Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка).
Цели работы: - опираясь на высказывания современников А. Фета о его лирике, через анализ и интерпретацию текста дать представление об особенностях стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»; - познакомить читателей с личностным восприятием и собственной оценкой данного лирического произведения. Редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» М.Е. Салтыков-Щедрин Как воздействует на душу ребенка добрая народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное человеку от природы чувство прекрасного свежая, благоуханная поэзия Афанасия Фета – моего любимого поэта. Сила воздействия фетовской лирики – в отражении единства душевной жизни человека и жизни природы. Такое «сродство природы и духа или даже их тождество» я нахожу в моем любимом стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», которое глубоко затронуло мое сердце и навсегда стало для меня символом всей поэзии Фета. Стихотворений о любви, о свидании влюбленных я читала немало, но в этих двенадцати строках, в этом воздушном лирическом создании любовное свидание окутано какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то таинственным полумраком. В произведении нет конкретного портрета героини, а неясные приметы ее облика переданы через впечатление самого автора и растворяются в потоках его собственного чувства. Меня завораживает «размытость» этого стихотворения, поражает полное отсутствие глаголов. Но почти в каждом существительном, призванном передать состояние человека и природы в данный момент, заключено как бы застывшее движение, создается впечатление непрерывного развития, изменения. По словам Л.Н.Толстого, в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» «каждое выражение-картина». Как же мой любимый поэт добивается, чтобы «каждое выражение» стало «картиной», как он достигает поразительного эффекта сиюминутности происходящего, ощущения длящегося времени и, несмотря на отсутствие глаголов, присутствия внутреннего движения, развития действия? Чтобы ответить на эти вопросы, обращаюсь к тексту моего любимого стихотворения. «Шепот, робкое дыханье…» представляет собой одно сложное восклицательное предложение, состоящее из цепочки простых. Читая его, ощущаешь внутреннюю композиционную цельность, имеющую смысловое начало, развитие и кульминацию. Стихотворение основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении частного и общего, интимного (человеческого) и обобщенного (природного). Строфа за строфой поэт ведет нас от изображения мира людей к миру вокруг них, при этом характер детали из жизни человека соответствует характеру детали из жизни природы. Робкая завязка в сцене человеческого свидания сопровождается неброскими деталями ночного мира: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… Здесь Фет рисует картину ночного свидания с такой неподражаемой искренностью, что невольно заливаешься краской, будто он заглянул в твою душу и открыл в ней что-то сокровенное, и одновременно улыбаешься, представив себе тихий уголок сада, где встретились влюбленные. Зрительные и звуковые картины помогают пережить вместе с автором дрожь сердца, услышать музыку любви в робком дыхании, шепоте и трелях соловья. Во второй строфе царит уже нечто фантастическое, зовущее тебя в сладкий мир грез: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… Взгляд поэта расширяется, захватывая более крупные, дальние и в то же время обобщенные, более неопределенные детали. Эти изменения тут же сказываются на изображении человека – туманном и расплывчатом. Второе четверостишие по контрасту с первым создает впечатление абсолютной тишины. Такой слуховой образ мира еще более усиливает «живую жизнь» стихотворения, все средства помогают передать процесс «длящегося» лирического переживания. В заключительной строфе конкретность изображения природы и ее обобщенность сливаются, создавая впечатление огромности, объемности пространства (в поле зрения поэта – небо, охваченное зарей). Состояние человека само по себе делается одной из деталей этого мира, входит в него, наполняясь его общим содержанием: В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. После этих строк ощущаешь, что личному человеческому переживанию сопутствует нечто большее, мир людей находится в слиянии с миром природы. А конечное восклицание « И заря, заря!..» является выражением высшей точки напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы. Взаимопроникновению этих двух начал полностью соответствует цветовая симфония: от приглушенных, «разведенных» красок («серебро… ручья», «свет ночной, ночные тени…») – к ярким, резко контрастным тонам в финале (« в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря…»). Добравшись до конца стихотворения, ты вместе с поэтом открываешь «полупрозрачную завесу» и ощущаешь « радость земли», волнение и нарастание страсти влюбленных. Прочитав стихотворение « Шепот, робкое дыханье», я почувствовала, что открыла для себя поэта, душевно пережившего каждый момент жизни и желающего поделиться очарованием мира со всем светом. Я окунулась в сказочную ночь, связавшую воедино любовь, природу и людей. Этот гармоничный мир, в котором тихим шепотом, как песня, льется стих, показал мне поэт-волшебник Афанасий Афанасьевич Фет. Список использованной литературы: 1. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: М., 1955, т.1, с.181 2. Салтыков-Щедрин М. Е. «Полное собрание сочинений»: М., 1957, т.5, с.331. 3. Фет А. «Полное собрание стихотворений»: Л., 1959 Автор работы: Болдырева Екатерина Игоревна, ученица 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Гуково Ростовской области. Руководитель: Гаркушенко Валентина Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (14.04.2013) | |
Просмотров: 1972 | Комментарии: 5 |
Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||