Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Историко- краеведческий маршрут «Курумкан – душа земли снежных вершин и чистых рек»
Содержание Введение………………………………………………….. Глава 1. Литературный обзор………………………………………………..стр3 Глава 2. Маршрут путеводителя по селу Курумкан……………………………….стр6-11 Заключение……………………………………………………………………..стр13 Литература…………………………………………………………………… стр14 Приложение Введение Расположенный в северной части Баргузинской долины, простирающийся между Икатскими хребтами с северо-востока на юго-запад, Курумкан, является собой удивительное сочетание самых неожиданных природных ландшафтов и климата. Быстрые реки текут в окрестности Курумкана, создавая благоприятный микроклимат, украшая пейзаж. В настоящее время краеведению уделяется большое внимание. Каждый человек любит и хочет знать свой край. Актуальность 2013г- 90лет Республики Бурятия, а также недостаточной информацией о малых селах нашего края, в том числе и c. Курумкан. Объектом исследования являются памятники, научные и культурные центры, памятники природы. Предметом исследования является историческое, культурное, научное наследие c. Курумкан. Цель работы: Создание рекламного проекта – путеводителя по селу Курумкан. Задачи: 1)выявить объекты для данного маршрута; 2)описать культурные, научные, спортивные, природные, объекты села; 3)раскрыть и показать информационно - рекламное обеспечение проекта путеводителя Методы: изучение литературных источников, сбор информации, анализ собранного материала, метод обобщения, встречи и беседы с информаторами – старейшинами родного края; Гипотеза: если создать путеводитель для туристов, то это сыграет важную роль в развитии туризма в нашем районе Научная новизна: впервые собран и систематизирован материал по разработке данного маршрута. Практическая значимость работы: Результаты и материалы исследования могут быть использованы на уроках географии, экологии и природоведения в школе, для проведения факультативных курсов по данной теме. Апробация результатов: Автор принимает участие в VI межрегиональной краеведческой конференции «Историко-культурное и природное наследие Сибири», посвященной деятельности Русского географического общества. Глава 1. Литературный обзор. Общие сведения о путеводителях. Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности. Сегодня на прилавках книжных магазинов с десяток лейблов различных путеводителей, а в туристической Мекке типа Бангкока - несколько десятков. Как выбрать нужный? На какие серии путеводителей стоит обратить внимание, и в каких случаях это стоит делать. Путеводители: 1.Для любознательных. Подобные путеводители можно использовать как наглядный материал для уроков географии и истории искусств, а некоторые можно даже рассматривать как вполне серьезные научные исследования. 2. Наглядные Отличительные черты ее продуктов – многочисленные яркие иллюстрации, сделанные на бумаге самого высокого качества. 3. Информационные Все объекты снабжены описанием, как туда добраться на автомобиле, так что путеводитель удобен как для автолюбителей, так и для автостопщиков. 4. Для туристов Довольно поверхностное описание самой страны. Как правило, внимание уделяется лишь туристическим местам и главным достопримечательностям. 5.Для отдыха Хороший пример путеводителя для организованного туриста: коротко о главном (остальное услышишь в процессе экскурсии), разумное количество фотографий, чтобы было понятно, о чем речь, привлекательный дизайн. 6.Для туризма Это, как правило, путешествия на автомобиле с ночевками в отелях с парой звездочек и завтраком на увитых цветами верандах. И путеводители им нужны под стать: элегантные, удобные, с цветными фотографиями и картами, где четко, словно в энциклопедии, изложена вся необходимая информация. 7. Для путешественников Максимум необходимой информации для как можно более глубокого погружения в страну - от результатов последних парламентских выборов до перечня, наиболее продаваемых поп-групп. Мы приглашаем тебя в чрезвычайно увлекательный тур по маленькому сибирскому селу, одно название которого является загадкой, которую никак не могут разгадать историки и географы. Глава 2. 1.1 История возникновения села Село Курумкан был основан в 1929 году из 2-ух посёлков (Верхнего и Нижнего посёлков). Курумкан находится в живописнейшем месте на берегу р. Баргузин в среднем течении у подножья гордого седоголового Баргузинского хребта. А за Баргузинским хребтом плещется священный Байкал – могучий и всегда таинственный, многозначный. На Ю-В Баргузинская долина ограничивается Икатским хребтом, средняя высота которого рана 2558 км. Сама р. Баргузин. Имеет протяжённость в 480 км, S=21тыс.кв.км. Берёт начало у Икатского хребта в местности Боолэн Тумэр. На возвышенных участках в долине встречаются обширные степные пространства – Куйтуны, где находятся песчаные дюны и барханы. S = 10 тыс. гектаров. Всего в районе по состоянию на 1944 год числилось около 9 тыс. чел. (8780). Сейчас в районе численность составляет 17 тыс. чел. (17564). В селе Курумкан около 8 тыс. чел. (7835). Рекреационный комплекс района обладает богатейшим потенциалом: большое количество минеральных и территориальных источников. В пределах района зарегистрировано более 50 минеральных источников (аршанов) и 10 минеральных озёр. Они издавна известны, как воды с высоким бальнеологическим эффектом, такие как Кучигерский, Умхейский, Сеюйский и многие другие. Уникальные исторические памятники природы, обширные охотничьи угодья, позволяют развивать познавательный, экологический, спортивный туризм, альпинизм, охоту. И создают великолепные условия для оздоровительного отдыха. 1.2. Заселение Курумкана Заселение села Курумкан начиналось с Хадаагшаан. Село располагалось в Нижнем Курумкане, неподалёку от Лысой горы (Архэй Марян). Тайша Баргузинской степной Думы Цыдыбжап Сахаров в «Летописи баргузинских бурят» (1887) сообщает, что около 1884 года в Курумкане был построен, без согласия и уступки земли инородцам русский миссионерский стан с церковью». До 1862 года земли Курумкана были свободны, здесь почти никто не жил. В 1862 году в Кабанском районе произошёл провал земли на побережье Байкала. Кударинские буряты поехали в Баргузин искать свободные земли и переехать туда на постоянное место жительства. Но местное население отказалось выделить им землю, якобы нужна земля для скотоводства. Тогда Кударинские буряты решили направить в Читу делегацию к архиепископу. Архиепископ дал им разрешение на пользование землёй с условием, что буряты примут православную веру и построят в Курумкане церковь. Буряты были вынуждены согласиться с этими условиями и, приехав в Курумкан, начали строить церковь и село. С тех пор Курумкан и стал селом. Была построена церковь, при которой имелась церковно-приходская школа. В то время в селе проживало 28 семей, из них 8 русских. Глава 3. Маршрут путеводителя по селу Курумкан Отъезжаем от ЦДТ. По улице им. Ленина. Переулок Базарный. Остановка. Ул. Очирова. Остановка. Ул. Будаина. Ул. БалдаковаОстановка у Лысой горы. Заселение Курумкана. «Хадаагшаан». Ул. Балдакова. Балдаков Бадма Мелентьевич. Хадагшаан Мемориал, посвящённый павшим воинам Курумканского района. Переулок Школьный. 3 сосны – развесистые деревья. Переулок Школьный. КСОШ №2, ЦДТ. Остановка РДК. ЦРБ, ул. Харпухаева. Минеральный источник «Гутарка» - природное наследие с. Курумкан Памятник-обелиск, посвященный воинам - Мургунцам Районная библиотека. Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин» Глава 4. Путеводитель по селу Курумкан Улица имени Ленина Доброго времени суток! Меня зовут Иван. Сейчас мы отправляемся на экскурсию по селу Курумкан и памятникам природы нашего села. Мы выехали на одну из центральных улиц села Курумкан, ул.им. Ленина. Некогда здесь располагался деловой, финансовый центр села. Взгляните на право. Вы видите здание. Раньше это здание принадлежало КСОШ №2. Здесь занимались дети начальных классов. Далее вы видите новый торговый центр под названием «Заря». Он построен в 2006 году. За Торговым Центром расположена почта, а так же вечерняя школа. Сейчас мы подъезжаем к магазину «Большой Северный». Это один из самых крупных магазинов Курумкана. Если в Улан-Удэ есть магазин «Большой», то у нас «Большой Северный». Двери этого магазина открыты для покупателей с 2006 года. Основатель этого магазина, выпускник МОУ «КСОШ№»» Павлуцкий Сергей Викторович. 