева, кирпича, бетона или строительных блоков? (лучше дерево, кирпич, бетон, др.- радиоактивный радон). 2.Как вы будете выбирать обои? (по сертификату качества) З.Вы пришли в мебельный магазин. Вам предлагают мебель из дерева, ДСП с пластиковым покрытием. 4. Спорят родители - выбрасывать или нет старый диван. А ваше мнение? (Поролон - яды) 5.С какой частотой нужно проветривать помещение? (10 минут в час, сквозное). 6.Чем опасны ковры? (пылесборники, аллергия от пыли, ворса) 7. Может ли обычная розетка стать причиной заболевания? (Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки создают пересекающиеся электромагнитные поля, которые изменяют электромагнитные поля человека и вызывают заболевания). Ведущий. А о животных что-нибудь знаете? Отгадайте наши загадки. «Экологический капустник» Учитель называет растение, а команды по порядку должны подобрать к нему животное, имеющее сходный признак, который надо назвать. Кактус - (дикобраз - имеются иголки) Крапива - (пчела - жалят) Мать - и - мачеха - (крот - мягкие покровы) Росянка - (паук - едят насекомых) Репейник - (пиявка - цепляются) Лиана - (удав - длинное тело) Повилика - (аскарида - паразиты) «В стихах спрятались животные» 1.Туманы предрассветной ранью Болота затянули тканью. 2. Была гроза. Я целый час Не открывал от страха глаз. 3. Гуляю в роще, но к пруду Через болото не пойду. «Веселый тест» 1.Куда смотрит волк, сколько его ни корми? (в лес) 2.Кто должен свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак) 3.Кого ноги кормят? (волка) 4.Кто гладок оттого, что поел и на бок? (кот) 5.Какая птица должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность? (жареный петух) Вопрос: «Жили в доме две дикие кошки». А кто еще, кроме кошек? Эколог. Ну и что! Немного поболтать о животных – это еще не значит помогать им выжить. Там, где надо потрудиться, с чисткой и уборкой повозиться, их не сыскать! Ведущий. «направо пойдешь – весело время проведешь». Поиграем в театр – экспромт. Приглашаются артисты в количестве 9 человек. (Роли: Ветер, Деревья -2, Цыган – вор, Конь, Воробей, Пес, Хозяйка, Хозяин) Ведущий в стороне читает текст спектакля (медленно, с паузами), а артисты исполняют. «…Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается Цыган –вор, он ищет конюшню, где спит конь… Вот и конюшня. Спит конь, ему что - то снится, он слегка перебирает копытами и тихо ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пес… Деревья шумят, из- за шума не слышно, как Цыган – вор пробирается в конюшню. Вот он хватает коня за уздечку…Воробей зачирикал тревожно… Пес отчаянно залаял…Цыган уводит Коня, Пес заливается лаем, выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Выскочил с ружьем в руках Хозяин… Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и ветер продолжает завывать… Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет…Занавес!» Ведущий. Да, вот такие у нас артисты! А все жалуемся, что скучно живем! О чем поет наш ручеек? О шорохе лесном. О чем поет нам ветерок? О небе голубом. О чем поет всегда земля? О солнце в вышине. О чем поем и ты, и я? О нас и о весне! Играем в игру - ручеек! Каждая пара, выходя вперед, называет позитивные качества человека. Ведущий. Ручеек – ручеек, светлая дорожка. Пой, птица, зеленей, трава, расцветай, цветок! Открой ключом синие дали от лета, покажи добрым птицам дорогу на Русь! (звучит музыка ансамбля «Купала») Ведущий. В старину говорили: «Колесом дорога» - птицы, возвращайтесь в родные просторы. Колесо – знак Солнца; спицы – лучи, посылающие на Землю тепло и благодать. А мы водим хоровод! (Водят хоровод ведущие, дети, учитель под музыку). В это время звучат слова: «Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, какие вы все красивые, добрые, отзывчивые!» Ведущий. «Прямо пойдешь – друзей найдешь»; «Где красота – там доброта, их разлучить ничто не сможет. Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись ни светлым днем, ни днем дождливым. И если хочешь быть красивым, то добротою поделись!» Задание. Составьте синквейн на тему «Жизнь» Ученики. Составляют синквейн. «Жизнь Прекрасная, мудрая Пришла, расцвела, зажглась Я люблю окружающий мир Счастье» Заключение «Быть человеком…» Писатель Н.И. Сладков. «Следы лосей зимой как чаши, наполненные семенами. Прилетайте на угощение птицы – не надо гоняться за каждым семечком. Прибегайте семеноеды- зверьки – лес встречает вас хлебом –солью. А растает снег, семена осядут на влажную землю и прорастут. Поднимется странная поросль – цепочка еловых пучков! Как память о лосе, который с трудом прокладывал путь. Ничто не исчезает бесследно. Даже следы…» Писатель А. де Сент-Экзюпери. «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. Знать что, укладывая камень, помогаешь строить МИР» . Ведущий. Порой примеры благородства и бесстрашия животных впечатляют нас. Но все равно, будь Человеком, как бы ни было это трудно! Вот рецепт: Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные ( с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и, в основном, к ближним. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов. «Улыбка – это кривая, которая выпрямляет всё» - так давайте будем улыбаться! Встречать с улыбкой друзей, знакомых, просто улыбаться людям! На этом наша встреча закончена, но мы не прощаемся, а говорим друг другу: «До скорых встреч!» Автор: Кудрявцева Фирдаус Абдулхаковна, учитель биологии и химии. МБОУ «Старокуклюкская СОШ» Елабужского района Республики Татарстан. | |
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Лариса_Михайловна (24.03.2013) | |
Просмотров: 1136 | |
Всего комментариев: 0 | |