Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов)

Исследовательская работа по теме "Правильное питание - залог здоровья"
Исследовательская работа по теме "Правильное питание - залог здоровья"

I. Введение.

             1. Постановка проблемы.

Дети получили задание написать письмо для своих друзей одноклассников, где необходимо было раскрыть свою точку зрения на следующие вопросы.

- Что такое здоровье и почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья?

- От чего зависит здоровье?

- Пожелайте друг другу здоровья, подберите для этого тёплые добрые слова.

Из писем был выделен один из главных факторов, отрицательно влияющий на здоровье  - неправильное питание.

               2. Цели исследования:

1) активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении тем раздела «Здоровый образ жизни» по предмету ОБЖ,

          2) привлечь внимание к проблеме сбережения здоровья путём организации правильного питания.

          3) повысить уровень интеллектуального и  творческого потенциала личности ребёнка.

      3. Задачи исследования:

         1) изучить научную информацию и проанализировать данные по теме исследования;

         2) обобщить и систематизировать материал,

         3) описать влияние неправильного питания младшего школьника на его здоровье и дальнейшую жизнь;

        4) предложить свои способы решения проблемы,

        5) провести комплекс мероприятий, направленный на решение данной проблемы,

       6) разработать дидактический материал.

                 4. Объект, предмет и участники исследования. 

                      Актуальность. Гипотеза проекта.

 Объект исследования: человек.

 Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье неправильного питания.

Участники: ученики 4-х классов, их родители, независимые участники.

 Актуальность проекта обусловлена значением правильного питания в сохранении здоровья младшего школьника. Здоровье школьника - здоровье будущего поколения.

 Гипотеза исследования.  Мы предполагаем, что неправильное питание вредит здоровью.

                     5. Методы исследования:

-  наблюдение,

-  социологическое исследование (анкета),

-  консультация специалиста,

-  сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета,

-  обработка информации,

-  эксперимент,

-  конкурс загадок, стихов,

-  оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций,

-  разработка серий классных часов по теме исследования,

-  презентация результатов и защита проекта на уроке - конференции.

  II . Этапы реализации проекта.

       1. Теоретическая часть. 

Решение с детьми проблемных ситуаций:

1.Что такое правильное питание?

2. Какова роль витаминов в правильном питании?

3. Какое питание оказывает отрицательное влияние на здоровье?

4. Является ли переедание - вредной привычкой?

5. Сколько я должен весить?

 Правильное питание - важное условие сохранения здоровья и работоспособности. Продукты питания поставляют нашему организму все те вещества, которые необходимы для его роста, поддержания всех физических и духовных функций. Правильное питание основано на том, что нужно есть только при появлении чувства голода, а не аппетита.

Голод - голос, который говорит, что организму нужна пища.

Аппетит может возникнуть при мысли о любой пище, при виде пищи, при ощущении запаха пищи.

Во время еды человек должен наслаждаться пищей, получать удовольствие.

Конечно, здоровью способствует не только удовлетворение от еды, но и способность пищи удовлетворять потребности организма в соответствующих питательных веществах.

 Большую роль для нашего здоровья играют витамины. Слово «Витамины» происходит от двух латинских слов «вита», что означает «жизнь», и химического названия «амины», то есть азотистые соединения - это жизненно важные вещества для человека. Без витаминов человек жить не сможет. При длительной нехватке одного или нескольких витаминов у человека развивается состояние под названием авитаминоз. Характеризуется это состояние торможением обменных процессов и ещё многочисленными нарушениями.

Витамины делятся на две группы - водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, Д, Е, К). Водорастворимые витамины не накапливаются в организме, поэтому нам приходится ежедневно пополнять их запас. А жирорастворимые витамины какое-то время могут сохраняться в организме. Основной источник витаминов  - продукты животного и растительного происхождения. Каждый витамин играет свою роль.

 

Название витамина

Функции витамина

Продукты

А

Защищает верхние дыхательные пути от болезнетворных микробов и вирусов, а заодно поддерживает остроту зрения

Печень, яйца, сливочное масло, молочные продукты, рыбий жир, морковь, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха

В1

Они нужны для работы кишечника, поддерживают определенные процессы в обмене веществ, оказывают влияние на функции нервной системы, на кожу и слизистые оболочки. Недостаток витамина В12 наносит вред клеткам крови

Хлеб, крупа, фасоль, орехи, свинина

В2

Молоко, кисло-молочные продукты, сыр, творог, яйца, мяса, рыба, дрожжи

В6

Крупы, хлеб, мясо, картофель

В12

Мясо, печень, молочные продукты, яйца, птица, сыр

C

Поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам. Это витамин витаминов

Шиповник, апельсины, черная смородина, абрикосы, клюква, капуста, зеленый лук, красный перец, лимон, томаты

D

Необходим для костного обмена веществ, без этого витамина невозможно усвоение кальция, который помогает сохранить здоровыми кости и зуба

Масло сливочное молоко желтки яиц, печень домашней птицы, сметана

E

Этот витамин является составной частью наших клеток и выполняет важнейшую защитную функцию против вредного воздействия свободных радикалов, то есть для профилактики рака и атросклероза

 

Орехи, масла, шпинат, подсолнечное масло и семечки, цельные зерна

PP

Обеспечивает организм энергией

Рис, пшеница твердая, арахис,  печень свиная, скумбрия

 

В пище помимо питательных веществ содержатся так же микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов. У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращает умственную задержку развития у детей. Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения - коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах.

Переедание - вредная привычка. Наш организм перегружается от избыточного количества пищи!  Разнообразие - толчок к прожорливости.  Насилие над природой ведет к губительным последствиям. Необходимо есть пищу, включающую не многие виды продуктов: когда за один раз мы употребляем один вид продуктов, мы едим меньше. Слишком много продуктов в один приём осложняют процесс пищеварения. Наиболее усваивается пища. Состоящая из одного компонента в один прием, например: утром - крахмал, в обед - белки или утром - картофель, вечером - творог и яйцо.

Человек должен тщательно пережёвывать пищу. Импульс о насыщении желудка доходит до головного мозга через 15 минут. Поэтому, если  очень быстро кушать, можно съесть лишнее и сильно переесть. А постоянное переедание - это прямой путь к ожирению.

С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. При неконтролируемом поступлении пищи, организм не может справиться с излишками. Он перерабатывает ровно столько, сколько необходимо для восстановления потраченных человеком сил. Лишняя пища откладывается в организме в виде жира, и человек постепенно, иногда и не замечая этого, набирает вес.  С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов.

Опасности «быстрой еды»:

- когда ешь на ходу, то запросто можно переесть;

- когда увлечённо смотришь интересный фильм или читаешь книгу, то запросто можно переесть;

- «быстрая еда» содержит много калорий;

- в быстрой еде много жира и соли;

- большое количество соли задерживает в организме излишнюю жидкость.

  2. Социологические исследования.

 1)  «Рост - вес».

 Соответствует ли энергия, поступающая с пищей, действительной потребности организма, легко определить по правильному соотношению массы тела и его роста.

 2) Анкетирование.

 На вопросы требовались ответы: да или нет. 

                                    Анкета

1. Часто ли ты ешь на завтрак молочную кашу?

2. Уходишь ли ты в школу без обеда?

3. Откажешься ли ты от супа на обед, заменив его бутербродом?

4. Съедаешь ли ты в день хотя бы один фрукт?

5. Часто ли ты ешь перед сном?

 3. Выпуск листовок с целью привлечения внимания к правильному питанию.

4. Аукцион загадок и пословиц «Здоровая пища для всей семьи»

5. Конкурс рисунков

6. Фотоотчет

7. Итоговая презентация.

Продукт проекта:

1) Выпуск книги с важной и полезной информацией о правильном питании.

      2) Составление правильного меню для младшего школьника.

Одиннадцатилетней, активной девочке каждый день необходимо:

      • 150 граммов зерновых продуктов питания
      • 2 чашки продуктов питания растительного происхождения
      • 1 1/2 чашки фруктов
      • 3 чашки молочных продуктов питания
      • 150 граммов мясных и бобовых продуктов питания
      • 5 чайных ложек масел

Одиннадцатилетнему, активному мальчику каждый день необходимо:

      • 200 граммов зерновых продуктов питания
      • 3 чашки продуктов питания растительного происхождения
      • 2 чашки фруктов
      • 3 чашки молочных продуктов питания
      • 200 граммов мясных и бобовых продуктов питания
      • 6 чайных ложек масел

 3)Рекомендации ученикам, родителям, работникам школы.

·          Пища должна быть свежей.

·          Продукты должны быть качественными, то есть как можно более натуральными.

·          Питание должно быть разнообразным и сбалансированным. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше биологически активных веществ поступает в организм.

·          Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

·          Соблюдайте правило: совместимо - несовместимо. Белки и углеводы перевариваются в разных отделах желудочно-кишечного тракта, и поэтому поступать в организм они должны порознь, с интервалом в несколько часов.

·          В рационе должны присутствовать сырые овощи и фрукты. В сырых плодах сконцентрирована живительная сила, в них сохраняется значительно больше витаминов и микроэлементов, чем в варёных.

·          Помните о сезонности питания. Весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами.

·          Ограничивайтесь в питании. Переедание снижает работоспособность, вызывает усталость.

·          Завтрак должен состоять  из трёх основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты.

·          Во время обеда обязательно накормите ребёнка супом или борщом. Первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует улучшению процесса пищеварения.

·          Полдник и ужин должны быть лёгкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные и крупяные блюда.

·          С детства прививайте ребёнку культуру питания, и тогда он вырастет здоровым.

   III. Заключение.

                                             Выводы:

1. Проведение исследования предусматривает активное и посильное участие детей в разработке проекта.

2. Дети приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.

3. Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное - сохранение здоровья подрастающего поколения.

4. Практическое использование результатов исследования позволит вести работу по формированию у детей ответственного и бережного отношения к своему здоровью.

Авторы: Савельева А.К.,Рогова Е. И., Свиридова С. Р., учителя начальных классов МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Астрахани

 

Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Юлия_Михайловна (15.03.2013)
Просмотров: 8235
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
x