Главная » Статьи » Конкурсные работы » «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) |
Цель: познакомить учащихся
с содержанием, формами работы и видами деятельности курса «Валеология
подростка».
Тип занятия: вводное.
Оборудование: жетоны «Яблоки»,
«Вишни», баджики; карта страны «Валеология подростка»; бельевая веревка (10 м),
ракушки, 2-литровая банка, рулетка; муляжи овощей и фруктов, упаковки продуктов
питания; демонстрационная таблица «Цветы»; таблицы с надписями «Да», «Нет»,
«Может быть»; буклеты; экологические знаки; лекарственные чаи, стаканы,
фрагменты для составления «портрета здоровья».
Ход занятия:
Перед входом в кабинет учащиеся
выбирают себе жетоны (яблоки, вишни) и вставляют их в баджики.
1. Приветствие
Педагог: Здравствуйте
ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить ознакомительную экскурсию в страну «Валеология
подростка».
Цель нашего занятия:
познакомиться с основными разделами курса «Валеология подростка», направленного
на укрепление и сохранение вашего здоровья.
2. Психологический
настрой группы
Педагог: Начиная нашу
работу, я предлагаю вам встать в круг. Возьмитесь за руки. Каждый из вас пришел
сюда с разными мыслями, чувствами, настроением. Я же предлагаю вам, настроится
на единую волну добра и сотрудничества.
Сейчас пожатием руки соседа мы передадим друг другу свое хорошее настроение. Я
начну первая. Учащиеся выполняют задание. Педагог: Спасибо.
Присаживайтесь. А теперь мы готовы
вместе отправляться в увлекательное
путешествие по интересной и нужной стране «Валеология подростка», которая
состоит из нескольких городов. Обращение к ребенку: прочитай название
этих городов.
Учащийся зачитывает: «Знакомимся
со своим организмом», «Знакомство с собой», «Обучение и здоровье», «Вредные
привычки – угроза здоровью», «Дом, в котором я живу», «Растения в моей жизни».
Педагог: Не сбиться с дороги
и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. Выполняя, в
течение занятия задания путешествия мы попробуем приблизиться к осуществлению
девиза программы. Обращение к ребенку: Прочти,
пожалуйста, девиз. Учащийся: Я введу тебя в мир того, Каким надо
быть, чтобы быть Человеком –
УМНЫМ, КРАСИВЫМ И
ЗДОРОВЫМ.
( Иммануил Кант) Педагог: Спасибо. А помочь
нам стать умными, красивыми и здоровыми людьми может наука ВАЛЕОЛОГИЯ.
(Открывает термин на доске)
Термин Валеология произошел от двух латинских слов – ВАЛЕО – здоровье и
ЛОГОС – наука. Обращение к ребенку: Ответь, пожалуйста,
что изучает наука ВАЛЕОЛОГИЯ. Педагог: Ну что, готовы
отправляться в путь?
3. Выполнение заданий
по разделам
А) Педагог: Первый город, в
который мы с вами прибываем, называется «Знакомимся со своим организмом». Это
не случайно. Чтобы быть здоровым человеком, необходимо, прежде всего, знать
особенности своего организма, строение и
функции его органов и систем.
В этом городе Вам предстоит выполнить задания, разделившись на две
группы, согласно выбранным жетонам. Задания для групп: «Яблоки» - вам нужно будет составить модель
пищеварительной системы человека по предложенной инструкции. «Вишни» - выберите из предложенных
продуктов питания полезные для здоровья продукты и не очень полезные. Разложите
их по разным корзинам.
Время для выполнения задания 3 минуты. Во время вашей работы будет
звучать музыка. Как только музыка закончится, вы должны прекратить работу.
Предлагаю вам разойтись по рабочим столам. «Яблоки» пройдите за первый стол,
«Вишни» - за второй стол и приступайте к выполнению заданий». Учащиеся выполняют задания. Педагог: Ребята,
присаживайтесь на свои места. Давайте приступим к обсуждению результатов.
«Яблоки» назовите и покажите основные части пищеварительной системы человека.
На наших занятиях мы рассмотрим, какие функции выполняют отделы пищеварительной
системы. «Вишни» назовите полезные и не очень полезные для организма продукты
питания.
Вывод: на занятиях раздела
«Знакомимся со своим организмом» мы будем изучать строение и функции систем
организма и влияние на него различных факторов.
