Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

МИР НА КОНФЕТНОЙ ОБЕРТКЕ
Особый интерес современная лингвистическая наука проявляет к обособленным языковым образованиям, которые отличаются структурой и имеют свои правила функционирования. К таким образованиям можно отнести этикетки, рекламные плакаты, кроссворды. Наиболее полно исследован язык кроссвордов и язык рекламных слоганов. Поэтому исследование названий продуктов, например, конфет, является актуальным.
Конфеты обязаны своим появлением древнеегипетским кулинарам: первые упоминания о конфетах и первые рецепты были обнаружены при раскопках в Древнем Египте.
В России долгое время не было своих кондитерских фабрик. Кондитерские фабрики появлялись во второй половине XYІІІ века.. Начальный период развития капитализма в России выдвинул бурный рост кондитерских фабрик
В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и многих других.
В конце XІX в начале XX века на фантиках можно было увидеть такие названия конфет: «Красная Заря», «Полярная», «Цеппелин», «Интернационал», «Красный авиатор».
Затем появились названия: «Стратосфера», «Велосипедная», «Виды транспорта».
В первые годы Советской Власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица»,. Появились конфеты, упаковки которых украшали «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок».
Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая». В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». Подводя некоторые итоги, мы можем сказать, что названия конфет меняются в зависимости от происходящих в обществе перемен.
Нами были рассмотрены названия современных конфет.
Применив сопоставительный метод, мы выделили следующие тематические группы названий современных конфет. Рассмотрим их в порядке убывания количества примеров.
Первая по численности группа названий, связанных с человеком. Среди них есть имена собственные (Аленка). Кроме этого, некоторые названия связаны с родом занятий человека (Кутюрье). Названия конфет могут также указывать на место жительство (Итальянка) и характеристику внешности человека (Мулатка). Самая большая группа – имена собственные.
Вторая группа – «Фауна». В этой группе выделяются названия животных (Левушка). Чаще всего встречаются названия конфет, связанные с коровой (Коровка) и медведем (Мишка косолапый). Также в группе «Фауна» упоминаются птицы (Лебедушка), насекомые (Пчелка), змеи (Змейки), морские животные (Морская звезда). Но такие названия единичные.
Третья группа названий связана с различными предметами. Данная группа неоднородна. Большую часть составляют названия по предметам, сделанных человеком (Ореховый сундучок), также в этой группе представлены невещественные названия (Семь желаний). Отметим, что в данной группе есть и название камня (Агат), и время суток (Вечер), и сказочный предмет (Золотой ключик).
Четвертая по численности группа «Флора». Здесь и названия цветов (Василек), и ягод (Клубничка), и фруктов (Апельсинки-лимонки), и орехов (Миндаль), и грибов (Трюфель). По количеству данные группы почти одинаковые..
В особую группу мы выдели названия, в которых отражены различные свойства конфет. Во-первых, это состав конфет (Желейные). Во-вторых, названия, передающие отношение людей к вкусовым качествам конфет (Вкусняшка). В-третьих, действие, которые совершают конфеты (Шипучки). В-четвертых, форма конфет (Батончики).
Следующая группа названий отражает географические названия. Это и названия городов (Венеция), и название пустыни (Кара-кум).
Другие группы представлены единичными названиями: спортивная тематика (Офсайд), танец (Золотой Степ), фантастическое существо (Живинка). Мы определили, что это существо по картинке на фантике.
Иная картина предстает в анкетировании школьников. Им было предложено выбрать название конфет из различных тематических групп. Анализ анкет показал, что детям больше нравятся названия конфет из тематической группы «Флора», особенно если это название фруктов и ягод.
На следующем этапе исследований мы дали языковую характеристику названий конфет.
Сначала мы проанализировали структуру названий. Анализ материала показал, что по структуре названия можно разделить на 2 группы: односложные и многосложные. По количеству данные группы приблизительно одинаковые
Неоднородной является группа многосложных названий. Большинство из них является двусложными словосочетаниями прилагательное и существительное (Веселый пират). Встречается среди многосложных названий и вопросительное предложение (Кто сказал «Му»?).
По нашему мнению, преобладание односложных и двусложных названий обусловлено маленьким размером фантика конфеты. Если название большое, оно плохо читается. Это плохо скажется на выборе конфет в магазине. Кроме того, по результатам анкетирования, мы выяснили, что детям не нравятся длинные названия. Участники анкетирования указали, что им нравятся короткие названия.
Отдельно мы рассмотрели односложные названия. Нам было интересно, каких частей речи больше в названии конфет. Применив количественный метод анализа, мы выяснили, что самой распространенной частью речи в односложных названиях является имя существительное. Здесь есть имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. По результатам анкетирования, школьники отдают предпочтение именам существительным нарицательным, неодушевленным. При устной беседе мы выяснили, что имена собственные не очень нравятся, так как могут вызывать ассоциации с какими-либо людьми. Так, например, один из опрашиваемых ответил, что не хотел бы есть конфеты «Аленка», так как у него не очень теплые отношения с одноклассницей с таким именем.
Затем мы рассмотрели названия конфет с точки зрения словообразования. Анализ материала показал, что среди названий часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Белочка). Как показало анкетирование, детям такие названия нравятся больше всего. Это подтвердили все участники анкетирования.
Отметим также, что образование некоторых названий, по нашему мнению, является непонятным. Например, Банатон. Мы предположили, что данное название образовано от слов банан и батон. Так мы решили потому, что на картинке нарисован банан, а форма конфеты напоминает батончик.
Как показало анкетирование, детям нравятся понятные названия. Анкете были приведены некоторые названия конфет, а также названия, которые нельзя отнести ни к одной группе (Слимо, КреАмо). Детям было предложено указать названия конфет, которые они бы попробовали в последнюю очередь и почему. Среди «непопулярных» конфет названы непонятные названия. Анкетируемые отвечали, что не доверяют непонятным названиям. Также было отмечено, что возможны непонятные названия, но интересные или необычные по форме.

Автор: Картун Дана Анатольевна , ученица 5 А класса, МБОУ СОШ №13, г. Северодвинск
Руководитель: Романовская Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (16.04.2013)
Просмотров: 1600 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
Уникальность текста 82%.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]