Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

Влияние цветовой гаммы на поведение человека
Введение.
При изучении курса «Дизайн интерьера» я познакомилась с основами цветоведения и влиянием цвета на человека…
Цвета сопровождают человека повсюду. Приобретаете ли вы машину или новое платье, делаете покупки или обустраиваете квартиру, рассматриваете фотографии или переходите дорогу - вы неизменно имеете дело с цветом.
Вспомните, как поднимается настроение, когда в пасмурный день появляется солнышко и сколько радости нам дарит первая, ярко-зелёная, весенняя травка.
При этом реакция человека на цвет неосознанна и нам бывает трудно выразить ее в словах.
Содержание данного материала меня заинтересовало, и я решила провести исследование по теме «Влияние цветовой гаммы на поведение человека».
Цель: изучить влияние цветовой гаммы на поведение человека.
Перед собой поставила следующие задачи:
1) Познакомиться с теоретическим материалом, связанным с влиянием цвета на поведение человека.
2) Провести исследование по изучению типа темперамента и цветовых предпочтений обучающихся.
3) Изменить детали интерьера комнаты, с целью усиления влияния цвета другого темперамента на собственное поведение.
Основная часть.
1)Последовательность восприятия цвета ребёнком.
У человека с детства формируется цветовые предпочтения, но приобретает цветное зрение не сразу. Сначала он воспринимает теплые цвета : красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета, и только уж потом холодные цвета : фиолетовый, синий и голубой. Холодные цвета мало способствуют росту растений, вызывают торможение у живых существ, позднее других воспринимаются ребенком, требующим непременно больших энергий для своего развития.
Вывод. Цвета как витамины, необходимые ребенку для развития и роста.
2.Свойства цвета в рекламе.
Свойства цвета используются в рекламе. Каждый продукт в сознании потребителя ассоциируется со своим цветом. Например, если на упаковке нарисовать синий помидор, мы воспримем это скорее как абстракцию, но никак не ассоциируем это непосредственно с самим овощем. Этот простой пример доказывает нам, что нужно очень осторожно подходить при выборе цвета для упаковки того или иного продукта.
В рекламе моющих и гигиенических средств господствуют белый, синий, бирюзовый, голубой . Эти цвета у человека обычно вызывают ощущение холода и чистоты. Коричневый цвет упаковки с кофе придаёт, психологически, более крепкий ему вкус.
Вывод. Цветовая гамма, использованная в рекламном сообщении, привлекает внимание потребителя и вызывает у человека на подсознательном уровне те или иные эмоции.
3). Влияние цвета на аппетит человека.
По утверждению диетологов, люди, которые склонны к ожирению, должны есть из тарелок, окрашенных в тёмные цвета. Такое блюдо съедается с меньшим желанием. Еда, поданная в яркой, особенно желтой посуде, поглощается с большим аппетитом, кажется вкуснее.
Так же врачи рекомендуют ежедневно потреблять овощи и фрукты всех цветов, чтобы дать организму полный спектр полезных веществ.
Вывод. Правильная диета должна состоять из продуктов всех цветов, это возможность питаться правильно и полезно. Тарелка с едой должна напоминать радугу.
4). Свойства цвета в дизайне интерьеров.
Дизайнеры интерьеров меняют внешний вид интерьера с помощью его цветового решения. Цвет подчеркивает внешние характеристики изделия и формирует эстетическое представление о красоте предмета. С помощью него можно выделить главное, важное. Прохладные, неяркие, легкие цвета и минимум контраста могут «раздвинуть» стены комнаты, она будет казаться больше, чем есть на самом деле, а темные, яркие, теплые цвета могут уменьшить пространство.
Вывод. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Нужно владеть законами построения цветовых композиций.
5). Влияние цвета на здоровье человека.
Множество значений имеет каждый цвет. Существует школа исцеления с помощью цвета. Впервые эти знания стали использовать древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек выбирал тот цвет, который хотел.
В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке — излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное.
Красный цвет излечивает от различных кожных заболеваний – оспы, кори и т.д, активизирует обмен веществ и кровообращение.
Сердечные заболевания, проблемы с давлением и кровотоком лечит фиолетовый цвет.
Оранжевый и желтый цвета используются для лечения психозов, нервного перенапряжения, подавленного состояния больных.
Синий, голубой, зеленый цвета оказывают активное воздействие на психическое здоровье человека, улучшая его настроение и избавляя от тревоги и тоски ,чувства отчужденности.
Итак, цвет влияет и на поведение человека, на его настроение, и даже на то, как он себя чувствует физически.
6). Четыре типа поведения личности.
Известный, австрийский психолог М. Люшер вывел теорию о четырёх типах поведения личности. Они были названы красный тип поведения, зелёный тип, жёлтый и синий, то есть по названиям основных цветов спектра.
Гамма красного цвета - цвет энергии, напора, страсти, возбуждения, агрессии, любви. Люди, выбирающие его, ведут активную жизнь. Но излишнее перевозбуждение часто ведёт к истощению нервной системы или к инфаркту. Красный - цвет холериков.
Гамма синего цвета, цвет спокойствия. Его выбирают в разгар, или после, бурной деятельности, когда человек уже чувствует усталость. Привлекает этот цвет людей с пониженной возбудимостью нервной системы и склонностью к депрессии. Синий соответствует меланхолическому типу темперамента.
Гамма желтого цвета представляет собой оптимизм, силу духа, стремление к свободе, разум. Человека, который выбирает желтый, всегда трудно связывать себя какими-то обязательствами. По темпераменту такой человек- сангвиник. У людей с желтым типом поведения часто уязвимы органы дыхания.
Человек с зелёным поведением больше всего хочет уверенности во всем, что его окружает. Он желает контролировать все действия своих подчиненных, начальников, близких, знакомых, всех, от кого зависит его благополучие и толщина его кошелька. Зелёные очень упрямы при достижении своих целей. Зелёный тип поведения, перекликается с флегматическим типом темперамента. Обычно у них страдают органы пищеварения.
Вывод. Зная темперамент человека, вы знаете его цветовые предпочтения, соответственно, вы можете влиять на его поведение.
Моё исследование.
1).Тест на определение типа темперамента человека.
Чтобы убедиться в данном утверждении, я провела исследование по изучению типа темперамента и цветовых предпочтений обучающихся.
В моём исследовании приняли участие 23 человека, из них семиклассников -11, восьми классников - 9 и 3 человека из 11 класса.
Вот какие я получила результаты исследования.
1).тест на определение типа темперамента человека.
Из 23 человек оказались: 8 холериков, 4 сангвиника, 5 флегматиков, 6 меланхоликов.
2).Анкета на цветовые предпочтения человека.
Среди учеников я провела изучение цветовых предпочтений. Обучающимся была предложила анкету со следующими вопросами:
Какой цвет вы предпочитаете больше всего?
Как по вашему мнению, влияет ли цвет на самочувствие человека?
Анкета выявила следующие результаты:
- все оттенки красного цвета выбрали -7 человек
- все оттенки желтого цвета – 5 человек
- все оттенки зелёного цвета – 6 человек
- все оттенки синего цвета – 5 человек
Сопоставив данные, я сделала вывод, что тип темперамента влияет на цветовое предпочтение человека.
Небольшое расхождение в цифрах можно объяснить негативным жизненным опытом. Допустим, что в детстве человек опрокинул на себя синюю кастрюлю с горячей водой. Можно предположить, что этот человек в дальнейшем не будет ассоциировать синий цвет с холодом, а будет вызывать агрессию.
3). Эксперимент «Усиление влияния цвета другого темперамента на собственное поведение».
После того, как я убедилась, что тип темперамента влияет на цветовое предпочтение человека, решила изучить влияние цвета на поведение человека.
В качестве эксперимента я решила с помощью нужного цвета повлиять на некоторые особенности поведения, связанные с моим темпераментом.
По темпераменту я холерик и большим своим недостатком считаю свою несобранность, следовательно, мне не хватает спокойствия меланхоликов, которым присущ синий цвет.
1. Время эксперимента-1 месяц
2. Делаю акцент на синий цвет
3. Изменяю детали интерьера своей комнаты: на окна вешаю синие занавески, диван покрываю синим покрывалом,в одежде выбираю синие тона
Через некоторое время я стала замечать следующие изменения: всё чаще вещи стали находиться на своем месте,одежду вешала в шкаф, а не клала на диван,перестала забывать необходимые школьные принадлежности,появилось больше свободного времени……
Как мы видим даже из простого исследования, цвет влияет на поведение человека!
Заключительная часть.
Познакомившись с литературой по данному вопросу, я выяснила, что разные цвета оказывают разное влияние на поведение человека.
Выяснив путем анкетирования цветовые предпочтения учеников нашей школы, проанализировав их результаты, я выяснила основные типы темперамента анкетируемых.
Из результатов исследования были сделаны выводы, что цветовая гамма действительно оказывает влияние на поведение человека. Цвет - сильное средство влияния на человека. Информация, получаемая при его восприятии, откладывается на уровне подсознания. Это происходит помимо нашей воли, так как во многих цветах скрыты природные ассоциации, унаследованные нами от далеких предков - так называемая "генетическая память”. Осознаем мы или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета. Несомненно, влияние цвета индивидуально и специфично для каждого человека, но выявленные некоторые общие закономерности помогают людям сознательно использовать цвет для достижения своих целей.
Автор: Ядрова Валентина, учащаяся 11 класса МОУ "СОШ №4" г.Ржева Тверской области.
Руководитель: Иванова Инна Юрьевна, преподаватель технологии
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (09.04.2013) | Автор: Ядрова Валентина
Просмотров: 1512 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Работа была опубликована ранее (26.12.2012) по адресу:
http://nsportal.ru/ap....eloveka

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
x