Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Стоит село, и в нем есть храм старинный
В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности, поэтому актуальность данной работы очевидна. Цель исследования: изучить историю Храма Святой Великомученицы Екатерины. Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время. Предмет: Храм Святой Великомученицы Екатерины. Задачи: изучить краеведческую литературу; найти сведения по теме исследования в архивах села, района; в фондах краеведческого музея; интервьюировать старожилов села. Методы исследования: беседа, интервьюирование, анализ архивных документов, опрос, метод статистической обработки. На обрывистом берегу реки Иртыш, в 12 километрах от города Тара находится наше село Екатерининское, или как его называли Екатерининская дача - чудеснейший, едва ли не самый живописный уголок Тарского района. Зелёным кольцом охватили Екатерининскую дачу могучие сосны, ели. За околицей протекает извилистая речушка Абросимовка. В 1715 году село было основано как сибирская каторга. Каторжане были первыми жителями села, хотя существовало местное население из числа крестьян, солдат. Впоследствии возникла потребность в духовном развитии, поэтому на широкой зелёной возвышенности, окружённой сосновым бором, самом красивом месте села был заложен Храм во имя Святой Великомученицы Екатерины. По словам Новиковой Галины Тихоновны[1], жительница села Екатерининского запись в паспорте храма, найденном при разломе церкви под алтарем Аким Макаровичем Потребичем свидетельствует о том, что храм был заложен 2 июня 1860 года контрагентом Тобольских винокуренных заводов, отставной Надворный Советник Альфонс Паклевский – Козелл». Храм был деревянный, на каменном фундаменте. На кирпичах фундамента клеймо из двух букв ПК (предположительно на кирпичах инициалы – Паклевский – Козелл) внутри храма со стороны входа не было стены, было 4 колонны. Храм имел 3 купола, над алтарём, над церковью и колокольнею. Потолка не было, крыша оканчивалась куполами. Сколько было колоколов, неизвестно, по воспоминаниям жителей, их звон был слышен далеко за пределами села. Любая церковь имеет свой облик. Большинство храмов на Руси были крестокупольные, а храм Святой Екатерины напоминает корабль. Второй престол (придел) – зимний во имя святого мученика Федора построен в 1892 году, на средства Тарского купца Фёдора Ивановича Щербакова. Церковь была прочна, вместительна и утварью достаточна. В храме имелась особо чтимая икона, копия с иконы Абалакской Божьей Матери. В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Так в 1935 году храм Святой Великомученицы Екатерины был закрыт. Здание зимнего престола в 50 – годы занимала школа, там находились начальные классы. Затем (1955г) оно было разобрано, из его брёвен построено сельское КБО. С 1953г. здание находилось на балансе сельского совета. В 1956 году оно было отдано под Дом Культуры. Старые иконы не сохранились: частично сожжены и разобраны людьми того времени. Колокола были сняты еще 1934году, все старожилы, как один вспоминали о трагических судьбах людей, снимавших колокол с церкви. Одним из тех, кто снимал колокола был Борисов Георгий Федорович, житель с. Екатерининского. Когда он снимал, старухи желали ему проклятия. Он снял сначала большой колокол, а потом принялся снимать меньший, но снять не удалось, он сорвался и упал. Через 3 дня умер[2]. Алтарь был разрушен, а на его месте построена сцена для ДК. В 1995 году иеромонахом Александром были собраны подписи в пользу возрождения нашей православной веры и духовности. 29 августа 2002 года в 3 часа дня митрополит Феодосий Омской, Тарской епархии в сопровождении батюшек и церковного хора прибыл на Екатерининскую землю. По воспоминания Людмилы Николаевны Куликовой[3], библиотекаря, под пение хора вынесли икону с изображением святой Екатерины Великомученицы и подняли на высокое крыльцо здания. Первая служба состоялась в престольный праздник Святой Екатерины 7 декабря 2002 года. На сегодняшний день храм существует на пожертвования и добровольную помощь верующих граждан. Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается воспитания молодого поколения. Вот что говорят прихожане храма святой великомученицы Екатерины Окишева М.И[2].: «Для меня в церкви наступает благоденствие, я успокаиваюсь и все проблемы становятся совсем не страшными и решаются потом очень легко». На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных занятий по курсу «Истоки», в музеях школ, на классных часах, а также при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе, в качестве дидактического материала для нового курса ОРКСЭ. Список литературы: 1. Беседы с Новиковой Г.Т. уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1929 года рождения от апреля 2012 г. 2. Беседы с Окишевой М.И. уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1940 года рождения от апреля 2012 г. 3. Беседы с Куликовой Л.А., уроженкой с. Екатерининского Тарского района Омской области, 1957 года рождения от апреля 2012 г. Автор: Дорошкова Снежана Михайловна, учащаяся 8 класса КОУ Екатерининская СОШ №1 с. Екатерининское Тарского района Омской области. Руководитель: Мухамадеева Айгуль Тальхатовна, преподаватель русского языка и литературы. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (04.04.2013) | |
Просмотров: 632 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |