Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

СЛИЯНИЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА С ЭНЕРГИЕЙ МУЗЫКИ
Музыка…такая земная и неземная… Она звучит в шуме водопада, шелесте листьев, пении птиц. Но в нашем сложном земном мире любое явление можно направить как в положительную, так и в отрицательную сторону. Музыка не исключение. Современные жанры не блещут текстами, да и сама мелодия не отличается гармоничностью. Так почему подростки так любят современную музыку?
Целью нашего исследования стало выявление связи между особенностями характера и музыкальными предпочтениями подростков, а также выявление влияния музыки на эмоциональное состояние подростков. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) выявить уровень разных форм агрессивного поведения учащихся; 2) выявить уровень тревожности учащихся; 3) выявить музыкальные предпочтения учащихся; 4) сравнить музыкальные предпочтения учащихся с их уровнем тревожности и выраженностью форм агрессивного поведения; 5) выявить изменения эмоциональных состояний учащихся в ходе прослушивания разных музыкальных жанров.
Методами исследования стали: 1) анкетирование; 2) метод субъективного шкалирования; 3) тестирование: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, цветовой тест М. Люшера.
Участниками исследования стали 100 человек, учащиеся школы №18 г. Воронеж, с 7 по 10 классы.
Гипотеза: 1. Существует связь между музыкальными предпочтениями и особенностями личности: у поклонников более тяжелой музыки показатели форм агрессии выше; у поклонников классической музыки уровень тревожности ниже, чем у поклонников современной музыки. 2. Музыка влияет на эмоциональные состояния: классическая музыка оказывает более благоприятное влияние на настроение человека, чем современные жанры.
На первом этапе исследования была проведена диагностика форм агрессивного поведения и личностной тревожности учащихся. Выявлено наличие связи диагностируемых параметров с музыкальными вкусами. В частности, у поклонников альтернативы показатели вербальной агрессии, негативизма и индекса враждебности выше, чем у поклонников других жанров, а показатели чувства вины, обиды и индекса враждебности – ниже. Таким образом, можно констатировать, что поклонники тяжелой музыки в большей степени склонны проявлять свои негативные эмоции, чем сдерживать их. Сравнение музыкальных предпочтений и уровня личностной тревожности подростков позволило выявить, что личностная тревожность у поклонников классической музыки незначительно ниже, чем у поклонников других жанров.
Второй этап нашего исследования был направлен на выявление влияния музыки на эмоциональные состояния подростков. После прослушивания разных жанров музыки учащимся предлагалось оценить свое эмоциональное состояние с помощью метода субъективного шкалирования и цветового теста М. Люшера. Полученные результаты представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1. Изменение уровня радости учащихся после прослушивания разных музыкальных фрагментов
Класс После классической музыки После рэпа После альтернативы
7а Снизился Повысился Снизился
7б Снизился Повысился Повысился
8б Снизился Снизился Повысился

Таблица 2. Изменение уровня раздражения учащихся после прослушивания разных музыкальных фрагментов
Класс После классической музыки После рэпа После альтернативы
7а Повысился Снизился Повысился
7б Повысился Снизился Снизился
8б Повысился Снизился Снизился

Таблица 3. Изменение уровня грусти учащихся после прослушивания разных музыкальных фрагментов
Класс После классической музыки После рэпа После альтернативы
7а Повысился Снизился Снизился
7б Повысился Снизился Снизился
8б Повысился Повысился Снизился

Итак, после прослушивания классической музыки во всех классах выявлено снижение уровня радости, повышение раздражительности и грусти; после прослушивания альтернативы – снижение уровня грусти; после прослушивания рэпа – снижение раздражения и спокойствия.
Анализ результатов метода цветовых выборов М. Лющера показал увеличение количества выборов черного цвета после прослушивания классической музыки, желтого – после прослушивания рэпа и альтернативы.
Таким образом, первая часть нашей гипотезы подтвердилась. В ходе исследования выявлено наличие связи между музыкальными предпочтениями и особенностями личности. Вторая часть гипотезы подтвердилась частично. Доказано влияние музыки на эмоциональное состояние подростков, однако в ходе исследования выявлено, что классическая музыка оказывает более негативное влияние, чем мы предполагали.

Автор: Евсеева Дарья Павловна, учащаяся 10 «Б» класса МБОУ СОШ №18 г. Воронеж
Руководитель: Мосина Алла Николаевна, педагог-психолог
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (30.03.2013) | Автор: Евсеева Дарья Павловна
Просмотров: 682 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Уникальность текста 99%

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]