Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Социально-педагогическая деятельность по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста
В наше время на младшего школьника неблагоприятно влияют факторы, которые имеют наибольшее значение для возникновения детских страхов: стиль семейного воспитания, отношение со сверстниками и завышенные требования учителей. Эти факторы способны затормозить потенциальное развитие возможностей личности школьника и повернуть процесс ее развития вспять. Из-за этого возникают детские страхи, которые позже перерастают в фобии. Многие родители знают, что у их детей имеется тот или иной страх, но зачастую не знают как вести себя, что делать и как бороться с тем, чтобы у ребенка страх проявлялся как можно меньше или пропал вообще. Поэтому вопросы диагностики и коррекции страхов младших школьников имеют огромное значение, т.к. они широко распространены среди детей. В связи с этим необходимо разработать комплексный подход к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может осуществляться социальным педагогом, как с родителями, так и с ребенком, испытывающим страх, по средствам разработки рекомендаций и моделей коррекционных занятий по преодолению того или иного страха у ребенка. Каждый психолог, как зарубежный, так и отечественный, занимающийся изучением проблемы детских страхов, дает свое определение «страх» и указывает его причины. Большинство из них пришли к одному выводу, что главная причина детских страхов – нарушение внутрисемейных отношений. Целью нашего исследования было выявление детских страхов, характерных для младшего школьного возраста и определение способов их коррекции. Мы пришли к выводу, что понятие страх можно охарактеризовать следующим образом: страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. К основным причинам детских страхов можно отнести: эмоциональное состояние матери во время беременности; наследование типа нервной системы; семейные конфликты и неполные семьи; традиционализм отношений в семье; эмоциональный шантаж и предчувствия; открытые посылы и прямые угрозы; нескромность родителей; отдаленность родителей; отсутствие привязанности внутри семьи и негативное отношение к престарелым. Немалую роль в развитие личности младшего школьника имеет такой фактор, как личностная тревожность. Причинами ее возникновения могут быть противоречивые, завышенные и негативные требования к ребенку и стиль семейного воспитания. З.Фрейд выделил 3 типа тревожности: объективную, невротическую и моральную. Невротическая тревожность отличается от объективной тем, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается, и ее источником является боязнь потенциального вреда. К.Хорни выделила главной причиной детской тревожности неудовлетворенность потребностью в межличностной безопасности и надежности. Э.Фромм считал, что основным источником тревожности является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности. Изучив данные, которые имелись в литературе по проблеме детской тревожности и страхов, мы выдвинули следующую гипотезу: в младшем школьном возрасте у детей преобладают такие страхи, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение). Для подтверждения данной гипотезы нами были изучены и подобраны методики для психодиагностического исследования страхов младших школьников. Нами были выбраны следующие методики: 1. Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И.Захарова. 2. «Тест школьной тревожности» Филипса. 3. Тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан). 4. Проективная методика «Рисунок семьи» В.К. Лосевой. Подбор методик производился с учетом возраста детей. Изучив психолого-педагогическую литературу, проведя психодиагностическое исследование, мы нашли подтверждение выдвинутой нами гипотезе, что для младших школьников наиболее характерно проявление таких страхов, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение), также страх нападения и животных. В любом классе есть тревожные дети или дети, испытывающие страхи в различных областях деятельности. При работе с такими детьми учитель должен проводить мероприятия по снятию школьной тревожности и страхов. Мы разработали рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике и коррекции тревожности и страхов у младших школьников, которые должны помочь детям снизить эти показатели. Занятия должны проводиться, используя отдельные методы и приёмы. Но необходимо учитывать, что такая работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживается здоровая дружественная атмосфера и условия для мотивированной и успешной деятельности ребёнка. Поэтому, необходимо помнить, что маленького ребенка следует учить преодолевать тревогу с раннего возраста, когда идет интенсивное становление психики ребенка и формирование базального доверия к окружающему миру, которое необходимо для преодоления детской тревожности. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому очень важно своевременно обращаться к социальному педагогу и психологу и принимать меры по преодолению фобий у ребёнка. Список литературы: 1. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92. 2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.- М.: ЭКСМО–Пресс, 2000.- 448 с. 3. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПб: Питер, 2000.- 560 с. 4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2001.- 752 с. 5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 272 с. Автор: Карпец Екатерина Дмитриевна, студентка 4 курса социально-педагогического факультета Московского Государственного Областного Гуманитарного Института г.Орехово-Зуево. Руководитель: Ферцер Виктория Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (28.03.2013) | |
Просмотров: 1136 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |