Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов)

Консультация для родителей на тему « Использование теста « Моё здоровье» как способ определения психологического здоровья детей старшего
Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по психологическому здоровью детей старшего дошкольного возраста. 
Задачи:
1. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
2. Умение применять психологический тест « Моё здоровье» для определения психологического здоровья своих детей.
3. Психологическая поддержка родителей.
Ход консультации:
Уважаемые родители, общеизвестно, что проблема сохранения здоровья представляется детям как фактор повышенной тревоги в связи с отсутствием приоритета двигательной активности и здорового питания, с пагубным влиянием вредных привычек и нарушенной экологии.
Рисуночные тесты часто используются в практической диагностике и служат источником информации об авторе рисунка.
Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Тест на тему «Мое здоровье» направлен на психологическую оценку детских рисунков и основан на результатах многолетних исследований детских рисунков дающих основание говорить о факте существования определенной типологии изображений. Английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893–1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма важному заключению: «все разнообразие форм художественного выражения детей можно свести к восьми видам», которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга. Разработанная Г. Ридом типология рисунка оказалась вполне пригодной для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий; в настоящее время она является общепринятой, а именно:
1. Эмфатический (импрессионистский, экспрессивный) рисунок характеризует стремление передать эмоциональную атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений и является отражением представления детей о здоровье. Другими словами, для ребенка гораздо важнее ощущение собственного здоровья, чем отражение каких-либо болезненных ощущений.
2. Гаптический — характеризует изображение каких-либо болезненных ощущений (болит ухо, голова, зуб, живот и т. п.).
3. Ритмический — изображает движение (машина едет, человек идет, бежит и т. п.) т.к. наибольшую актуальность для детей имеют занятия физкультурой и видами спорта, связанными с движением.
4. Структурный — отражает структуру целого, как оно есть (включая все необходимые детали); такой рисунок может быть абстрактным или конкретным (город, подробное изображение ландшафта в деталях, и т. п.).
5. Органический — отображает живую природу (человека, животных, растения, деревья и пр.) и отражает эмоциональную насыщенности переживаний детей по поводу своего здоровья, об ощущении зависимости собственного самочувствия от эмоциональной атмосферы, окружающей ребенка.
6. Перечисляющий — содержит много отдельных деталей или предметов, которые трудно объединить какой-либо связью.
7. Декоративный — подчинен передаче цвета (узоры, орнаменты, украшения и т. п.).
8. Имажинарный — содержит какой-то сюжет из книги, отдельный ее персонаж, отображает собственные фантазии автора рисунка и пр.
Для отнесения рисунка к тому или иному типу (по Г. Риду) необходимо, прежде всего, обращать внимание на его общий характер, композиционные особенности и порядок исполнения отдельных, наиболее крупных (а часто — самостоятельных) элементов композиции в частности использование в рисунках сюжетного шаблона, такого как доктор Айболит. Дети обоего пола не стремятся к активному использованию этого образа. По всей видимости, врач в меньшей степени ассоциируется у них с понятием «здоровье». Девочкам он представляется в большей степени положительным персонажем, чем мальчикам.
При анализе графических характеристик рисунков рекомендуется исходить из положения К. Маховера о том, что степень или тип штриховки может считаться выражением тревоги. По особенностям деталей рисунка (в частности — по наличию штриховок) можно сделать вывод, что рисовавший находился в состоянии внутреннего напряжения. Наличие штриховки, как правило, выявляет особенности контроля над собственными эмоциями, наличие внутреннего напряжения и тревожности. Так, штриховка, распространяющаяся более чем на половину рисунка, отражает недостаточность контроля над выражением собственных эмоций, с тенденцией к импульсивности.
Также необходимо оценивать особенности цветовой экспрессии в рисунках детей. Большинство исследователей этой проблемы придерживаются того мнения, что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета, интуитивным и спонтанным знанием, происходящим от естественного и довольно раннего предпочтения того или иного цвета. В рисунках различного рода посредством цвета могут проявляться соматические явления, оказывающие определенное влияние на жизнь ребенка.
Известно, что именно хорошо адаптированные и эмоционально не обделенные дети обычно используют до десяти цветов. Как правило, дети, использующие всего один цвет, боятся проявлять свою эмоциональность. По всей видимости, тема их собственного здоровья либо здоровья окружающих их людей достаточно актуальна и эмоционально значима для них.
Выбор определенного цвета и его применение в рисунке может свидетельствовать о наличии равновесия в жизни или о его недостатке. Цвет указывает на важность тех или иных психологических или физических явлений. Согласно данным Г. Клара и Л. Буша, предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром.
Использование синего, зеленого и серого цветов отражает стремление детей быть достаточно критичными и точными в отображении образа здоровья, потребность в защите от внешних воздействий.
Оранжево-красный и желтый цвета свидетельствуют о потребности в защите от тревожащих факторов и попытке «оградить себя от изоляции и утрат».
Таким образом, если провести соответствующий психологический анализ содержания детских рисунков, на тему « Моё здоровье» можно сделать следующие выводы:
1. Исследование графических характеристик детских рисунков выявляет высокую степень эмоциональной насыщенности переживания предложенной темы.
2. Отражает стремление к передаче эмоциональной атмосферы, к непосредственному выражению ощущений, связанных с состоянием здоровья.
3. Активное использование образа врача при изображении своего здоровья ,его фигуры в восприятии детей дошкольного возраста менее всего ассоциируется с понятием «здоровье», а имеет скорее обратную смысловую насыщенность, поскольку, как правило, встречаются они с врачом исключительно в случаях нарушения самочувствия.
Использованная литература:
1. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.
2. Фесс Г. М. Тайный мир рисунка / Пер. с англ. СПб.: Европейский Дом, 2000.
3.Справочние педагога-психолога.2012 №09.Изд. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».

Автор: Тиунова Елена Николаевна, педагог- психолог МБДОУ « Менделеевский детский сад» 
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Подсолнух (19.03.2013) | Автор: Тиунова Елена Николаевна E
Просмотров: 643
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]