Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
«Чужое» слово в романе С.Лукьяненко “Черновик”. Проектная работа по литературе.
Предмет исследований – анализ использования некоторых приёмов интертекстуальности в романе С.Лукьяненко « Черновик». Цель работы состояла в том, чтобы выяснить, как интертексты участвуют в формировании идейного содержания произведения. В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза: интертекстуальность является принципиально важным приёмом художественного смыслообразования. Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: 1. изучить критическую литературу по теме исследования; 2. выявить и проанализировать приёмы интертекстуальности, используемые С.Лукьяненко в романе «Черновик». Работа по теме исследования проводилась в несколько этапов: 1. Накопление фактического материала; 2. Теоретическое осмысление и выдвижение рабочей гипотезы; 3. Научно-обоснованное содержание и выводы. Проблема цитации, интертекста, “чужого” слова в “своём” является в настоящее время одной из самых популярных, хотя и начала разрабатываться сравнительно недавно. Однако, несмотря на популярность, в современной науке нет чётких определений таких понятий, как «цитата», «аллюзия» и «реминисценция». Сергей Лукьяненко - русский писатель-фантаст, первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Одна из центральных идей в творчестве С. Лукьяненко – идея о выборе жизненного пути. В начале романа некая сила буквально вычёркивает главного героя из жизни, лишая его жилья, документов, друзей, родных и любимых. Главного героя – Кирилла, принуждают следовать тому, к чему он даже не стремится. Существует ли вообще такое понятие, как “своя судьба”? Или это всего лишь миф, благодаря которому люди винят не себя в своих ошибочных действиях, а судьбу? Можно ли изменить судьбу? Все эти темы и затрагивает Сергей Лукьяненко в своём произведении “Черновик”. Философское содержание романа расширяется и дополняется благодаря использованию интертекстуальности. Наиболее значимы, на наш взгляд, являются интертексты романа “Алхимик” Пауло Коэльо и сказки-притчи “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери. Во всех этих произведениях общим является мотив странничества. Главным героем всех этих произведения является странник, который ищет скрытый смысл вещей и собственной жизни. «...самое главное в жизни человека – исполнить своё предназначение, об этом писал...Коэльо». Так аллюзия, используемая С.Лукьяненко, отсылает нас к роману П.Коэльо «Алхимик». Нравственная направленность названных выше произведений Коэльо и Лукьяненко заключается в том, что на примере истории молодых героев авторы пытаются показать всё самое важное и главное о наших желаниях и способах их воплощения. Не менее значима реминисценция к сказке-притче «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Герои этих трёх произведений, пройдя тернистый путь, обретают свою звезду, и авторы верят в то, что и читатель найдет свою далекую звезду. Роман С.Лукьяненко, роман П.Коэльо и сказка-притча А. Экзюпери, в сущности, переосмысливают один библейский сюжет – сюжет о блудном сыне. Таким образом, перед нами ещё одна значимая реминисценция. Всего нами найдены примеры 6 аллюзий, 15 реминисценций, 5 цитат, в работе проанализирована их роль в формировании идейного содержания произведения. Изученные нами материалы дают возможность подтвердить гипотезу, что интертекстуальность является принципиально важным приёмом художественного смыслообразования и одновременно является апелляцией к авторитетной, актуальной в глазах автора литературной традиции. Автор: Зуева Руслана Владимировна, учащаяся 11ЛУ класса МБОУ «Педагогический лицей» г.Великие Луки Псковской области Руководитель: Котынова Елена Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (30.03.2013) | |
Просмотров: 860 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |