Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

"Взаимосвязь поведения подростков в конфликте, уровень их невротизации, с уровнем вовлечения в интернет сообщества и игровые пространства."
Взаимосвязь поведения подростков в конфликте, уровень их невротизации, с уровнем вовлечения в интернет сообщества и игровые пространства.
Компьютерные игры становятся новой реальностью в жизни многих детей и взрослых. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Для подростка очень приятно входить в роль такого персонажа, чувствовать себя им. Ребенка привлекает в игре наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого, отсутствие ответственности, реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира, возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток, возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести. Личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Компьютерные игры в настоящее время стали для многих детей важнее учебы или прогулки с друзьями. Они привязывают подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими людьми. В результате у подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации, повышенная невротизация.
Мы рассматривали поведение подростков в конфликте, уровень их невротизации, взаимосвязь с уровнем вовлечения в интернет сообщества и игровые пространства.
В качестве объекта в нашем исследовании принимали 125 учащихся МБОУ СОШ №8 г. Новокузнецка в возрасте 11 -14 лет (возраст социализации в области межличностных отношений), из них 55 мальчиков и 70 девочек.
Для сбора информации использовались методы: 1)Анкетирование: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса); 2)Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана; 3) опросник(пол, возраст, игра, время, проведенное за игрой и время общения в интернете), статистические методы и математические методы обработки материала.
В результате анкетирования получены следующие данные:
Компьютер дома имеют 125 человек т.е. 100% исследованных детей
Интернет подключение 125 человек 100 % исследованных
Играют в онлайн и компьютерные игры 78 человек, из них 55%- мальчики, 45% -девочки.
Продолжительность игры составляет
у мальчиков у девочек

До 1 часа- 5 человек 12 % До 1 часа- 10 человек- 17%
От 1 часа до 2 -13 человек 32 % От 1 часа до 2- 16 человек- 27%
Более 3 часов- 23 человека 56 % Более 3 часов -11 человек -18 %
Не играют -0 Не играют 23 человека 29 %
Предпочитаемые игры: у мальчиков –шутеры (Battlefield,Call of Duty), стратегии(Warcraft),гонки(Need for spead). У девочек - симуляторы(Sims), квесты, экономические стратегии, аркады.
Продолжительность Интернет-общения составляет
у мальчиков у девочек
До 1 часа- 7 человек 18 % До 1 часа -9 человек 16 %
От 1 часа до 2 – 13 человек 33 % От 1 часа до 2-13 человек 24 %
Более 3 часов -19 человек и 49 % Более 3 часов – 26 человек 47 %
Не общаются - 0 Не общаются 7 человек 8 %
1. Анализируя полученные данные о стратегии поведения в конфликте, мы пришли к следующим выводам:
1) значительно преобладает стратегия избегания конфликта, причем, это лучше выражено у девочек во всех возрастных категориях, у мальчиков наблюдается тенденция к возрастанию роли этой стратегии современем.
2) Хорошо проявлена стратегия соперничества у обоих полов, во всех возрастных категориях (это, скорее всего, связанно с проявлением лидерских качеств у подростков)
3) Приспособление как линия поведения появляется у девочек в возрасте 12-13 лет, у мальчиков в возрасте 14 лет и имеют тенденцию к нарастанию проявления.
4) Обращаем внимание, что такой вид решения конфликтов, как сотрудничество вообще не характерно для современных подростков.
Сравнивая данные, представленные в курсовой работе “Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте”, студентки Владимирского государственного гуманитарного университета Шаховой Елены Сергеевны, проводившего в 1998 году аналогичное исследование на базе МОУ СОШ №15 г. Владимира, нами было отмечено, что в современном обществе подростки гораздо реже предпочитают стратегию соперничества 15% (2013 г.) против 27% (1998 г.).
На компромисс готовы идти 10% современных подростков против 17% в 1998г. В 1998 г. 20% опрошенных выбирают стратегию избегания, то на сегодняшний день до 60% подростков предпочитают такой способ решения конфликта. Пожертвовать своими интересами на 1998 год были готовы 13% подростков, в настоящее время 22 %. Если в 1998 году 23% подростков готовы к сотрудничеству, то нами эта форма решения вообще не отмечена.
По нашему мнению одной из ведущих причин изменения стратегии поведения в конфликте стало предпочтение большинства подростков проводить время в сети Интернет, а значит и потеря интереса к происходящему вокруг.
При этом достаточно четко прослеживается тенденция к сглаживанию различий в стиле поведения в конфликтных ситуациях по мере взросления подростков. Между мальчиками и девочками 11, 12, 13 лет существуют различия в способе поведения в конфликте, а в возрасте 14 лет разницы практически не заметно.
1. Уровень невротизации в целом у подростков изменяется с возрастом.
В 11-12 лет ее уровень остается достаточно низким (высокая невротизация составляет 0%-20%). К 14 годам высокий уровень невротизации имеют 60%-70% детей, при этом заметно, что у девочек в целом уровень невротизации выше.
2. Зависимость поведения от продолжительности времени игры и стратегии поведения в конфликте.
В любом случае у всех детей, проводящих время за компьютерными играми ярко выражена стратегия избегания, также присутствует значительная доля детей, выбирающих стратегию приспособления, но среди тех, кто играет более трех часов достаточно высока доля активно соперничающих в конфликтах.

3. Время, отведенное на общение в Интернете, видимо никак не отражается на поведении в конфликте.
4. Зато время, отведенное на игру, серьезно сказывается на степени невротизации. Среди играющих до 1 часа высокий уровень невротизации не отмечен, среди играющих 1-2 часа уровень невротизации 17%,, а среди играющих больше трех часов - 50%.
5. Анализируя степень невротизации у детей, предпочитающих разные типы игр, мы обратили внимание, что дети, предпочитающие аркады, спортивные игры, гонки имеют низкий уровень невротизации. Высокий уровень невротизации у детей, предпочитающих квесты, шутеры, стратегии (при этом необходимо отметить, что в эти игры играют только девочки). Обращаем внимание на крайне высокий уровень невротизации у детей ,играющих в шутеры( в частности военные игры 59%).
6. Поведение в конфликте у учеников, играющих в различные игры также различаются. У играющих в аркады, квесты, стратегии, спортивные игры преобладает такой способ решения конфликтов, как избегание и приспособление, а среди играющих в симуляторы и шутеры значительное количество детей в конфликте склонно к соперничеству.
Полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать деятельность подростка в реальном мире. Находите время для общения с ребенком, подростком. Важно, чтобы в общении (семейном, школьном, дружеском) была доверительная атмосфера. Позаботьтесь о досуге. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше. И, самое главное, - стимулируйте появление реальных друзей.
Педагоги и родители, старшие братья и сестры будьте для ребенка лучшими проводниками в настоящую реальную жизнь!

Автор: Борзых Людмила Игоревна, ученица 10 А класса, МБОУ СОШ №8 г.Новокузнецка
Руководитель: Абрамова Наталья Юрьевна,учитель географии
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (28.03.2013) | Автор: Борзых Людмила Игоревна
Просмотров: 916 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Уникальность текста 80%

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]