Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Юноши и девушки: кто умнее?
Вопрос «Кто умнее – юноши или девушки?» в наше время приходится слышать часто. В своем исследовании мы попытались на него ответить. Соответственно, целью нашего исследования стало выявление интеллектуальных различий юношей и девушек. В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи: 1) провести теоретический анализ литературы; 2) сформулировать гипотезу; 3) сформировать выборку исследования; 4) подобрать методы, адекватные целям и задачам исследования; 5) выявить интеллектуальные способности учащихся подросткового и юношеского возраста; 6) выявить уровень кратковременной и оперативной памяти учащихся подросткового и юношеского возраста; 7) выявить гендерные особенности интеллектуальных способностей и памяти учащихся разных возрастов. При разработке нашей гипотезы мы опирались на работы отечественных психологов, в частности В.С. Мухиной [2]. Наша гипотеза состоит из 3 частей: 1) существуют интеллектуальные различия между юношами и девушками; 2) динамика интеллектуальных способностей у девушек и у юношей разная; 3) в более раннем возрасте мальчики отстают в интеллектуальном развитии от девочек, но с возрастом юноши догоняют и даже перегоняют девушек. Обратимся к понятию интеллекта. В своём исследовании мы опирались на определение интеллекта, приведенное в Большом психологическом словаре под редакцией Б.Мещерякова, В.Зинченко [1]. Интеллект понимается как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; как система всех познавательных способностей индивида; как способность к решению проблем «в уме», без проб и ошибок. Методами нашего исследования стали: тест "Прогрессивный матрицы Равена", авторы - Дж. Равен, Л. Пенроуз; методика "10 слов", автор - А.Р. Лурия. Участниками нашего исследования стали 87 человек, из них 47 учащихся 6-7 классов и 40 учащихся 11х классов. Математическая обработка данных проводилась с помощью программы Statistica 6.0. Результаты считались достоверными при показателе p<0,05. Был применен t-критерий Стьюдента для независимых групп. Достоверных результатов выявить не удалось, однако небольшие различия всё же получены. Анализ интеллектуальных способностей юношей и девушек показал, что в подростковом возрасте в группе с уровнем интеллекта выше среднего преобладают девочки, а в группе со среднем уровнем - мальчики. В юношеском возрасте гендерные различия более ярко выражены - в группе с уровнем интеллекта выше среднего преобладают девушки, юношей меньше в 4 раза. В группе со средним уровнем интеллекта больше юношей. В группе с интеллектом ниже среднего преобладают юноши, их больше в 3 раза. И в подростковом, и в юношеском возрасте средний уровень интеллектуальных способностей у девушек незначительно выше, чем у юношей. Сравнительный анализ гендерных особенностей кратковременной и оперативной памяти позволил выявить, что в подростковом возрасте и кратковременная, и оперативная память у девочек незначительно выше, чем у мальчиков, а в юношеском показатели памяти у юношей и девушек одинаковые. Итак, в ходе нашего исследования получены следующие результаты: 1) выявлены незначительные различия в уровне интеллекта у юношей и девушек; 2) выявлено, что и в подростковом, и в юношеском возрасте уровень интеллектуальных способностей у девушек незначительно выше, чем у юношей; 3) уровень интеллектуальных способностей в юношеском возрасте выше, чем в подростковом; 4) память у девочек в подростковом возрасте лучше, чем у мальчиков, а в юношеском возрасте память у юношей и девушек одинаковая. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично. Были выявлены интеллектуальные способности у девушек и юношей. В результате нашего исследования выявлено, что интеллектуальные способности у девушек и в подростковом, и в юношеском возрасте выше, чем у парней. Однако на данном этапе нашего исследования не может быть выявлена динамика интеллектуальных способностей, следовательно, перспективным является проведение лонгитюдного исследования. Список литературы: 1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. - 816 с. 2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с. Автор: Бодренко Маргарита Сергеевна, учащаяся 10 «Б» класса МБОУ СОШ №18 г. Воронеж Руководитель: Мосина Алла Николаевна, педагог-психолог | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (30.03.2013) | | |
Просмотров: 750 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |