Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

Применение методов математической статистики для определения полноты связи между сформированностью интересов и успеваемостью учащихся 8-х кл
Гипотеза – результаты учебной деятельности учащиеся 8-ых классов МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми влияют на выбор профессии.
Предмет исследования – метод ранговой корреляции - как эффективный метод математической статистики для исследования связи между параметрами.
Цель исследования – с помощью методов математической статистики установить зависимость между результатами методики «Профиль» и результатами учебной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
2. Познакомиться с математическими методами обработки психологических исследований.
3. Вычислить средний балл по дисциплинам.
4. Освоить программу EXCEL для обработки и представления экспериментальных данных.
5. С помощью метода ранговой корреляции установить взаимосвязь склонности к профессиям, успеваемостью учащихся.
Методы исследования:
Для организации исследовательской работы и решения поставленных задач мы применили следующие методы исследования.
1. Анализ научно-популярной литературы.
2. Диагностика.
3. Метод ранговой корреляции.
4. Тестирование учащихся.
Глава 1. Обзор научной и методической литературы по проблеме исследования.
1.1 Методы математической статистики.
Математическая статистика раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом статистическими данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками.
Корреля́ция (от позднелат. correlatio — соотношение) термин, применяемый в различных областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий, предприятий, предметов, функций.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.
4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:
, где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Проведение психологического обследования. Методика «Профиль» (автор Резапкина Г.А.)
Целью проведения этой методики стало изучение интересов в различных сферах человеческой деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело. Методика включает 50 вопросов. Время проведения 20 минут. Методика позволяет оценить сформированность и направленность интересов школьников.
2.2. Обработка и интерпретация результатов.
Каждому пункту из методики «Профиль» подбираем соответствующие предметы в школе и вычисляем среднее:
1 – физика и математика - алгебра, геометрия, физика;
2 – химия и биология- химия, биология;
3 – радиотехника и электроника- физика, информатика;
4 – механика и конструирование- геометрия;
5 – география и геология- география;
6 – литература и искусство- музыка, литература, словесность, русский язык, немецкий язык, английский язык;
7 – история и политика- история, обществознание;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство- технология;
10 – спорт и военное дело – обж. и физкультура.
2.3. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs.
Следующим шагом нашего эксперимента стало определение среднего балла по предмету и определение связи между успеваемостью по предмету и склонностью к той или иной профессии.
В таблице представлены средние значения коэффициентов корреляции между параметрами.

Физика,
алгебра,
геометрия Химия,
биология Физика,
информатика Геометрия География Музыка,
литература,
языки: немецкий,
английский, русский История,
обществознание
1.Физика и математика 0,12
2. Химия и биология. 0,2
3.Радиотехника и электроника. -0,2
4.Механика и конструирование. 0,22
5.География и геология. -0,2
6.Литература и искусство. 0,21
7.История и политика. 0,09

Анализ коэффициентов корреляции показывает, что связь между этими параметрами присутствует. Связь между успеваемостью и склонностью к изучению некоторых предметов слабая. Прослеживается обратная связь. Успеваемость по предметам физика, информатика, география влитяет на интерес к профессиим, связанными с этими науками.
В заключении мы хотим отметить, что гипотеза нашего исследования - результаты учебной деятельности учащиеся 8-ых классов МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми влияют на выбор профессии, подтвердилась.
По результатам исследования можно дать следующие рекомендации подросткам:
Метод исследования "Профиль" показал, чем ученик хотел бы заниматься, оценки показали его возможности. Учащимся необходимо развивать свои способности. Надо научиться совмещать свои интересы с возможностями, способностями - это шаг к успеху в будущем.
В будущем мы планируем повторить эксперимент. Проанализировать изменения связи между параметрами с учетом возраста. Попробовать провести исследование взаимосвязи других признаков с помощью методов математической корреляции, а именно применить к эксперименту дисперсионный анализ.

Выполнила: Черных Дарья,ученица 8в, класса МАОУ «Гимназия №8» г. Перми
Руководитель проекта: Калинина Ирина Борисовна, учитель математики, МАОУ «Гимназия №8» г. Перми
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (10.04.2013) | Автор: Черных Дарья
Просмотров: 846 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]