В) Педагог: Продолжаем наше
путешествие. Приближаемся к городу «Знакомство с собой».
Наше здоровье во многом зависит от нашего характера, от умения жить в
ладу в самим собой и другими людьми. Предлагаю вам узнать особенности вашего
характера, может быть до сих пор вам не
известные. Посмотрите и выберите наиболее понравившийся вам цветок.
Выбрали? Встаньте, пожалуйста, те, кто выбрал красный цветок. Это
говорит о том, что вы человек смелый и общительный. Оранжевый – мечтатель. Желтый – любопытный, умеете
привлекать к себе людей. Розовый – впечатлительный,
эмоциональный. Коричневый – уверенно стоите
на ногах, цените традиции, семью. Зеленый – настойчивый,
упрямый. Синий – скромный, хороший исполнитель. Серый – рассудительный, ранимая натура. Черный – мрачно
воспринимаете жизнь.
Вывод: в дальнейшем мы более
подробно изучим особенности вашего характера с помощью различных тестов,
тренингов, игр. Валеологическая
минутка.
Педагог: А сейчас давайте
немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Ладонями похлопайте себя по голове.
Чувствительно, но не слишком сильно. При этом дышите глубоко и шумно через рот.
Этим упражнением вы активизируете кровообращение в голове, а еще оно
способствует улучшению зрения. А теперь погладим себя по голове, приговаривая:
«Я – хороший, я – умный, я – красивый, я – здоровый». Присаживайтесь.
С) Педагог: А мы тем временем
прибыли в город «Обучение и здоровье».
На хорошую успеваемость в школе влияет развитие таких процессов, как
память, внимание и мышление. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение,
способствующее развитию внимания.
Задание: Встаньте парами.
Внимательно посмотрите на партнера. По хлопку вы должны отвернуться друг от
друга и сделать три изменения в своей внешности или одежде. По хлопку вы должны
повернуться друг к другу и найти эти
изменения. Учащиеся
выполняют задание.
Педагог: Ребята, кто нашел все
три изменения? Давайте поаплодируем самому внимательному. А теперь
присаживайтесь.
Вывод: В разделе «Обучение и
здоровье» мы будем с вами отрабатывать приемы, развивающие наше внимание,
память и мышление.
D) Педагог: Следующий город, в который мы с вами
прибыли называется «Вредные привычки – угроза здоровью».
В нашей жизни есть много соблазнов, которые пагубно влияют на наше
здоровье. К таким соблазнам относятся вредные привычки.
Задание: На стенах висят таблички
с надписями «Да», «Нет», «Может быть». Я буду задавать вопросы, вы должны
подойти к табличке, которая соответствует вашему ответу. Право ответить на
вопрос, почему он выбрал именно этот ответ, получает тот, кому я кину мяч.
Вопросы: 1. Легко ли бросить
курить? 2. Можно ли отравиться
алкоголем и умереть? 3. Если бы вы узнали,
что ваш друг или знакомый употребляет наркотики, отвернулись бы вы от него? 4. Нужно ли попробовать
в жизни абсолютно все?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Педагог: Спасибо,
присаживайтесь.
В вашей жизни будет много ситуаций, когда ваши друзья, знакомые или
вовсе незнакомые люди будут предлагать попробовать покурить, выпить, или
испытать действие наркотика. И уже сейчас в вашем возрасте нужно научиться
говорить «нет» самому себе или другим. Различным способам отказа от вредных
привычек мы будем учиться с вами на занятиях «Вредные привычки – угроза
здоровью». А пока я хочу вам подарить буклеты, которые помогут вам, если
возникнет такая необходимость. На одном из буклетов есть адрес и телефон
молодежного центра, куда можно обратиться за помощью специалиста
(врача-нарколога). Валеологическая
минутка.
Педагог: А сейчас мы выполним
небольшое упражнение для формирования красивой осанки. Встаньте, поставьте ноги
вместе, поднимите прямые руки вверх над головой, соедините ладони, попытайтесь
«достать потолок». Напряжение сохраняйте до тех пор, пока я считаю до 5.
(Считает) Опустите руки, встряхните. (Повторяется 2 раза)
E) Педагог: Следующая наша остановка в городе «Дом, в
котором я живу».
Здоровье человека на 25% зависит от здоровья окружающей его среды.
Поэтому важно научиться грамотно, бережно и заботливо к ней относиться. И
сейчас я предлагаю вам проверить себя, насколько хорошо вы знаете правила
взаимодействия с окружающей средой. Это задание мы вновь будем выполнять по
группам. У каждой группы лежит на столе 15 экологических знаков, которые можно
было бы применить по отношению к окружающей среде человека.
Задание для групп: «Яблоки» - ваша задача отобрать 5
экознаков, которые можно было бы разместить у себя дома и объяснить, почему вы
выбрали эти знаки. «Вишни» - вам необходимо выбрать 5 знаков,
рекомендуемых для размещения в городе. После выполнения задания
представитель каждой команды должен защитить выбранные знаки у доски.
Время выполнения задания – 2 минуты. Пройдите к рабочим столам.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждение результатов.
Педагог: Молодцы. Вы
справились и с этим заданием. На занятиях раздела «Дом, в котором я живу» мы
будем учиться экологически грамотно взаимодействовать с окружающей нас средой.
F) Педагог: И, наконец, последний город страны
«Валеология подростка», который называется «Растения в моей жизни».
Здесь я предлагаю вам попробовать чаи из лекарственных трав,
произрастающих в окрестностях нашего города, чтобы укрепить свое здоровье. Вам
предлагается два вида чая: 1. «Витаминный».
(Обращается к учащемуся): Прочитай, пожалуйста, какое действие «Витаминный
чай» оказывает на организм.
Учащийся: Он повышает
сопротивляемость организма к различным заболеваниям, оказывает укрепляющее
действие. 2. «Успокаивающий».
(Обращается к учащемуся): Прочитай, пожалуйста, кому рекомендуется
данный чай. Учащийся:
Рекомендуется тем, кто чрезмерно возбужден, находится в состоянии стресса и
хочет немного расслабиться.
Педагог: Сейчас вы подойдете к
столу, возьмете стаканы с чаем в соответствии со своим вкусом и потребностями
своего организма. После этого вам необходимо пройти к рабочим столам, чтобы
выяснить, из каких лекарственных растений состоят предложенные вам чаи.
Задания для групп: «Яблоки» - разгадайте загадки и тем самым
выясните состав витаминного чая. «Вишни» - разгадайте загадки и назовите
состав успокаивающего чая.
Время выполнения задания 3 мин.
Учащиеся выполняют задание.
Педагог: Итак, назовите состав
предложенных вам чаев.
Молодцы! На занятиях раздела «растения в моей жизни» мы будем
знакомиться с лекарственными растениями и их действием на организм человека.
G) Педагог: Совершив путешествие по всем городам
страны «Валеология подростка» я предлагаю вам составить «портрет здоровья». Из
предложенных вам фрагментов выберите те, которые относятся к здоровому образу
жизни, и без которых, на ваш взгляд, невозможно стать человеком красивым,
умным, здоровым. Постарайтесь проявить творчество при выполнении задания. Вы
можете пользоваться клеем и фломастерами. Время выполнения – 3 минуты.
Учащиеся выполняют задание. Демонстрируют составленные «портреты
здоровья».
Педагог: Ваши портреты
соответствуют девизу нашей программы. На занятиях курса «Валеология подростка»
мы будем учиться, как стать здоровыми, умными, красивыми людьми. Спасибо. Мне
очень приятно было с вами работать. Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Успехов вам!
Список использованной литературы:
1. Зайцев Г.К., Зайцев
А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. С-Пб:
«Детство-Пресс», 2000 г. – 112 с. 2. Зайцев Г.К., Зайцев
А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики – С-Пб.: «Детство-пресс», 2000 г. – 96 с. 3. Татарникова Л.Г.,
Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология для учащихся 5-7 классов», С-Пб,
изд. «Петроградский и К», 1996 г. – 288 с. 4. Что Вы знаете и не
знаете о себе и других. Психологические наблюдения и тесты. Составитель
С.С.Степанов. Издательский центр «Феникс», г.Дубна, 1996 г. – 400 с.
Автор: Пашицына Виктория Викторовна, методист МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодёжи» города Комсомольска-на-Амуре | |
Категория: «Молодёжь выбирает ЗОЖ!» (Для педагогов) | Добавил: Юлия_Михайловна (08.03.2013) | |
Просмотров: 1033 |
Всего комментариев: 0 | |