Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
ОБРАЗ ГОРОДА СЕВЕРОДВИНСКА В ЛИРИКЕ А. ИПАТОВА
Ни один альбом о Северодвинске, начиная с выпущенного к 45-летию города и до последнего времени, включая и издания Севмаша и «Звездочки», не обходился без стихов Александра Ипатова, даже на Почетной грамоте Администрации города в качестве эпиграфа использованы его стихи. А. Ипатов автор стихов гимна г.Северодвинска. Поэт живет и дышит родным городом – Северодвинском, которому в 2013 году исполняется 75 лет. Нами выявлены текстовые стереотипы, позволяющие говорить о существовании в лирике А.Ипатова образа города Северодвинска. Заметим, что традиционные урбанистические атрибуты – многонаселенность, индустриализация, быстрый ритм жизни и т.п. – в текстах, посвященных Северодвинску, отсутствуют. Единичными являются и описания внутреннего строения городского пространства, и обозначения его компонентов, как улицы, дома, площади. Исключением, пожалуй, является только деревья (тополя), как элементы городского пейзажа. Они употребляются в качестве знаков города: И уж точно нет милей мне на белом свете этих старых тополей, что качает ветер Можно предположить, что причиной столь избирательной предпочтительности является то, что большинство зеленых насаждений – тополя, посаженные руками горожан. Кроме того, тополя, по мнению поэта, - это символ победы в борьбе людей и суровой природы: Здесь каждая песчинка Хранит в судьбе своей Развязку поединка Стихии и людей. Мы выиграли, братцы, И высшей из наград Нам нечего стесняться - здесь вырос город-сад Таким образом, тополя оказываются самым удачным знаком города, образ которого моделируется в лирике А.Ипатова. Поэтический арсенал поэта располагает набором устойчивых образных характеристик города. Самыми частотными являются ландшафтные образы (город у моря, город на Северной Двине, болото, город на берегу, берег болотистый и др.). Следующие по частотности – антропологические образы. Город немыслим без людей, без жителей. Но это не безликая масса, не толпа. Это город рабочих, врачей, моряков, поэтов, корабелов, испытателей. Дорогие врачи, Акушеры, медсестры, Санитарочки, нянечки, Всех не назвать. Ведь без вас, Ведь без вас Нас бы не было просто Антропологические образы представлены чаще всего в сочетании с другими устойчивыми образами. И с ландшафтными (люди осваивали суровый край), и историческими (историю города пишут его жители). Жители города представлены не только профессиональными характеристиками, но и нравственными характеристиками: Здесь люди так не суетятся И сплетен всё ещё боятся, умеют плакать и смеяться, друг другом любят восхищаться и письма, письма берегут… Да и сам город одушевлен, ему присущи черты человека. Город взрослеет, тоскует, болеет. Простуженный охрипший городок Повально болен гриппом. Он чихает. В особую группу можно выделить исторические образы. В стихотворении «Северодвинск» создана поэтическая история становление города: строительство жизненно необходимой железной дороги, намыв грунта, строительство домов, военная страница в истории города, послевоенное строительство. Исторические образы раскрыты в произведениях «Студеное Белое море…», «И ветер с моря…», «Судострой – Молотовск – Северодвинск», кроме того в сборнике есть целый раздел, посвященный истории города, «Четыре тыщи лет тому…». Описывая различные этапы в истории города, автор обращает внимание, что город, «в зрелость вступивший сразу, без детства», стал значим для страны с первых дней своего существования. Имея героическое прошлое, славное настоящее, город устремлен в будущее. Лирический герой говорит, что если спросить «о самом важном дне в биографии города», то «самые важные дни – грядущие дни». На основании этого мы может утверждать, что А.Ипатов верит в то, что город будет жить и процветать. Обращают на себя внимание сезонные образы города (осень в городе, зимний город). Самыми поэтичными являются образы зимнего города. Но зима может нагрянуть неожиданно, даже в июне и сентябре: Снова снег. Случиллсь так: С моря холодом подуло – В белых шапках сосны, дюны…. Кто вчера бы мог подумать? Пятое число…. в июне… Все эти устойчивые образные характеристики вместе создают особое лицо города, его неповторимый колорит. Возникает вопрос: каким образом связаны разнообразные устойчивые характеристики города в единое целое. Связующим элементом является лирический герой. Содержание текстов определяют не рассказ о городе, не описание города, а связанные с лирическим героем воспоминания, переживания, суждения. Герой и город находятся в отношениях притяжательности. Это выражается в прилагательных «родной», «любимый», «родимый», местоимениях первого лица, в притяжательном местоимении «мой». Для лирического героя жизнь неразрывно связана с городом. Город является надежным другом, закадычным приятелем, любовью. Если нас с тобою - двое, Мы осилим всё на свете: Море Белое – не море, Ветер северный – не ветер. Лирический герой рос вместе с городом, изучал его, оценивал: С городом связаны у лирического героя лучшие моменты его жизни, здесь он учился любить, учился быть мужчиной: Я учился – любить Здесь, на улицах этих, В подворотнях твоих Постоять за себя. Для лирического героя судьба своя и судьба города неразлучны. Это основной мотив сборника. Он задан первым стихотворением, с которого читатель начинает знакомиться с творчеством Ипатова, раскрыв сборник стихов. Случилось так, И я ходил налево… Я посещал другие города, Но чтоб любить?.. Единственный, FOREVER – Северодвинск. И это навсегда! Автор: Овчинников Юлия Александровна , ученица 8 Б класса, МБОУ СОШ №13, г. Северодвинск Руководитель: Романовская Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (16.04.2013) | |
Просмотров: 781 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |