Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

ОБРАЗ ПЕТРА I В РУССКОЙ ГРАВЮРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА (ИЗ СОБРАНИЯ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ)
Богатый материал предоставляет петровская гравюра.
Полного каталога гравюр этого интереснейшего исторического периода до настоящего времени не существует, несмотря на то, что они являются обособленной группой памятников искусства и одновременно ценнейшими документальными историческими источниками.
У Петра I было достаточно полное собрание гравюр. В 1728 и 1729 годах они с приложенным списком были переданы в Академию наук. Это был первый список гравюр петровского времени. В дальнейшем в XVIII веке петровскими гравюрами занимались мало.
В основном искусствоведы, обращаясь к анализу петровской гравюры, останавливали свое внимание на тех листах, которые представлены в ведущих музеях. Однако, во многих периферийных музеях и картинных галереях хранятся уникальные гравюры этого периода, которые поступили в собрания музеев из различных частных коллекций. Только совокупность листов, находящихся в разных библиотеках и музеях может дать полное представление о количестве и значении гравюр петровского времени.
В Тамбовском областном краеведческом музее хранятся гравюры первой половины XVIII века, приписываемые таким известным граверам, как Адриан Шхенебек, Питер Пикарт, Алексей и Иван Зубовы. Имеются работы и неизвестных мастеров. В данной коллекции много гравюр, посвященных Екатерине II, которыми особо занимался Л.А. Воейков, составив каталог. Не меньший интерес представляют гравюры посвященные Петру I. Среди них такие листы, как «Петр I в Родославии» 1717 г. П.Пикарта, «Свадьба Петра I с Екатериной Алексеевной» 1712 г. и Конный портрет «Петр Великий Отец отечества император Всероссийский» 1727 г. Алексея Зубова и «Конклюзия, посвященная коронации Екатерины I» 1724 г. Ивана Зубова.
На примере сравнительно небольшой группы памятников Тамбовского областного краеведческого музея можно проследить каким образом шло освоение совершенно новых задач творчества, каковы были специфические формы и типы, в которых воплощались особенности художественного мышления и мировосприятия мастеров, трудившихся над созданием образа Петра I.
Особый интерес вызывает возможность установить время оттисков, идентификацию их подлинности и посвятить урок анализу листов с изображением Петра I, сравнивая их с другими отпечатками, находящимися в различных музеях, а также с живописными оригиналами, послужившими основой для создания гравюр, хранящихся в Тамбовском областном краеведческом музее. Коллекция музея позволяет проследить формирование образа Петра I в гравюре как русскими, так и иностранными мастерами на протяжении его жизни.
Гравированные портреты Петра I из собрания Тамбовского краеведческого музея (за исключением портретов А.Зубова) основаны на живописных оригиналах иностранных художников. В XIII веке живописный портрет служит основой для творческой деятельности гравера и позволяет без обращения к натуре выполнять довольно схожие гравированные изображения известных людей. Портрет гармонично вливается в другие жанры гравюры: конклюзии, батальные сцены и интерьеры. Каждый из этих жанров, включающий изображение Петра I, представлен в собрании Тамбовского областного краеведческого музея.
В связи с тем, что не все живописцы могли точно передать анатомическое строение лица Петра I или стремились идеализировать царскую особу, встречаются гравированные портреты, на которых Петр I показан очень молодым красивым человеком. К такому идеализированному портрету относится живописное произведение Кнеллера. С этой работы выполнено большое количество гравюр, хранящихся в различных музеях как у нас в стране, так и за рубежом. Но даже всего по трем тамбовским гравюрам видно, как можно, отталкиваясь от одного оригинала выполнить совершенно разные и не похожие друг на друга изображения Петра I.
Самым близким к оригиналу является портрет Петра работы Гунста, переданный в Тамбовский музей с коллекцией Воейкова. Оттиск с доски качественный и редкий, так как относится ко второму виду отпечатков, о чем можно сделать вывод по описаниям Д.А.Ровинского, характеру бумаги и водяным знакам. Композиция портрета типична для XVIII века. Овальная рама с изображением Петра I вписана в прямоугольник. Царь показан по пояс, в латах на однотонном фоне. В верху – царские регалии. В таком построении выполнены гравюры Смита, Шенка, Гунста, Штенглина. Здесь можно говорить о выработке определенного канона в показе Петра I.
