Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

«Выбрать имя коту – это вовсе не шутка». Зоонимы как единицы ономастической системы (на примере городского зоонимикона)
Выбрать имя коту – это вовсе не шутка,
Это вам, извините, не песенку спеть.
Каждый кот, я отнюдь не лишился рассудка –
Непременно три имени должен иметь.

Кто не помнит строчки известного стихотворения!? Однако клички современных котов порой не просто вызывает улыбку, а в буквальном смысле повергают в шок: вместо знакомых с детства Васек и Пушков мы можем встретить Бормана и Чапая, Фантомаса и Хакамаду… Каких только кличек не услышишь сегодня! Таблетка, Флешка, Штирлиц, Плюс… А кто придумывает клички котам? Какие из них наиболее популярны среди городских имядателей? Есть ли отличия в наречении породистых котов?! Заинтересовавшись этим вопросом, я приступила к изучению зоонимов. Так возникла учебно - исследовательская работа «Выбрать имя коту – это вовсе не шутка» (на примере городского зоонимикона), новизна которой заключается в том, что подобное исследование никогда не проводилось в гимназии № 8 и в Кировском районе г. Перми.
Объектом нашего исследования является современный русский городской зоонимикон.
Материалом для исследования послужили клички кошек (котов). Всего для исследования нами было взято 159 единиц зоонимов, собранных среди учеников, преподавателей и сотрудников МАОУ «Гимназия № 8» города Перми. Возраст респондентов варьировал от 11 до 68 лет.
Цель работы – классификация городских зоонимов на примере кличек котов (кошек) и выявление социально-культурных факторов номинации.
В конкретные задачи исследования входило:
• ознакомиться с современными исследованиями по зоонимии;
• выявить состав данной группы имён собственных и попытаться проанализировать их с точки зрения семантических и фонетических особенностей;
• выявить некоторые стереотипы в области взаимосвязи социальных характеристик имядателя и кличек, которые он выбирает;
• составить словарь кличек котов (кошек).
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Согласно поставленным задачам, основная часть исследования разделена на 2 главы. В первой рассказывается о месте прагманимики в ономастике. Вторая глава работы посвящена исследованию современного русского городского зоонимикона, его классификации. Заключение содержит выводы. Сделанные на основе результатов исследования. Работа имеет библиографию и приложения (анкеты с ответами, словарь кличек, собранных в результате исследования, рекомендации имядателям).
Мы выдвинули несколько гипотез:
• современный городской зоонимикон отличается от современного сельского;
• социально - культурные факторы (характеристики) имядателя влияют на выбор зоонима;
• некоторые традиционные зоонимы почти не встречаются в наши дни.
Основным методом исследования было письменное анкетирование, устный опрос владельцев животных и статистическая обработка материалов.
Обработка анкет и анализ исследуемых городских зоонимов позволяет представить следующую классификацию:
• Самыми распространёнными оказались клички, представленные именами людей – 49 единиц.
Больше всего в этой группе зоонимов, представленных редкими иностранными именами – 18 слов. Подобные клички имеют породистые кошки и коты. Это неслучайно: в последние годы появляется всё больше клубных животных, решающее значение в выборе которых играют официальные правила.
Среди зоонимов данной группы встречаются клички котов, которые произошли от старинных русских мужских имён, пользующихся необычайной популярностью в наши дни. Данная группа насчитывает 11 единиц. Все зоонимы данной группы представлены по одному разу. Анализ анкет информантов позволяет выделить среди зоонимов этой группы клички, «навеянные» именами известных людей (актёров, спортсменов, музыкантов, художников). Подобные зоонимы встречаются в исследуемом материале 7 раз. «Имена известных людей очень быстро трасоминизируются и превращаются в «типичные кошачьи и прочие клички», - отмечает в своей диссертации Е.В.Гусева.
Традиционные кошачьи клички насчитывают в исследуемом материале всего 6 единиц. Интересно, что в работе «Происхождение кличек кошек» (на примере сельского зоонимикона), выполненной Бурдиной Анной, ученицей 6 класса Дубровской СОШ Оханского района, также самыми распространёнными оказались клички, представленные именами людей. Однако самым популярным «оказалось имя Вася: из 61 клички, произошедшей от имени человека, этот зооним представлен 6 раз». В нашем исследовании кличка Вася (Васька) встретилась только 1 раз. Учёные отмечают, что широкая распространённость во всех исследованных регионах кличек животных, образованных от имён людей, свидетельствует об отходе в наше время от традиций прошлого века, когда, по наблюдению В.И.Даля, «грешно было кликать собаку человеческим именем».
Во второй группе оказались зоонимы, присвоенные домашним любимцам по внешнему виду (цвет, величина, форма, степень пушистости животных). Чёрный цвет (тёмный) представлен в этой группе зоонимами Цыган – 3 раза, Черныш, Уголёк – по 2 раза. По 1 разу - Чернослив, Мавр, Ночка, Пушкин, Шоколадка. Следует отметить, что в исследовании Бурдиной Анны чёрный цвет был отражён только в кличке Черныш. На основании полученных данных можно сделать вывод, что городские имядатели обладают большей фантазией в создании кличек по цветовому признаку. Далее по степени убывания представлены клички по отличительным признакам во внешности питомца (уши, глаза, лапы, морда).
Сравнительный анализ зоонимов, проведённый нами, подтверждает мнение учёных, что на выбор клички для своего питомца «сильное влияние оказывает профессия, род деятельности, образование человека». Поэтому третью группу составляют клички, связанные с профессией, родом деятельности, хобби и увлечениями имядателя - 39 единиц. Полученные данные подтверждают вывод учёных, что в класс кличек активно вторгается лексика из самых разных пластов, что «в последние десятилетии стали чаще применять термины науки, искусства».
В работе Бурдиной Анны, изучающей сельский зоонимикон, подобные клички вообще не упоминаются. По мнению лингвистов, «у людей с высшим образованием (и учащихся вузов) чаще встречаются животные с именами, имеющими связь с профессиональным жаргоном. Люди со средним образованием подходят к именованию проще: чаще руководствуются традициями, выбирают частотные, услышанные по телевидению, прочитанные в газетах имена».
Анализируя ответы респондентов, мы обнаружили большое количество кличек, «навеянных» музыкальными, литературными и другими терминами. Объяснить это, по нашему мнению, можно следующим образом: МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми - особый микросоциум, так как в расписание учащихся с 1 – го класса включены обязательные занятия музыкой, живописью, театром, изучение таких предметов, как «Учись слушать музыку» (начальная школа), музыкальная литература, хор (5 – 7 класс), русская словесность (5 – 9 класс), 2 – й иностранный язык (7 – 9 класс), спецкурсы.
В следующей групппе оказались зоонимы, получившие названия в честь любимых литературных и киногероев. Следует отметить, что все зоонимы этой группы, кроме кличек Алиса (3 раза) и Матроскин (5 раз), представлены по 1 разу.
Пятую группу представляют клички, присвоенные городским «братьям нашим меньшим» по признаку (характеру) их поведения. Данная группа зоонимов насчитывает 17 единиц.
«Влияет на зоонимное творчество и политика, и общественная жизнь, точнее – имена политиков и общественных деятелей. Важные события политической, научной и культурной жизни общества всегда находят отклик в языке этого общества, изменяя состав ономастической лексики»,- утверждает исследователь городского зоонимикона Е.В.Гусева». Собранный нами материал подтверждает мнение учёного и позволяет выделить в пятую группу клички, присвоенные респондентами своим питомцам в честь политических деятелей и военачальников.
Самыми малочисленными оказались зоонимы, представленные названиями растений и экзотических фруктов. Все клички данной группы в исследуемом материале встречаются по одному разу.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что события политической, научной и культурной жизни общества всегда находят отклик в языке этого общества, что приводит к изменению состава ономастической лексики.
Выдвинутые гипотезы подтвердились:
• городской зоонимикон существенно отличается от сельского: «традиционные» кошачьи клички почти не встречаются в городском зоонимиконе;
• социально - культурные факторы (характеристики) имядателя влияют на выбор зоонима.
Таким образом, проведённое нами исследование по изучению городского зоонимикона на примере кличек кошек (котов) учащихся и сотрудников МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми позволяет сделать следующие выводы:
• в класс кличек активно вторгается лексика из самых разных пластов: чаще стали использоваться городскими имянующими термины науки, искусства и т.д.;
• события политической, научной и культурной жизни общества находят отклик в языке, что приводит к изменению ономастического состава, особенно городского зоонимикона;
• первостепенную роль в выборе клички « играют культурный фон имядателя (литература, кино, политика, знание иностранных языков и проч.), традиции (как общекультурные, так и микросоциума, например семьи), личный опыт дающего»;
• в последние годы появляется всё больше клубных животных, решающее значение в выборе имени для которых играют официальные правила, поэтому клички, представленные редкими иностранными именами, наиболее популярны в данной группе зоонимов;
• городской зоонимикон существенно отличается от сельского: в нём широко встречаются клички, связанные с профессией, родом деятельности, увлечениями имядателя; городские владельцы домашних животных обладают большей фантазией в создании кличек по цветовому признаку.
Несмотря на сделанные выводы, работу нельзя считать законченной: клички городских животных, «содержащихся в семьях» – это «белое пятно» в наших зоонимических исследованиях».
Основная библиография:
1. Бардакова В.В. Зоонимы в художественном тексте для детей.// Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. Волгоград, 9 – 12 сентября 2002 г. М., 2004.
2. Бурдина А. Происхождение кличек животных.// Сборник тезисов по материалам научно – практической конференции по русскому языку и литературе учащихся средних классов школ Пермского края «Филологическое исследование: первые шаги»/Отв. редактор В.Е. Кайгородова, Пермь, 2011.
3. Гусева Е.В. Социально – культурные факторы номинации (на материале современных городских зоонимов). Диссертация. М., 2005.
4. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988.
5. Сталмане В.Э. Ономастическая лексикография. М., 1989.
6. Чукалина И.Г. К изучению зоонимов Рязанской области.// Исследования по русскому языку: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. редактор Л.А.Каноненко. - РГПУ им. С.А.Есенина. Рязань, 2000.

Жукова Злата «Выбрать имя коту – это вовсе не шутка». Зоонимы как единицы ономастической системы (на примере городского зоонимикона), 8 А класс МАОУ «Гимназия №8» г. Перми. Руководитель: учитель русского языка и литературы Шелепаева Е.Н.
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (06.04.2013)
Просмотров: 1515 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
Уникальность текста - 90%.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]