Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Применение методов математической статистики для определения полноты связи между сформированностью интересов и успеваемостью учащихся 8-х кл
Гипотеза – результаты учебной деятельности учащиеся 8-ых классов МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми влияют на выбор профессии. Предмет исследования – метод ранговой корреляции - как эффективный метод математической статистики для исследования связи между параметрами. Цель исследования – с помощью методов математической статистики установить зависимость между результатами методики «Профиль» и результатами учебной деятельности. Задачи: 1. Изучить теоретический материал по теме исследования. 2. Познакомиться с математическими методами обработки психологических исследований. 3. Вычислить средний балл по дисциплинам. 4. Освоить программу EXCEL для обработки и представления экспериментальных данных. 5. С помощью метода ранговой корреляции установить взаимосвязь склонности к профессиям, успеваемостью учащихся. Методы исследования: Для организации исследовательской работы и решения поставленных задач мы применили следующие методы исследования. 1. Анализ научно-популярной литературы. 2. Диагностика. 3. Метод ранговой корреляции. 4. Тестирование учащихся. Глава 1. Обзор научной и методической литературы по проблеме исследования. 1.1 Методы математической статистики. Математическая статистика раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом статистическими данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками. Корреля́ция (от позднелат. correlatio — соотношение) термин, применяемый в различных областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий, предприятий, предметов, функций. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы: 1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию). 2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений. 3) Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты. 4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле: , где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений. При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи. Глава 2. Практическая часть. 2.1. Проведение психологического обследования. Методика «Профиль» (автор Резапкина Г.А.) Целью проведения этой методики стало изучение интересов в различных сферах человеческой деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело. Методика включает 50 вопросов. Время проведения 20 минут. Методика позволяет оценить сформированность и направленность интересов школьников. 2.2. Обработка и интерпретация результатов. Каждому пункту из методики «Профиль» подбираем соответствующие предметы в школе и вычисляем среднее: 1 – физика и математика - алгебра, геометрия, физика; 2 – химия и биология- химия, биология; 3 – радиотехника и электроника- физика, информатика; 4 – механика и конструирование- геометрия; 5 – география и геология- география; 6 – литература и искусство- музыка, литература, словесность, русский язык, немецкий язык, английский язык; 7 – история и политика- история, обществознание; 8 – педагогика и медицина; 9 – предпринимательство и домоводство- технология; 10 – спорт и военное дело – обж. и физкультура. 2.3. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs. Следующим шагом нашего эксперимента стало определение среднего балла по предмету и определение связи между успеваемостью по предмету и склонностью к той или иной профессии. В таблице представлены средние значения коэффициентов корреляции между параметрами. Физика, алгебра, геометрия Химия, биология Физика, информатика Геометрия География Музыка, литература, языки: немецкий, английский, русский История, обществознание 1.Физика и математика 0,12 2. Химия и биология. 0,2 3.Радиотехника и электроника. -0,2 4.Механика и конструирование. 0,22 5.География и геология. -0,2 6.Литература и искусство. 0,21 7.История и политика. 0,09 Анализ коэффициентов корреляции показывает, что связь между этими параметрами присутствует. Связь между успеваемостью и склонностью к изучению некоторых предметов слабая. Прослеживается обратная связь. Успеваемость по предметам физика, информатика, география влитяет на интерес к профессиим, связанными с этими науками. В заключении мы хотим отметить, что гипотеза нашего исследования - результаты учебной деятельности учащиеся 8-ых классов МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми влияют на выбор профессии, подтвердилась. По результатам исследования можно дать следующие рекомендации подросткам: Метод исследования "Профиль" показал, чем ученик хотел бы заниматься, оценки показали его возможности. Учащимся необходимо развивать свои способности. Надо научиться совмещать свои интересы с возможностями, способностями - это шаг к успеху в будущем. В будущем мы планируем повторить эксперимент. Проанализировать изменения связи между параметрами с учетом возраста. Попробовать провести исследование взаимосвязи других признаков с помощью методов математической корреляции, а именно применить к эксперименту дисперсионный анализ. Выполнила: Черных Дарья,ученица 8в, класса МАОУ «Гимназия №8» г. Перми Руководитель проекта: Калинина Ирина Борисовна, учитель математики, МАОУ «Гимназия №8» г. Перми | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (10.04.2013) | | |
Просмотров: 846 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||