Тематика гравюр петровского времени удивительно разнообразна. Все замечательные события отражены в гравюре с большой полнотой. Особенно это относится к событиям Северной войны, блестящие победы русской армии в которой вызвали к жизни новый жанр в русском светском искусстве I четверти XVIII века – баталии. Этот жанр при решении определенных задач в гравюре тесно переплетается с портретом. Если художники желают выразить военные заслуги Петра, они включают в портрет пейзаж с видом сражений, как на гравюрах Тамбовского музея, где Петр I показан во весь рост на фоне убитых турок или с мечом в руке. Обе эти гравюры выполнены резцом иностранными мастерами и напоминают лубочные картинки. Штриховка выполнена грубо, переходы света и тени почти не подкреплены полутонами. Основой для оттисков послужила бумага верже (полосатая).
Листы с изображением Петра I высоко ценились в XVIII веке, XIX веке и поэтому было выполнено много подделок под известных мастеров. Можно предположить, что в собрании Тамбовского краеведческого музея все гравюры с изображением Петра I подлинные, так как они приобретены в XIX веке известным коллекционером, знатоком гравировального дела Л.А.Воейковым, который серьезно занимался изучением листов, входящих в его коллекцию. Он много путешествовал и сравнивал свои гравюры с другими отпечатками. Например, на обратной стороне портрета ПетраI на фоне убитых турок он написал: «В Публичной Библиотеке в Петербурге я видел несколько таких гравюр, но пейзаж на этой ни к одной не подходит». Ровинский, описывая различные варианты интерпретации кнеллеровского оригинала, останавливаясь на этой гравюре пометил, что она принадлежит Л.А.Воейкову. Вероятно, других образцов он не встречал.
Так как гравюры являются обособленной группой памятников искусства и одновременно ценнейшими документальными источниками, в XVIII и XIX веках неоднократно выполнялись новые оттиски со старых досок. Такому большому тиражированию подверглись портреты царей в исполнении Штенглина. Причем, ещё при своей жизни он повторил их в меньшем размере.
Ярким примером пропагандистской направленности гравюры являются листы «Петр I в Родословии» П.Пикарта, «Полтавская баталия» и «Баталия при деревне Лесной» Лармерсена, «Конный портрет Петра I» А.Зубова, «Коронование Екатерины I» И.Зубова. В этих гравюрах Петр I показан особенным человеком, обладающим определенными полномочиями и заслугами перед Отечеством.
Петр I высоко ценил гравюру. В то время, когда в России начали заниматься гравюрой, за границей достигли большого успеха в этой области. И поэтому, в начале русские художники копировали портретные произведения Петра I других мастеров, а позднее стали создавать свой образ. Особенно ярко это прослеживается в творчестве А.Зубова. Алексей Зубов выполнил портретов Петра I больше, чем все остальные русские граверы: портрет Петра I на карте Европы, портреты Петра и Екатерины («Изображение брака Его Царского Величества» и на «Панораме Петербурга»), портрет Петра для «Книги Марсевой» и портрет Петра для «Кунштов корабельных», конный портрет Петра, портрет Петра в рост, сделанный в 1728 году, и портрет Петра 1734 года.
Весьма показательны и наглядны в XVIII столетии образные видоизменения в пределах одной композиционной схемы, которые явно прослеживаются в произведениях Тамбовского музея. Но все, более глубокое содержание портретного образа вело к качественному изменению, совершенствованию формы в пределах одной и той же традиционной портретной композиции. Если в конце XVII – начале XVIII века художники стремились в своих портретах показать Петра I деловитым, энергичным, целеустремленным и поэтому лишали его всех атрибутов, кроме царских, (чтобы они не мешали прочтению образа), то уже в конце царствования Петра I в портретах и других жанрах появляются черты парадности и даже некоторой перегруженности деталями. Торжественность, барочная приподнятость в показе образа Петра I говорит о наметившейся новой ориентации искусства.
Литература

1. Алексеева М.А. Судьба медных гравированных досок петровского времени. - В кн. Русское искусство первой четверти XVIII века. М., 1974.
2. Гравюра петровского времени. Каталог выставки. – ГРМ, 1972.
3. Лебедянский М.С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. – М., Искусство, 1981.
4. Ровинский Д.А. Русские граверы и их произведения. - М., 1870.

Автор: Токарев Степан Сергеевич, учащийся 9Б класса МБОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина г. Тамбов
Руководитель: Гудухина Ольга Георгиевна, учитель изобразительного искусства и МХК, МБОУ гимназия №12 им. Г.Р. Державина г. Тамбов
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (06.04.2013)
Просмотров: 974 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
Уникальность - 100%.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]