Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов)

Интегрированный урок химии и биологии 9 класс «Алкоголь и его последствия».

Интегрированный урок химии и биологии 9 класс

«Алкоголь и его последствия».

 Яд, который действует не сразу,

не становится менее опасным.

Готвальд Эфраим Лессинг.

 

Цель: углубить знания учащихся о пагубном воздействии этилового спирта на организм  человека.

Задачи:

Обучающие – актуализировать знания о спиртах (строении, свойствах, получении)

Развивающие – совершенствовать умения работать с Интернет-ресурсами, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, рефлексировать.

Воспитательные – сформировать осознанное отношение к своему здоровью и негативное – к алкоголизму как общественному явлению.

Методы и методические приемы: беседа, самостоятельная работа с Интернет-ресурсами, стратегия «Знаю- хочу узнать- узнал» (заполнение таблицы), синквейн,  видеоопыт, демонстрация роликов, ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СКАЧАТЬ).

Ход урока.

Наш  урок мне хотелось бы начать с загадки, в которой заложен глубокий смысл: «Что дороже всего на свете?». Конечно, это здоровье. Оно – наше главное богатство. Звучит банально до тех пор, пока его не потеряешь.

Организм человека может функционировать 120 лет. А если люди живут меньше, кто виноват? Сильно подрывают здоровье вредные привычки, одной из которых является употребление алкоголя. 90% россиян регулярно употребляют алкоголь. Сверхвысокое потребление алкоголя в России приводит к преждевременной смерти свыше 500 тысяч человек ежегодно.

Статистические данные показывают, что в России за год выпивается 2,5 миллиарда литров чистого спирта, это примерно по 18 литров на человека. По данным ВОЗ порог безопасности нации стоит на уровне потребления 8 литров, большее потребление говорит о вырождении нации. Смертность в России почти в два раза превышает среднемировую. Эксперты считают основной причиной этого, является чрезмерное употребление алкоголя.

Цель нашей работы сегодня – выяснить влияние и последствия  употребления алкоголя на организм человека.

Философский и социологический словари определяют АЛКОГОЛЬ как ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, ЭТАНОЛ – вещество наркотического действия, оказывающее депрессивное воздействие на нервную систему.   В медицинской литературе медики уже триста лет диагностируют алкоголь как наркотический протоплазматический яд. 

  Слайд 2   Разные спиртные напитки обязательно содержат этиловый спирт.

Вспомните, пожалуйста,  всё, что вам известно о спиртах, как классе соединений,   и заполните колонку «Знаю»  в знакомой вам таблице  "Знаю – Хочу узнать – Узнал”, с которой вы будете работать весь урок.

Итак, какие соединения называют спиртами, какова общая формула предельных одноатомных спиртов?

Ответы на слайдах 3, 4

Какова молекулярная формула этилового спирта и его физические свойства?

Ответы на слайдах 5, 6

Каков промышленный способ получения этанола?

Ответ на слайде 7

А теперь постарайтесь сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы  на сегодняшнем уроке. 

Большая медицинская энциклопедия определяет ОРГАНИЗМ как  совокупность взаимодействующих органов, образующих животное или растение.  В словаре Ушакова  организм  -

живое тело, существующее самостоятельно и состоящее из согласованно функционирующих сложных частей, органов. Поэтому мы рассмотрим действие алкоголя на органы и системы органов.

            Мы остановились на промышленном способе получения этилового спирта.

Слайд 8   Но спирт, используемый для изготовления алкогольной продукции,  с давних времён получают спиртовым брожением органических продуктов, содержащих углеводы (виноград,  фрукты, ягоды, злаки, картофель, свёкла) под действием ферментов дрожжей и бактерий. В результате реакции из глюкозы, формула которой С6Н12О6, образуется этанол и углекислый газ. Попытайтесь самостоятельно составить уравнение хим. реакции.

Слайд 9       Сравните свою запись уравнения с записью на экране.

Организм человека как вы знаете имеет клеточное строение. Вспомните основные хим. вещества клеток. (К неорганическим веществам клетки относятся вода и соли, вода составляет до 80% массы клетки; среди органических соединений наибольшее значение имеют углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты.) Белки являются основными веществами клетки.

Перечислите основные функции белков в организме.

Слайд 10       Подчёркивая важность белков, Фридрих  Энгельс сказал: «Жизнь –  есть способ существования белковых тел».

Каково же действие спирта на белок? Посмотрим  эксперимент.

Слайд 11  Понятие ДЕНАТУРАЦИИ белка. В результате денатурации белка нарушаются природная пространственная структура   белковой молекулы, её свойства и белок не способен выполнять свои биологические  функции. Т.о. спирт разрушает белок.

Слайд 12  Алкоголь оказывает мутагенное воздействие на половые клетки, содержащие значительное количество белка. Если начать принимать алкоголь в период полового созревания, то у мальчиков увеличивается число (до 65%) неподвижных, не способных к оплодотворению сперматозоидов.   

Слайд 13  А у девушек этиловый спирт повреждает яйцеклетки и они, по-прежнему, оставаясь  в организме,   могут быть оплодотворены. С каждой новой дозой алкоголя растет доля повреждённых клеток, увеличивая вероятность "пьяного зачатия".

Слайд 14    Наибольшую угрозу несёт в себе приём алкоголя во время зачатия и беременности, это может привести к рождению ослабленных детей, детей с уродствами и олигофренов (слабоумие).  Ещё древнегреческий знаменитый врач Гиппократ отмечал, что   пьянство - причина слабости и болезненности детей. Раньше на Руси молодожёнам вообще запрещали употреблять спиртные напитки.

Слайд 15    Алкогольные напитки наносят вред всему организму человека. Ядовитые вещества, поступающие в кровь, обезвреживаются в печени. В печени происходят хим. процессы окисления этилового спирта.

Окисление этанола направлено на то, чтобы снизить его токсичность и вывести из организма, т.е. это защитная реакция организма.

В результате дегидрирования спирта под действием фермента печени  алкогольдегидрогеназы образуется ацетальдегид  или уксусный альдегид , который в 30 раз токсичнее самого спирта. Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Он также усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

Вашему вниманию предлагается небольшой ролик, созданный в рамках проекта «Общее дело» о действии алкоголя на печень.

Слайд 16    Наиболее подвержены атаке алкоголя органы, через которые проходит больше всего крови: желудок, печень, сердце и сосуды, мозг, репродуктивные органы: концентрация алкоголя в этих органах наиболее высока.

Работа учащихся:

·    в группах на сайтах Интернета по нахождению влияния алкоголя на следующие органы человека: сердечно-сосудистую систему (1 группа — сердце, 2 группа - сосуды),  пищеварительную систему (3 группа — желудок, 4 группа- поджелудочная железа), на нервную систему (5 группа -  мозг). 

·      составление синквейна по теме урока.

Слайд 17      Выступления учащихся.

Соответствующие ролики.

Синквейны учащихся.

 Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных, дающие описание признаков и свойств выбранного объекта.
3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл или личное отношение автора к объекту.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
  Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
  Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации.

 Например:

1.    Алкоголь.

Вредный, смертельный.

Разрушает, опьяняет, отупляет.

С алкоголем шутки плохи.

Яд!

2. Спирт.

Метиловый, этиловый.

Завлекает, травит, убивает.

Береги свое здоровье.

Зло!

   Уважаемые девятиклассники! Вы познакомились с вредом алкоголя, наносимым организму и психике человека. Спиртное не совместимо с трудом, спортом, с талантливостью, умом, со здоровым поколением. Недаром многие утверждают, что преодоление привычки к алкоголю было в их жизни первым и сильным испытанием воли. Выдержал, сдержался – значит, научился владеть собой. Когда одного спартанца спросили, почему он не пьет вина, тот ответил: «Что не нуждается в чужом уме».

Доброй воли вам, здоровья и здорового духа, а главное – чистого и своего ума.

Спасибо всем за участие в уроке. Всего хорошего. До свидания.

Литература.

1. Габриелян О.С.  Химия  9 класс. Москва: Дрофа,  2005.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.   Настольная книга учителя. Химия  9 класс. Москва:  Дрофа,  2002.

3. Мультимедийное учебное пособие.  Химия  9 класс.  Электронная библиотека  Просвещение.

4. festival@1september.ru

5. http://www.video-zhdanov.ru/obschee-delo.html          

6. http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4495&page=10

7. http://patriot.ucoz.ru/index/0-9                     

8. http://www.tvereza.info/alcohol/effects/organismeffects_ru.html             

9. http://www.yourpower.ru/alone-articles/alcohol-and-brain.html       

10. http://www.yourpower.ru/alone-articles/harmful-beer.html    

11. http://www.healthforma.ru/vrednye-privychki/11-vse-ob-alkogole.html        

12. http://medvestnic.ru/publ/28-1-0-149        

13. http://www.geniusmaster.name/2009/03/07/za-milyx-dam-za-milyx-dam-moj-mozg-poplyl-to-tut-to-tam/        

14. http://www.brosaem.info/vozdalk.php       


Авторы: Любовь Юрьевна Жигалова, заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ № 24, Лилия Валентиновна Савина, учитель химии, 1 кв.категории, МОУ СОШ № 24, г.Нижний Тагил       

Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Юлия_Михайловна (15.03.2013)
Просмотров: 1619
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]