Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
«Белая ворона» или «Кудрявый ёжик»?
Многие с детства помнят мультфильм о «Кудрявом ёжике». Это сказка о семье нормальных ежей, в которой родился не колючий ёжик, а кудрявый. В этом короткометражном кукольном мультфильме в игровой форме поднимается важная социальная проблема — проблема отношения общества к тем, кто отличается от остальных, выделяется из общей массы. В реальной жизни кудрявого ёжика часто называют «белой вороной». Практически в любом школьном коллективе есть своя «белая ворона, и отношение к ней у всех разное. Нами было проведено исследование, целью которого стало выявление сформированности представлений учащихся об образе «белой вороны» и их отношения к ней. Задачи исследования: 1) разработать анкету ««Белая ворона» - тонкие струны натянутой души»; 2) выявить представления учащихся об образе «белой вороны»; 3) выявить представление учащихся о себе; 4) сравнить представления учащихся о себе с образом «белой вороны»; 5) выявить различия восприятий образа «белой вороны» среди юношей и девушек. В нашем исследовании были использованы диагностические методы - анкетирование и тестирование. Диагностика личностных особенностей участников исследования проводилась с помощью методики «Личностный семантический дифференциал» (автор Ч. Осгуд). Работа с методикой проводилась в два этапа: на первом участникам предлагалось оценить свои личностные качества, на втором – оценить личностные качества образа «Белой вороны». В выборку исследования вошли 40 человек: юноши и девушки в возрасте от 14 до 16 лет. По итогам исследования получены следующие результаты. Мы попросили учащихся ответить, какого человека они назвали бы «белой вороной». Большинство опрошенных (61%) считают, что «белая ворона» - это человек, резко отличающийся от окружающих. 36% опрошенных считают «белую ворону» замкнутой и необщительной. И лишь 2% предполагают, что «белая ворона» имеет физические увечья, финансовые проблемы. Лидером «белую ворону» не считает никто из опрошенных. По мнению участников исследования, «Белой вороне» присущи следующие качества: ««Белая ворона» - это непостоянное состояние, и жизнь еще внесет свои коррективы» - 48 % опрошенных; «Она новенькая в коллективе»; ««Забитая», неразговорчивая», «Вызывает интерес» - 38% опрошенных; «Она вызывает агрессию» - 18% опрошенных; «Ее так воспитали» - 10% опрошенных; «Она много зазнается», «Она имеет социальные проблемы» - 5% опрошенных. Также в ходе нашего исследования выявлено отношение опрошенных к «белой вороне». 45% опрошенных ответили, что нейтрально относятся к «белой вороне»; 30% - затруднились ответить; 23% - положительно, 3% - отрицательно. Нами был проведен анализ гендерных различий отношения к «белой вороне». Выявлено, что среди юношей большинство опрошенных (78%) относятся к «белой вороне» нейтрально, 11% - положительно и 11% затруднились ответить. Среди девушек чаще встречались более крайние позиции в отношении: 26% - положительно, 3% - отрицательно, 35% - нейтрально, 35% затруднились ответить. С помощью методики «Личностный семантический дифференциал» нам удалось выявить примерный образ «белой вороны». К сожалению, получены неутешительные результаты. По фактору «Оценка» «белая ворона» оказалась необаятельной, добросовестной, честной. По фактору «Сила» «белую ворону» оценивают как слабую, уступчивую, зависимую, нерешительную, напряженную, неуверенную личность. По фактору «Активность» «белая ворона» получила следующую оценку: неразговорчивая, закрытая, необщительная, спокойная. Участникам исследования был задан следующий вопрос - «Можете ли Вы про себя сказать, что по жизни Вы «белая ворона»?». 40% ответили – иногда, 28% - никогда, 25% было сложно ответить, остальные 8% признались, что им часто присуща эта роль. Мы сравнили представления учащихся о себе с их образом «белой вороны». Замечено, что чем ниже разница, тем выше уровень идентификации себя с «белой вороной». Выявлено, что высокий уровень идентификации наблюдается у тех участников, кто часто чувствует себя «белой вороной», и это ожидаемо, но нас удивило то, что уровень идентификации высокий и у тех, кто затруднился ответить. Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить представление учащихся об образе «белой вороны», выявить отношение к ней, посмотреть различия восприятия «редкой птички» среди юношей и девушек, сравнить представления учащихся о себе с их образом «белой вороны» и составить образ «белой вороны» глазами участников. Выявлено, что полученному образу «белой вороны» присущи в большей степени социально неодобряемые качества. Автор: Власова Ангелина Максимовна, учащаяся 10 «А» класса МБОУ СОШ №18 г. Воронеж Руководитель: Мосина Алла Николаевна, педагог-психолог | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (30.03.2013) | | |
Просмотров: 715 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |