Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
М. Е. Салтыков-Щедрин в моём восприятии
Цель работы: - на основе обзорного анализа творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина дать представление об актуальности и современности писателя; - познакомить с собственным восприятием творчества великого сатирика. Нам бы Щедрина теперь! М.А.Булгаков. К книгам относишься так же, как и к друзьям. В раннем возрасте их много, отношения с ними легковесные, некритические. С годами круг знакомств сужается, зато остаются подлинные, испытанные друзья. Так и с книгами. К каким-то авторам нет особенного желания возвращаться. С другими писателями наоборот. М. Е. Салтыков-Щедрин не только остается для меня тем же, кем был с первого знакомства, но и день ото дня укрупняется, вырастает. Эпоха его миновала, но дух прозы, слово продолжают волновать. Глубокое уважение вызывает у меня отличительная черта личности Щедрина и его мера вещей – разум. «Меч мысли» был главным оружием с враждебным ему миром. И как печально думать, что в «развороченном бурей быте» сейчас не хватает именно этого оружия, а в избытке другое – для насилия, крови, уничтожения. Познавая жизнь писателя, который «…вырос на лоне крепостного права… все ужасы вековой кабалы видел в их наготе», удивляешься, как необыкновенно рано возникла у юноши социальная боль сердца, но не обессилила, не озлобила его, а пробудила любовь к миру добра и справедливости. Став писателем, в мутном потоке жизни он нашел способности улавливать новые типы и течения, видеть нравственные идеалы. Щедрин дал нам уроки демократии, патриотизма, истинного понимания свободы. «Я люблю Россию до боли», – писал Салтыков. И вместе с тем никто из русских писателей не создал более сурово-мрачных картин и образов своей страны и народа, чем он. Гневное око обличителя не могло не видеть серьёзной болезни общества – язвы приспособленчества. Она не излечена и сегодня. В цикле «Господа Молчалины» автор вывел целую галерею разнообразных «молчалиных» и дал обоснование их питательной среде. «Чего изволите?» и «Как прикажете?» - вот приемы беспринципности, чинопочитания. Писатель предупредил нас, что «молчалины» нагнетают те «сумерки», среди которых «настоящий заправский человек не может сделать шага, чтобы не раскроить себе лба». Все виды «лганья» были постоянным предметом обличительного гнева и презрения Щедрина. Он делал это открыто, один из всех. И этому гражданскому мужеству – бороться с пороком – учит нас. О носителях лжи, «пестрых людях», он писал: «Взамен совести выросло у них во рту по два языка, и оба лгут, иногда по очереди, а иногда – это еще постыднее – оба зараз». По сей день отравляет жизнь пустословие, губительный разлад между словом и делом. Сильнейшее в литературе воплощение этого порока дано в образе Иудушки Головлева в произведении «Господа Головлевы». Автор утверждает, что Иудушка не столько лицемер, сколько «пакостник, лгун и пустослов». Вместо души у него прах. Речь его насквозь пронизана фальшивой ласковостью и витиеватостью. Но здоровые душой люди чувствуют, что за каждым высказыванием кроются припасенная боль и унижение. «Словом – то он сгноить человека может», - заявляют окружающие. Писатель видел корни зла и пустословия не в природе человека, а в условиях его жизни: «…ведь болото родит чертей, а не черти созидают болото». Великим «диагностом общественных зол и недугов» именовал Щедрина Сеченов. Сосредоточенный огонь сатиры писатель направлял на «болото», на нелепый мир современной ему России. Следуя его примеру, мы обязаны глубоко продумывать, искать и находить корни зла современных пороков. Художественный суд Щедрина распространялся на все тоталитарные режимы, где бы и когда бы они ни свирепствовали. Гениальное провидение писателя – «сталинщина» - образ градоначальника Брудастого в «Истории одного города», который управлял своей «муниципией» при помощи «органчика» в голове, игравшего всего лишь две пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!» Только два слова! Но в них спрессована вся суть режима произвола и насилия. Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольных и бесчеловечных. Он призывал избавляться от беспечности, апатии, равнодушия, пока не сели на плечи Брудастые. Писатель предупреждал: «Самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее». Не зря автор предпослал представителя «цивилизованных мероприятий» глуповской власти Бородавкина, который в дни кампаний против крестьян – недоимщиков «спалил тридцать три деревни», а во время «войн за повсеместное утверждение горчицы» разрушил целую слободу. Великий пророк Щедрин, по всей вероятности, тогда уже предвидел наш процесс коллективизации и появление тех, кто ее проводил в 30-е годы. Как горько, что не дошел предупреждающий глас писателя до сограждан. А разве только для устрашения обнародовал гениальный сатирик безумного проектанта города-казармы Непреклонска, который вознамерился сначала остановить течение реки, а затем повернуть ее вспять? Беспринципная податливость таким типам приводила в ярость Щедрина. Как желал бы он всей душой вызвать протест у читателя! «Самая эта покойная философия», что добро сможет когда-нибудь победить само по себе, вызывала негодование у писателя, делала суровым и непримиримым его взгляд. Он неустанно преследовал «румяную и раскормленную ограниченность», ибо рядом с ней свила себе гнездо ужасающая бедность. В «Современной идиллии» есть берущие за сердце строки о жизни народа. Здесь «только слезы льют да зубами щелкают», прежде « в слезах хлеб ели, а ноне слезы остались, а хлеба нет». После этих строк невольно переходишь мыслями к нынешним временам. Материально обеспечены не все. Нет уверенности в завтрашнем дне. Кто по совести и милосердию оглядывается на тяжелую жизнь окружающих, кто пытается помочь выйти из бедственного положения ближнему? Вечно спешим куда-то, считая мелочью каждый частный случай. А ведь Щедрин писал, что к «мелочам надо внушить ненависть, ибо они не позволяют очистить живые души для борьбы». И очень важно не уходить от действительности. «Я счастлив, - признавал писатель, - что в детстве у меня не было няни-сказочницы». Жестокая реальность обступала его на каждом шагу. Он видел, как может стать привычным принижающее человека существование. Крепостное Пошехонье не забывалось им никогда, преследовало его, жило в памяти постоянно. И писатель воздал ему должное в «Пошехонской старине», подарив всем нам титанический труд, чтобы разлагающее действие рабских отношений на человеческую психологию остановилось перед гордым взором каждого разумного человека. Читать произведения Щедрина просто так нельзя. Он и сам чувствовал серьезные сомнения относительно общедоступности своих сатирико-публицистических произведений. «Не напрасно ли я трудился в течение сорока лет?.. Не напрасно ли сделал сатиру главной темой моих работ?» - вопрошал Щедрин. Да разве были бы мы полноценными людьми, не имея такого наследия, где блестящий комизм и словесное мастерство доставляют уму столько пищи, наслаждений, будят совесть?! Хочется запомнить, выучить «целую демонстрацию боевого оружия сатиры» – пословицы, фразеологизмы, остроумные выражения: «душедрянство», торжествующая свинья», «пенкосниматели». А главное, слово отрицания, едкая сатира писателя никогда не приводят к горестной растерянности. Я сделал вывод: если над недостатком честно и доверительно посмеялись, остроумно и мудро указали на него, значит, верят еще в то, что найдутся силы исправиться. Мне всегда хочется быть чище, выше, чтобы многострадальный лик моего любимого писателя изменился. Современники, попадавшие иногда под свет улыбки Щедрина, понимали, «какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью». Он умел улыбаться тем, кто был достоин. И не мог делать этого, видя податливость, рабскую покорность крестьян. Эти черты были ему глубоко ненавистны. Горькой иронией окрасил он повествование о мужике в «Повести о том…», осудил за пассивность. В «Сказках» - одном из самых ярких творений, созданных на завершающем этапе творческого пути, - отмечено не только бессилие народа. Используя оригинальную манеру письма, многообразие средств и приемов, силу и богатство юмора, автор показал могучий потенциал силы народа. Труженики, умельцы «Сказок…» пополнили ряды тех, в кого так верил Салтыков-Щедрин, кого жалел и любил, защищал без устали. Еще в молодости бросил он в лицо хозяевам губернии, где служил, гневные слова: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа!» И остался всю жизнь верен этой клятве. Причисляя себя к России народной, мужичьей, нищей, бесправной, отдавал свой талант на приближение лучшего грядущего. Сейчас, когда так трудно нам обретать свободу, учиться демократии, хочется сказать: «Спасибо, Россия, за Щедрина. Он нам по-прежнему нужен…» Использованная литература: 1. М.Е. Салтыков-Щедрин М. Е. «Полное собрание сочинений»: М., 1957 2. М.Булгаков. Мастера русской сатиры: Ростов-на-Дону, 1986 Автор работы: Казначеев Дмитрий Николаевич, ученик 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Гуково Ростовской области Руководитель: Гаркушенко Валентина Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (14.04.2013) | |
Просмотров: 1221 | Комментарии: 5 |
Всего комментариев: 5 | |
| |