Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ
Современное общество – общество многонациональное, полиэтническое и многоконфессиональное. Современный человек не сидит на одном месте всю жизнь. Люди переезжают в другие страны и города, меняют образ жизни и окружение. Все эти процессы не могут проходить без терпимости к другим нациям, культурам, обычаям. Терпимость - толерантность получает всё большее распространение. В Свердловской области согласно данным последней переписи населения проживают представители 142 этнических групп, именно поэтому такой аспект толерантности, как принятие вероисповедания и обычаев других национальностей является и для нас очень значимым и актуальным. Хотя самое распространенное население области – русские (90,6%) –по данным на 2010 год), в области проживают большие общины татар (143,8 тыс.), украинцев (35,6 тыс.), башкир (31,2 тыс.) и марийцев (23,8 тыс.) и др.. Мы решили выяснить насколько готовы русскоязычные школьники общаться с представителями других национальностей Нами изучены основные понятия этноса: этносознание, этнокомпетентность, этнотолерантность, этноцентризм, этностереотипы. При изучении теоретического материала определено, что увеличение этнической компетентности может вести как к позитивному, так и негативному отношению к другим этносам, что, в конечном счёте, определяет уровень этнической толерантности. Во втором случае, видимо, проявляется чувство соперничества, эгоизма, лидерства (эгоцентризма), что можно подтвердить только психологическими исследованиями. На этническую компетенцию могут оказывать влияние этнические стереотипы. Готовность к общению рассматривалась через этническую компетентность и коммуникативные установки. Этнические стереотипы рассматривались как барьеры общения. Далее было проведено пилотажное исследование с целью: выяснить степень этнических проявлений своих сверстников. Выборка составила 90 – 60 школьников 9 классов. Методы сбора информации: анкетирование. Материал взят из работы Т.В Бендес, И.С. Якиманской «Лидерство в кросскультурных и гендерных исследованиях». В исследовании этнической компетентности приняли участие 90 подростков. Устанавливался уровень знаний русскоязычных подростков особенностей национальной кухни, поэзии, обычаев и географического положения национальных образований. Помимо русского рассматривались этносы: немецкий, украинский, татарский, еврейский, башкирский, чувашский, казахский. При анализе результатов исследования установлено, что ведущая русская группа по общей компетенции (152 балла) заняла лишь третье место после татарской (178 баллов) и казахской (172 балла), на что повлияло плохое знание русскими испытуемыми своих обычаев. Разброс оценок компетенции по этносам составил от 123 баллов (немецкий) и 131 (чувашский) до178 баллов (татарский). Из элементов культуры лучшие знания выявлены по разделам: территория (353 балла) и кулинария (310 баллов), хуже знания обычаев (246 баллов) и творчества (229 баллов). Эксперимент был повторен для определения наличия связей уровня компетенции с этнической толерантностью. В эксперименте участвовало 39 человек. Предлагалось 40 вопросов по прежним направлениям культуры. Оценивались индивидуальные показатели респондентов. Разброс правильных ответов от 22% до 60%. С использованием методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко определены показатели негативной установки: а) завуалированная по отношению к людям; в) обоснованный негативизм по отношению к людям, г) брюзжание, т.е. обобщение негативных фактов при наблюдении за социальной действительностью, д) негативный личный опыт общения с окружающими. Разброс показателей от 35 до 94 баллов. Обобщённые результаты эксперимента: из 100 возможных баллов получен средний результат 60,5 баллов. Исследование коммуникативных установок показало, что в целом ребята готовы общаться со своими сверстниками других этносов. Исследование этнической толерантности проводилось на основе тестовой методики. Предлагалось дать ответы на 10 вопросов, касающиеся отношений испытуемого с гражданами других национальностей. При результате полученного балла от 1 до 4 толерантность оценивалась как низкая, от среднего балла до максимального (10) - высокая. При 10 максимально возможных баллах средний результат составил 5,3 балла. При исследовании этнических стереотипов респондентам предлагалось определить, полагаясь на свой опыт, какие черты наиболее характерны представителям разных этносов: русского, казахского, немецкого, татарского, башкирского, еврейского, чувашского. В целом все этнические группы в большей мере оцениваются положительно. Отмечается, что выделение стереотипов вызвало затруднение у респондентов. Из 63 привлечённых к анкетированию подростков выполнили задание только 24 человека. При разработке инструкции к заданию по этническим стереотипам необходимо было более четко прописать инструкцию. Наиболее полно подчёркнуты свойства: героизм, юмор, гостеприимство и талантливость русских, законопослушность, предприимчивость и трудолюбие немцев, активность и предприимчивость евреев, соблюдение традиций татарами, башкирами и чувашами. Для исследований связей этнотолерантности с коммуникативными установками и этнической компетентностью использовался метод с применением критерия Манна-Уитни. Группа в составе 39 подростков 15 лет одновременно выполняла задание по определению этнотолерантности, негативных установок и этнической компетентности. После определения показателей толерантности выделились две группы: с высокой и низкой специальностью. В результате оценки данных выявлено с достоверностью 95% , что этнотолерантность связана и с установками человека и с этнокомпетентностью. Исследование показало наличие устойчивых связей этнотолерантности с коммуникативными установками и этнической компетентностью, что позволяет выбирать новые механизмы решения проблем толерантности при совместном проживании с представителями не «своих» этносов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арзамасцева Н.А. Формирование этнокультурной компетентности /Н.А Арзамасцев //диссер. канд. пед. наук- М.: 2000. -24с. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-jetnokulturnoj-kompetentnosti-buduwih-socialnyh-pedagogovv-vuze.html 2. Бендас Т.В. Лидерство в кросскультурных и гендерных исследованиях./ Т.В Бендес, И.С. Якиманская.- Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. -294 с. 3. Герасимова М.Г.Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков./ М.Г. Герасимова. М.: Канон –Ц 2001. 4. Поштарёва Т.В. Формирование этнокультурной компетентности /Т.В.Поштарёва //Педагогика, 2005, №3. - С 35-42. 5. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. редакцией А.А. Бодалева. http:// vocabulary.ru/1095/word/tolerantnost.ru Автор: Вдовиченко Маргарита Александровна, учащаяся 9 «Г» класса МБОУ гимназии №155 г. Екатеринбург. Руководитель: Фазлиахметова Марина Юрьевна, преподаватель истории и обществознания МБОУ гимназии №155 г. Екатеринбург. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (28.03.2013) | |
Просмотров: 787 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |