Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ПАСТЕРНАКА
Введение
Бориса Пастернака мы знаем как одного из пяти нобелевских лауреатов в области русской литературы. Но тот факт, что он отказался от премии, делает его личность какой-то загадочной, неординарной и именно этот факт заставляет заинтересоваться содержанием его стихов и романа «Доктор Живаго». Его творчество открывается для каждого по-разному, иногда с множеством вопросов и ответы нельзя прочесть ни в одной из самых полных энциклопедий.
Почему я люблю Пастернака? «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза»- так сказал о стихотворениях Пастернака Осип Мандельштам. Это действительно так. Проблемы, затронутые в его произведениях, и ценности всегда актуальны и относятся к разряду «вечных». Пастернак таков: читая его стихи, врачуешь душу, ибо высказанное в них глубоко естественно, духовно, здорово. Главное достоинство поэзии Пастернака в неслыханной простоте, в цельности и мощи гуманистической мысли его лирики.
Цель работы: содействовать формированию представления об особенностях стиля Пастернака: особенность словаря поэта, особенность синтаксиса, ассоциативные ряды его образов. Цель определяет следующие задачи: сопоставить и проанализировать стихотворения поэта и выявить особенности на примере нескольких стихотворений, помочь на основе исследовательской работы увидеть общую эволюцию поэтического мастерства поэта, способствовать формированию коммуникативной, лингвистической компетенций, прививать любовь к слову, воспитывать анализирующего читателя. Метод структурного анализа был использован при исследовании его творчества, факты его биографии сопоставлялись с чувствами лирического героя произведений, во время исследования были использованы материалы краеведческого музея, городской библиотеки. Все материалы, собранные нами, были обобщены и отражены в нашей исследовательской работе.
2. Особенности поэтического мира Пастернака
Лирику Пастернака читаешь медленно, привыкая к его необыкновенной лексике и сочетаемости слов, ритму, интонации, потому что Пастернак — автор из числа «трудных». Читать его стихи — занятие, которое следует приравнять к труду творческому. Строчки, написанные «навзрыд», а у читателя сразу возникает ассоциация с этим словом «плакать навзрыд» - неудержимо, громко, с рыданиями, а значит автор сочиняет так же неудержимо, не сдерживая себя в чувствах, от этого в его стихах появляются многозначные образы, метафоры и сравнения, кажущиеся случайными или усложненными, подчеркнутая субъективность изображения — все это делает поэзию автора сложной для читателя. Говоря о понимании творчества поэта, нельзя претендовать на одно верное истолкование авторского замысла — вряд ли оно существует. Речь идет скорее о создании своего объяснения написанного, своей картины мира, проявившейся от чтения лирических строк.
2.1. Поэтический словарь Пастернака
Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве поэтического словаря, например, признаки весны одушевлены в стихотворении «Март»: «Дело у весны кипит в руках, как у дюжей скотницы работа…» Такое сравнение позволяет выразительно представит наступление весны, и обновляет наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин природы и жизни человека. У Пастернака все прекрасно, и даже то, что обычным людям не пришло бы в голову поэтизировать: «пахнет свежим воздухом навоз», он «всего живитель и виновник». Как видим, нет у поэта деления на высокое и низкое, а есть вечная правда жизни, ее бесконечное обновление весной. А в стихотворении «Бабье лето», наоборот, показана природа, которая готовится к долгому зимнему затишью: «Что приходит всему свой конец. Что глазами бессмысленно хлопать, когда все пред тобой сожжено…» В поэтической речи Пастернака нет шаблонов и привычных словосочетаний, выражающих привычные представления. Приход весны («Март») выражен в метафоре «Чахнет снег и болен малокровьем», «Кровельных сосулек худосочье. Ручейков бессонных болтовня», «И лоскутницы осени жалко…» («Бабье лето»). Кому бы еще пришло бы сказать так о приходе весны, ведь нужно иметь жизненный опыт, и даже быть немного врачом, чтобы сочетать в таком оксюмороне приход весны.
2.2. Синтаксис поэтического текста Пастернака
Еще более сложный этап в постижении текстов поэта - это его синтаксис. Для поэта важно, не называя объекта описания, сказать такое, чтобы он проступил сквозь косвенные обозначения «Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках…» («Определение поэзии») Словно идет игра: не называть предмет изображения, а отгадывать, о чем идет речь. «Ты не осанка сладкогласца, Ты – лето с местом в третьем классе, Ты - пригород, а не припев» ( «Поэзия») – это прием синтаксический, но имеет сугубо смысловое значение. Использование односоставных предложений (назывных «Февраль» и инфинитивных «Писать о феврале навзрыд»); предложений с однородными членами («В доме смех и хозяйственный гомон») характерно для поэтического текста Пастернака. Все в стихах Пастернака «диктовало чувство», было от его чистой души и открытого сердца. «Стихи слагались» поэтической личностью, ее жизненным опытом, литературным образованием и художественным восприятием постоянно меняющегося мира.
2.3. Ассоциативные ряды в поэзии Пастернака
Следующая ступень трудности проникновения в поэтический мир Пастернака- это его ассоциативные ряды. Убедиться в этом можно обратившись к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!» Плакать употреблено в переносном смысле, т.е. творить, писать и чернила, капающие с пера, означают капающие слезы. А как известно плакать можно и от радости, и от счастья, но люди так устроены, что плачешь обычно в минуты отчаяния, разочарования, безысходности, т.д. И лишь вдоволь «нарыдавшись», находишь гармонию с самим собой.
Какие ассоциации возникают со словом «февраль»? Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер…Но есть и «февральская лазурь», т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны. Мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. Образ пробуждающейся весны – внешний план; процесс пробуждения поэзии – внутренний план. Ассоциативные ряды, сочетание лексики разных стилей (книжных и разговорного) усиливает выразительность, неожиданность восприятия. Эпитеты «грохочущая слякоть», метафоры «ветер криками изрыт», сравнения «грачи, как обугленные груши», историзмы «пролетку» «гривен», прием разрушения фразеологизма «плакать навзрыд» - «писать навзрыд» - усиливает нарастание чувства драматизма поэта. В повторе «достать чернил», «достать пролетку»- сопряжены реальность и полет воображения. Острым зрением художника поэт видит образ “горящей” весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем, смывающим все обыденное. Конкретные, реальные внешние образы наполняются скрытым смыслом; чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».
Реальность поэзии поднята до действительности природы, природа и поэзия уравнены: включение поэта в мир живой природы дает ему способность слышать множество звуков пробуждающегося мира.
3. Заключение
Удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины, возникают перед читателем во время чтения стихотворений поэта. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется насыщенность стиха. Поэтичность, выразительность создается не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.
В творчестве Пастернака проступает та «неслыханная простота», которая идет от «опыта больших поэтов», нашей неувядаемой русской поэтической классики. Об этом прекрасно сказал сам Б.Л.Пастернак:
В родстве со всем, что есть, уверяясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Список используемой литературы
Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, ТКО «АСТ» Олимп, 1996.
Пастернак Б. Анкеты, заявления, ходатайства (автобиография)1920. Русская речь, 1992, №4. С. 38-39.
Советский энциклопедический словарь. Под редакцией А. М. Прохорова. 4-е изд. М. , «Советская энциклопедия», 1990.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002 – 224 с.

Шафикова Регина, г.Менделеевск, МБОУ «Гимназия №1», 11 класс
Научный руководитель: Переина Миляуша Талгатовна
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (10.04.2013) | Автор: Шафикова Регина
Просмотров: 4641 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]