Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Мандельштам и Эллада
Читать Мандельштама трудно., Но чтобы его понять, нужно окунуться в творческий мир поэта , необходимо сказать и о времени, в которое жил и творил Осип Эмильевич. А его ему было отмерено очень мало. Всего 47 лет, тридцать их которых безраздельно отданы поэзии. В 17 лет он писал стихи, не уступающие по мудрости, духовной зрелости, и свечению таланта стихам, написанным через три десятилетия. Он по праву занял своё место в блистательной плеяде великих русских поэтов, рядом с Ахматовой, Пастернаком, Цветаевой, Гумилёвым, Есениным. В жизни Мандельштама было много горя и маяты. «Роковой и неугомонный маятник» качался над его судьбой от десятых до тридцатых годов века. Может быть, именно поэтому в мандельштамовских текстах нет однозначных смыслов и привычных ассоциаций, а есть скорее ощущение трагической судьбы поэта вообще: он хранитель традиции, он творец нового Слова в мире. А. А. Ахматова писала: «Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Мандельштама» Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины: Сей длинный выводок ,сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся….. .....Куда плывёте Вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? …..И море, и Гомер-всё движется любовью. Кого же слушать мне?... Наверное, это стихотворение и сыграло роль в выборе темы работы: «Мандельштам и Эллада» Уже здесь я нашла ответ на вопрос: почему поэт обращается к тем далёким временам и каким образом в его творчестве отразилась Древняя Эллада. И уже в первом цикле стихов О.Мандельшама «Камень» возникает образ Афродиты как воплощение не только любви, но и красоты: Она ещё не родилась, Она и музыка и слово, и потому всего живого Ненарушаемая связь…( Silentium) Эллада , по мнению Мандельштама, дала европейской культуре и идею гуманизма, «единственного чувства личности, как его знала Эллада». Он мечтает о том времени, когда «золотой чекан европейского гуманистического наследства… увидит свой день» Конечно, чувствуется, что Мандельштам идеализирует Элладу, воспринимая её в ореоле античного искусства, но это не мешает ему, тем не менее, её следы в современном мире. В единственно доступном приближении Эллада для России -это прежде всего Крым, древняя Киммерия. Здесь остались развалины греческих колоний. названия напоминают нам об Элладе, неизменными остались правильные ряды виноградников ,горы-холмы, густо поросшие кустарником и море, ослепительно блестящее на солнце, где вдалеке мерещится парус, влекущий к далёким берегам аргонавтов или Одиссея,а может, то возвращаются на родину беглецы от грозного царя-Орест и Пфигения…. Пейзаж Крыма у Мандельштама –греческий, и время здесь стоит или движется столь медленно. Что кажется, будто всё происходит ,как в странном сне наяву: Золотистого мёда струя из бутылки текла Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: -Здесь, в печальной Тавриде, куда Вас судьба занесла, Мы совсем не скучаем,-и через плечо поглядела. Этот протяжный пятистопный анапест создаёт полную иллюзию сна, остановившееся время сохранило всё, что было тысячи лет назад: Всюду Бахуса службы… Как ресницы на окнах опущены тёмные шторы…. А в Петербурге Мандельштам видел столицу русского эллинизма. Его классическая архитектура, музеи, сама открытость города, являвшего собой смешение всех культур, которое, однако, вносило не разнобой, а неповторимую стройность ,логичность в композицию города,-всё в этом городе гармонично и всё создано человеком вопреки разрушительному хаосу природы и времени. Позднее Мандельштам определил эллинизм как «сознательное окружение человека утварью вместо безразличных предметов в утварь, очеловечивание окружающего мира, согревание его тончайшим теологическим теплом» И эта мысль обогащает привычное нам пушкинское восхищение Петербургом. Мандельштам пишет об Адмиралтействе: В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в тёмной зелени фрегат или акрополь Сияет издали-воде и небу брат.. Поэта поражало странное единство классической архитектуры и северной природы, огромных невских пространств; в своих прозаических работах он часто упоминал об их кажущейся несовместимости, и Адмиралтейство чудится ему кораблём, разрывающим наш трёхмерный мир: Нам четырёх стихий приязненно господство, Но создал пятую свободный человек… Античность видится не только в классической архитектуре, но и в духе города: здесь происходит синтез всех культур- а идея синтеза-идея эллинистическая. «Всякий кто чувствует себя эллином, и ныне должен быть на страже-как две тысячи лет назад.. Мир нельзя эллинизировать раз навсегда…Ткани нашего мира обновляются смертью .Приходится бороться с варварством новой жизни- потому что в ней. Цветущей, не побеждена смерть! Покуда в мире существует смерть, эллинизм будет творческой слой…» Обращаясь к Элладе. Мандельштам сделал попытку соединить собой два времени, две эпохи. Эллада, уже однажды погибшая под тяжестью Римского тоталитарного государства, вновь переживает , несмотря на попытку возрождения в поэзии Мандельштама, смертоносные удары этой системы в её новом обличье. Это приводит к трансформации эллинских образов в произведениях Мандельштама 30-х годов: Там, где эллину сияла Красота, Мне из чёрных дыр зияла Срамота. Катастрофу разрушения красоты уже нельзя предотвратить, и откуда-то из параллельного мира на берегах Невы появляется пророчица гибели Кассандра: Я не искал в цветущие мгновенья Твоих, Кассандра, губ, твоих Кассандра, глаз….. …И в декабре семнадцатого года Всё потеряли мы, любя… Кассандра предвидела гибель Трои задолго до её падения, но троянцы не поверили ей. Как это страшно : «Знать и ничего не мочь!» Так и Мандельштам, предвидя грядущее возмездие за разрушение любви, красоты, личности, не в силах изменить ход событий: Помоги, Господь, эту ночь прожить, Я за жизнь боюсь, за твою рабу Александр Галич, подробно восстанавливая по воспоминаниям А.Ахматовой и Н.Я. Мандельштам последние дни О.Э.Мандельштама, написал стихотворение «Возвращение на Итаку», где творческий путь поэта сравнивает с Одиссеей: Но слово остаётся, слово осталось! Не к слову, а к сердцу приходит усталость. И хочешь, не хочешь-слезай с карусели, И хочешь , не хочешь-конец одиссеи! И, действительно, слово поэта осталось. Новое поколение, которое откроет для себя поэзию Мандельштама, « помчат паруса на Итаку» Использованная литература: 1.Карпов А. Осип Эмильевич Мандельштам, 1988 2.Нечипорук Е. Осип Мандельштам и его время., М., Наш дом,1995 3.О.Э. Мандельштам. Стихотворения.,М,1993 Автор: Малюженко Юлия Сергеевна, учащаяся 10 класса МОУ "СОШ №12" г.Ржева. Руководитель: Шубелева Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (26.03.2013) | |
Просмотров: 787 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |