Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов)

Занятие для учащихся 5-6 классов «Путешествие в страну «Валеология подростка»

Цель: познакомить учащихся с содержанием, формами работы и видами деятельности курса «Валеология подростка».

         Тип занятия: вводное.

         Оборудование: жетоны «Яблоки», «Вишни», баджики; карта страны «Валеология подростка»; бельевая веревка (10 м), ракушки, 2-литровая банка, рулетка; муляжи овощей и фруктов, упаковки продуктов питания; демонстрационная таблица «Цветы»; таблицы с надписями «Да», «Нет», «Может быть»; буклеты; экологические знаки; лекарственные чаи, стаканы, фрагменты для составления «портрета здоровья».

 

Ход занятия:

 

         Перед входом в кабинет учащиеся выбирают себе жетоны (яблоки, вишни) и вставляют их в баджики.

 

1.     Приветствие

 

         Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить ознакомительную экскурсию в страну «Валеология подростка».

 

         Цель нашего занятия: познакомиться с основными разделами курса «Валеология подростка», направленного на укрепление и сохранение вашего здоровья.

 

2.     Психологический настрой группы

 

         Педагог: Начиная нашу работу, я предлагаю вам встать в круг. Возьмитесь за руки. Каждый из вас пришел сюда с разными мыслями, чувствами, настроением. Я же предлагаю вам, настроится на  единую волну добра и сотрудничества. Сейчас пожатием руки соседа мы передадим друг другу свое хорошее настроение. Я начну первая.

         Учащиеся выполняют задание.

         Педагог: Спасибо. Присаживайтесь. А теперь  мы готовы вместе отправляться  в увлекательное путешествие по интересной и нужной стране «Валеология подростка», которая состоит из нескольких городов.

         Обращение к ребенку: прочитай название этих городов.

         Учащийся зачитывает: «Знакомимся со своим организмом», «Знакомство с собой», «Обучение и здоровье», «Вредные привычки – угроза здоровью», «Дом, в котором я живу», «Растения в моей жизни».

 

         Педагог: Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. Выполняя, в течение занятия задания путешествия мы попробуем приблизиться к осуществлению девиза программы.

          Обращение к ребенку: Прочти, пожалуйста, девиз.

          Учащийся:   Я введу тебя в мир того,

                                Каким надо быть, чтобы быть

                                Человеком – УМНЫМ,

                                 КРАСИВЫМ И ЗДОРОВЫМ.

                                                    ( Иммануил Кант)

         Педагог: Спасибо. А помочь нам стать умными, красивыми и здоровыми людьми может наука ВАЛЕОЛОГИЯ. (Открывает термин на доске)

         Термин Валеология произошел от двух латинских слов – ВАЛЕО – здоровье и ЛОГОС – наука.

         Обращение к ребенку: Ответь, пожалуйста, что изучает наука ВАЛЕОЛОГИЯ.

         Педагог: Ну что, готовы отправляться в путь?

 

3.     Выполнение заданий по разделам

 

         А) Педагог: Первый город, в который мы с вами прибываем, называется «Знакомимся со своим организмом». Это не случайно. Чтобы быть здоровым человеком, необходимо, прежде всего, знать особенности своего организма, строение и  функции его органов и систем.

         В этом городе Вам предстоит выполнить задания, разделившись на две группы, согласно выбранным жетонам.

         Задания для групп:

«Яблоки» - вам нужно будет составить модель пищеварительной системы человека по предложенной инструкции.

«Вишни» - выберите из предложенных продуктов питания полезные для здоровья продукты и не очень полезные. Разложите их по разным корзинам.

         Время для выполнения задания 3 минуты. Во время вашей работы будет звучать музыка. Как только музыка закончится, вы должны прекратить работу. Предлагаю вам разойтись по рабочим столам. «Яблоки» пройдите за первый стол, «Вишни» - за второй стол и приступайте к выполнению заданий».

         Учащиеся выполняют задания.

         Педагог: Ребята, присаживайтесь на свои места. Давайте приступим к обсуждению результатов. «Яблоки» назовите и покажите основные части пищеварительной системы человека. На наших занятиях мы рассмотрим, какие функции выполняют отделы пищеварительной системы. «Вишни» назовите полезные и не очень полезные для организма продукты питания.

         Вывод: на занятиях раздела «Знакомимся со своим организмом» мы будем изучать строение и функции систем организма и влияние на него различных факторов.

 

         В) Педагог: Продолжаем наше путешествие. Приближаемся к городу «Знакомство с собой».

         Наше здоровье во многом зависит от нашего характера, от умения жить в ладу в самим собой и другими людьми. Предлагаю вам узнать особенности вашего характера, может быть до сих пор вам не  известные. Посмотрите и выберите наиболее понравившийся вам цветок. Выбрали? Встаньте, пожалуйста, те, кто выбрал красный цветок. Это говорит о том, что вы человек смелый и общительный.

Оранжевый – мечтатель.

Желтый – любопытный, умеете привлекать к себе людей.

Розовый – впечатлительный, эмоциональный.

Коричневый – уверенно стоите на ногах, цените традиции, семью.

Зеленый – настойчивый, упрямый.

Синий – скромный, хороший исполнитель.

Серый – рассудительный, ранимая натура.

Черный – мрачно воспринимаете жизнь.

         Вывод: в дальнейшем мы более подробно изучим особенности вашего характера с помощью различных тестов, тренингов, игр.

Валеологическая минутка.

         Педагог: А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Ладонями похлопайте себя по голове. Чувствительно, но не слишком сильно. При этом дышите глубоко и шумно через рот. Этим упражнением вы активизируете кровообращение в голове, а еще оно способствует улучшению зрения. А теперь погладим себя по голове, приговаривая: «Я – хороший, я – умный, я – красивый, я – здоровый». Присаживайтесь.

 

         С) Педагог: А мы тем временем прибыли в город «Обучение и здоровье».

         На хорошую успеваемость в школе влияет развитие таких процессов, как память, внимание и мышление. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, способствующее развитию внимания.

         Задание: Встаньте парами. Внимательно посмотрите на партнера. По хлопку вы должны отвернуться друг от друга и сделать три изменения в своей внешности или одежде. По хлопку вы должны повернуться  друг к другу и найти эти изменения.

         Учащиеся выполняют задание.

         Педагог: Ребята, кто нашел все три изменения? Давайте поаплодируем самому внимательному. А теперь присаживайтесь.

         Вывод: В разделе «Обучение и здоровье» мы будем с вами отрабатывать приемы, развивающие наше внимание, память и мышление.

 

D)    Педагог: Следующий город, в который мы с вами прибыли называется «Вредные привычки – угроза здоровью».

         В нашей жизни есть много соблазнов, которые пагубно влияют на наше здоровье. К таким соблазнам относятся вредные привычки.

         Задание: На стенах висят таблички с надписями «Да», «Нет», «Может быть». Я буду задавать вопросы, вы должны подойти к табличке, которая соответствует вашему ответу. Право ответить на вопрос, почему он выбрал именно этот ответ, получает тот, кому я кину мяч.

         Вопросы:

1.     Легко ли бросить курить?

2.     Можно ли отравиться алкоголем и умереть?

3.     Если бы вы узнали, что ваш друг или знакомый употребляет наркотики, отвернулись бы вы от него?

4.     Нужно ли попробовать в жизни абсолютно все?

 

         Учащиеся отвечают на вопросы.

         Педагог: Спасибо, присаживайтесь.

         В вашей жизни будет много ситуаций, когда ваши друзья, знакомые или вовсе незнакомые люди будут предлагать попробовать покурить, выпить, или испытать действие наркотика. И уже сейчас в вашем возрасте нужно научиться говорить «нет» самому себе или другим. Различным способам отказа от вредных привычек мы будем учиться с вами на занятиях «Вредные привычки – угроза здоровью». А пока я хочу вам подарить буклеты, которые помогут вам, если возникнет такая необходимость. На одном из буклетов есть адрес и телефон молодежного центра, куда можно обратиться за помощью специалиста (врача-нарколога).

Валеологическая минутка.

         Педагог: А сейчас мы выполним небольшое упражнение для формирования красивой осанки. Встаньте, поставьте ноги вместе, поднимите прямые руки вверх над головой, соедините ладони, попытайтесь «достать потолок». Напряжение сохраняйте до тех пор, пока я считаю до 5. (Считает) Опустите руки, встряхните. (Повторяется 2 раза)

 

E)    Педагог: Следующая наша остановка в городе «Дом, в котором я живу».

         Здоровье человека на 25% зависит от здоровья окружающей его среды. Поэтому важно научиться грамотно, бережно и заботливо к ней относиться. И сейчас я предлагаю вам проверить себя, насколько хорошо вы знаете правила взаимодействия с окружающей средой. Это задание мы вновь будем выполнять по группам. У каждой группы лежит на столе 15 экологических знаков, которые можно было бы применить по отношению к окружающей среде человека.

             Задание для групп:

«Яблоки» - ваша задача отобрать 5 экознаков, которые можно было бы разместить у себя дома и объяснить, почему вы выбрали эти знаки.

«Вишни» - вам необходимо выбрать 5 знаков, рекомендуемых для размещения в городе.               После выполнения задания представитель каждой команды должен защитить выбранные знаки у доски.

         Время выполнения задания – 2 минуты. Пройдите к рабочим столам.

         Учащиеся выполняют задание.

         Обсуждение результатов.

         Педагог: Молодцы. Вы справились и с этим заданием. На занятиях раздела «Дом, в котором я живу» мы будем учиться экологически грамотно взаимодействовать с окружающей нас средой.

 

F)     Педагог: И, наконец, последний город страны «Валеология подростка», который называется «Растения в моей жизни».

         Здесь я предлагаю вам попробовать чаи из лекарственных трав, произрастающих в окрестностях нашего города, чтобы укрепить свое здоровье. Вам предлагается два вида чая:

1.     «Витаминный».

         (Обращается к учащемуся): Прочитай, пожалуйста, какое действие «Витаминный чай» оказывает на организм.

         Учащийся: Он повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, оказывает укрепляющее действие.

2.     «Успокаивающий».

         (Обращается к учащемуся): Прочитай, пожалуйста, кому рекомендуется данный чай.

         Учащийся: Рекомендуется тем, кто чрезмерно возбужден, находится в состоянии стресса и хочет немного расслабиться.

         Педагог: Сейчас вы подойдете к столу, возьмете стаканы с чаем в соответствии со своим вкусом и потребностями своего организма. После этого вам необходимо пройти к рабочим столам, чтобы выяснить, из каких лекарственных растений состоят предложенные вам чаи.

         Задания для групп:

«Яблоки» - разгадайте загадки и тем самым выясните состав витаминного чая.

«Вишни» - разгадайте загадки и назовите состав успокаивающего чая.

         Время выполнения задания 3 мин.

         Учащиеся выполняют задание.

         Педагог: Итак, назовите состав предложенных вам чаев.

         Молодцы! На занятиях раздела «растения в моей жизни» мы будем знакомиться с лекарственными растениями и их действием на организм человека.

 

G)    Педагог: Совершив путешествие по всем городам страны «Валеология подростка» я предлагаю вам составить «портрет здоровья». Из предложенных вам фрагментов выберите те, которые относятся к здоровому образу жизни, и без которых, на ваш взгляд, невозможно стать человеком красивым, умным, здоровым. Постарайтесь проявить творчество при выполнении задания. Вы можете пользоваться клеем и фломастерами. Время выполнения – 3 минуты.

         Учащиеся выполняют задание. Демонстрируют составленные «портреты здоровья».

         Педагог: Ваши портреты соответствуют девизу нашей программы. На занятиях курса «Валеология подростка» мы будем учиться, как стать здоровыми, умными, красивыми людьми. Спасибо. Мне очень приятно было с вами работать. Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Успехов вам!

 

Список использованной литературы:

 

1.     Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. С-Пб:  «Детство-Пресс», 2000 г. – 112 с.

2.     Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики – С-Пб.: «Детство-пресс», 2000 г. – 96 с.

3.     Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу  «Валеология для учащихся 5-7 классов», С-Пб, изд. «Петроградский и К», 1996 г. – 288 с.

4.     Что Вы знаете и не знаете о себе и других. Психологические наблюдения и тесты. Составитель С.С.Степанов. Издательский центр «Феникс», г.Дубна, 1996 г. – 400 с.

 

Автор: Пашицына Виктория Викторовна, методист МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодёжи» города Комсомольска-на-Амуре

Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Юлия_Михайловна (08.03.2013)
Просмотров: 1033
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]