2. Переулок Базарный Сейчас мы едем по переулку Базарный. Переулок пересекает 12 улиц нашего села. Мы проезжаем мимо ул. Советская. В конце 2006 года в Курумканском районе появилась сотовая связь «Мегафон». Представитель «Мегафон» В Курумкане – сеть магазинов «Импульс». Ул. Первомайская, ул. Комсомольская. Сейчас мы будем проезжать мимо ул. им. Очирова. 3. Улица имени Очирова Славный сын бурятского народа, уроженец Баргузинской долины, родился 20 марта 1905 года в селе Ярикто Баргузинского района Бур. АССР в семье бурята-бедняка, скотовода, кузнеца Очирова Очира Ванюшкеевич. В улусе Ярикто окончил начальную школу. В сентябре 1927 года областным РВК г. Улан-Удэ был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. С этого момента Защита Отечества стала его профессией, целью его жизни. Этому благородному делу служения Родине Гуржап Ванюшкеевич отдал 19 лет своей жизни и никогда не жалел об этом. Вернувшись в родные места с 1946 года он работал директором заготживсырья в с. Курумкан. В 1954 г. Решением бюро Курумканского райкома партии направлен в колхоз имени Сталина, руководителем крупной строительной бригады. Строил дома и производственные сооружения, со своей женой Ольгой Даниловной воспитывал своих детей. Добрый, немногословный, уставший от войны он радовался тишине, миру, своей работе, а особенно своим любимым детям. Ведь в первую очередь он защищал их, детей, продолжение своего рода на земле. И он не ошибся. 4. Улица имени Будаина Сейчас вы видите улицу им. Будаина Мунко Будаевича. Уважаемого в нашем селе человека. Мунко Будаевич участник ВОВ. Кавалер многих орденов и медалей. Он бы артиллеристом, больше всех своих медалей гордился медалью «За отвагу». После тяжёлого ранения вернулся на родину и снова возглавил свой колхоз «Хубисхал», знаменитый на всю республику. За мирный труд был награждён орденом Трудового красного знамени. Вся жизнь Мунко Будаевича – пример для подражания курумканцев. 5. Ул. Балдакова Очерк о Балдакове Б.М. Земля Курумканская дала бурятскому искусству немало знаменитых имен. Это народные артисты России: Бадма Балдаков, Чимита Шанюшкина, Саян Раднаев, Владимир Бурцев, Михаил Елбонов. Заслуженный артист России: Буянто Аюшин.Народные артисты республики: Владимир Шагжиев, Софья Данзане, Жан Балданов.Заслуженные артисты республики: Олег Будаев, Борис Базаров. Поэты: Николай Дамдинов, Солбон Ангобаев, Даши-Дондоп Очиров, Дулгар Доржиева. Художники: Эрхито Аюшиев, Илья Гомбоев и многие, многие другие. На свете не так уж мало обладателей больших и красивых певческих голосов, дарящих слушателям радость встреч с настоящим искусством. Но иногда природа создает совершенно неповторимые по индивидуальной красоте тембра, особенные, единственные в своем роде голоса. Именно такой голос, удивительно колоритный высокий бас был у выдающегося бурятского певца народного артиста России Бадмы Мелентьевича Балдакова. Бадма Мелентьевич Балдаков родился 16 сентября 1918 года в старинном бурятском селе Курумкан. Женой Николая (Бато) стала девушка по имени Бубей. У них родилось три сына Мелентий, Шато, Шото и дочь Сэсэг. Конец 30-х годов для Бурятии прошел под знаком подготовки к первой декаде национального искусства в Москве. Одним из первых в список участников попал молодой певец Бадма Балдаков. В это время он служил в рядах КА на Дальнем Востоке в составе ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. По приказу наркома обороны СССР весной 1940 года юноша был досрочно демобилизован и, вернувшись в Улан-Удэ, активно включился в подготовку к декаде. В репертуаре Балдакова было более ста бурятских народных песен, половина из них пелась им постоянно. «Петь народную песню, - рассказывал Бадма Мелентьевич, - для меня так же естественно, как, скажем, дышать». Балдаков всегда гордился красотой природы родных мест и с особым увлечением пел песни о Байкале, Бурятии, Забайкалье. Его высказывания так суммировал в своей статье Л. Линховоин: «Природа родных долин, гор, озер и рек в юном Бадме воспитали большую чуткость к прекрасному». По улице Балдакова находится сельский клуб «Водник», гостиница «Туяа», банки, администрация, КСОШ №1. 6. «Хадаагшаан» Есть такое местечко «Баруун Хурумхаан» - есть гора Марян, т.е. Лысыя гора. А за горой «Хадаагшаан шулуун» - это большой камень. Здесь проводится обряд «обо». Обо – это место пребывания самых сильных «савдаков», т.е. духов местности. «Хадаагшаанда мургэхэ» - это обряд поклонения «тоонто газар». Так как на обо собираются все местные жители, то здесь, после проведения обряда организуются народные гуляния. Это стрельба из лука, скачки, борьба и другие бурятские национальные игры. В случае успеха проведения обряда, проявляются знаки благосклонности «савдаков» местности – мелкий, моросящий дождик, радуга, благоприятные сны и т.д. Именно с этой местности начиналась жизнь нашего села Курумкан. 7.Мемориал, посвящённый павшим воинам Курумканского района Мемориал погибшим воинам Курумканского района в годы ВОВ возведён в 1985 году. Архитектурное строительство велось под руководством начальника ПМК 1010 Малиновского В.К. Главный инженер-строитель Долбаков Г.И. Бригада строителей (бригадир Дурасов Леонид Степанович): Кондратьев В.Г., Цыденов Б.Б., Ян-зы-хо П.А., братья Лухнёвы Юрий А., Николай А., Беспаленко П., Руденко П., Прохоров А., Булгатов Г. занимались асфальтированием, бетонированием мемориальной площади и затем установлением обелисков-строек с надписями на плитках. Плиты с именами 867 павших воинов были изготовлены по заказу на Авиазаводе г. Улан-Удэ. Информация о строительстве получена у бригадира Л.С. Дурасова, В.Г. Кондратьева. 9 мая, ежегодно все жители Курумкана принимают участие в праздновании дня победы возле Мемориала, возлагают венки, гирлянды, поздравляют ветеранов. 8. Переулок Школьный Мы выехали на переулок Школьный. Посмотрев налево, вы увидите православную церковь. На протяжении 8 лет ее двери открыты для посещения прихожан. Далее вы видите здание администрации сельского поселения Курумкан. По правой стороне проезжей части расположены 18-квартирные дома, построенные в 80-ых годах прошлого века. Далее расположена новая аптека и филиал « ». Слева вы видите универсам «Барис». Двери универсама открылись для покупателей 2010г.. Его построил здесь депутат «Народного Хурала» Гармаев. 9 «Три сосны» С давних времен буряты поклоняются деревьям, одиноко стоящим на пустыре. Они считают, что такие деревья наделены сверхъестественной силой. Такие же деревья есть у нас в Курумкане. Для получения благосклонности от бога, люди здесь молятся, бросают монетки на удачу, загадывают желания, которые обязательно сбываются. Вы знаете, что в Баргузинской долине много змей? Особенно на наших источниках в Кучегере и Алле. А вот у нас в Курумкане змей нет. Как говорят старожилы, эти 3 сосны оберегают нас, служат оберегом нашего села. По поверью, если эти деревья упадут или исчезнут, то могут появиться змеи и у нас. Эти 3 постаревших сосны Курумканцы очень берегут. Ни стар, ни мал, никогда не причинит им вреда. Когда прокладывали трассу, пролаживали асфальт, никто не решился срубить священное дерево, так как оно мешало прямому прохождению трассы. Поэтому дорожники решили обогнуть дерево. В настоящее время в Курумкане 2 сосны. Одна от старости упала и мешала прямому проезду. Об этом гласит легенда. Люди боялись гнева бога и попросили одного мужчину вывезти эту сосну. После чего с этим человеком произошёл несчастный случай. Николай Дамдинов восхваляет эти 3 сосны в своих стихах, на которые написан «Курумканский вальс»: Где 3 постаревших сосны, Ровесник там встретился мне. 10. Переулок Школьный, КСОШ №2, ЦДТ Взгляните налево, это автостанция. В конце прошлого года у нас в Курумканском районе появилась сотовая связь «Мегафон». Представитель «Мегафон» В Курумкане – сеть магазинов «Импульс 11. РДК Это наш районный дом культуры. Построен он в 80-х годах, прошлого века. И строился он при содействии Авиационного завода г. Улан-Удэ. В РДК проводятся все районные мероприятия, праздники, концерты. 12. Улица имени Харпухаевой Она родилась в 1907 году в селе Мургун, в своё время окончила шестой класс школы II в селе Баргузин и в 1936 году завершила обучение в Улан-Удэнском медицинском техникуме и получила специальность акушера-фельдшера. Как одну из лучших выпускниц техникума её сразу отправили на учёбу Иркутский медицинский институт. За время учёбы в институте была в числе отличников и успешно окончила обучение в грозном 1941 году. В том же году её назначают заведующей Иройской врачебной амбулаторией, с 1943 по 1944 год работает заведующей Шахтинской врачебной амбулаторией в том же Селенгинском аймаке. В 1944 году возвращается в своё родное село Курумкан, и более не искала себе лучшей доли на стороне. В этом году Цыцык Бухаевне исполнилось бы 100 лет. По решению сомонного самоуправления села Курумкан одна из центральных улиц райцентра названа её именем. На одном из домов установлена мемориальная доска из мрамора. 13.Минеральный источник «Гутарка»-природное наследие с. Курумкан Источник «Гутарка» находится в трёх км. У дороги по направлению на юго-восток от села Курумкан. Дорога ведёт через мост на его левый берег, где расположены бывшие заимки совхоза «Курумканский» и сенокосные угодья. До источника можно добраться как пешком, так и любым видом транспорта. Выход источника соответствует выходу грунтовых вод болота прибрежной части реки Баргузин. Вода с источника стекает в реку Баргузин с правого берега. Вода источника холодная и столь прозрачная, что видны разноцветные камушки на дне. В длину он протянулся на 20 метров, а в ширину на 6 метров. Источник в разных местах имеет разную глубину, в среднем 0,8 метров. Вода имеет почти постоянную температуру 4 градуса, а на поверхности, в наиболее тёплое время года до 15-17 градусов. Источник не замерзает. Но только в январе замерзает по бокам. Название источника «Гутарка» происходит от бурятского слова «гутар», что в переводе на русский язык означает «налим». «Гутар» - налим, «та» - бурятская частица. «Гутарта» на бурятском языке или «Гутарка» на русском языке – значит, местность богатая налимами. В прошлом, действительно, по рассказам старожилов, в водах источника водилось очень много рыбы – налимов. Местные жители были очень довольны и постоянно летом свободным доступом ловили рыбу. Даже в суровые зимние холода занимались подлёдным рыболовством. Ловили рыбу молотком, киркой. По результатам анализа органолептических свойств пробы вода источника полезна при болезнях глаз, почек, желудка, печени, сердца. Результат анализа подтверждается по рассказам старожил. Например: При опрашивании старожилов села Курумкан, что они с детства часто не ходили в больницу, а лечились народным способом. В основном лечили костоправы и брали воду из источника «Гутарка» при болезнях печени, глаз и желудка. Культовых предметов нет, кроме дерева – берёзы, на которое привязываются лоскутки ткани – «Сэмэлгэ», во время молебна «Лусад». Существует обряд подношения «Лусам» - духам воды. Лусад тахиха – древнейший культ «Лусов» - духов водной стихии и местностей, обитавших по представлению протомонголов в земле и воде. Потому название обряда «Лусад» можно расшифровать, как тайлган, посвящённый «Лусам» - змееподобным духам водной стихии. 14.Памятник – обелиск, посвященный воинам - Мургунцам Перед вами памятник-обелиск, посвященный павшим воинам -Мургунцам в годы ВОВ. Он был возведён на некогда многолюдной улице им. Ленина в 1966 году. Каждый год, 9 мая, курумканцы спешат к памятнику, чтобы почтить память павших воинов. Идут поседевшие, постаревшие ветераны, наверное, вспоминают они в эти минуты, те далёкие годы, когда на поле сражений пали их боевые товарищи. 15. Библиотека Это наша районная библиотека. Здесь хранятся самые разные источники информации. Нас особо интересует краеведческий раздел, где без труда можно исчерпать интересующие нас информации о своем крае. 16. Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин» Далее мы едем к нашему дацану одному из святых мест нашего края и ни только нашего… Начало 90-х годов прошлого века было временем бурных перемен в нашем обществе. В раз менялись и экономические устои государства, и нравственные основы и мировоззрение людей. Именно в эту пору начал возрождаться усилиями многих людей Курумканский дацан. В его основу было положено стремление вернуть людям утраченную веру в чистоту помыслов, вернуть духовное наследие наших предков. Этой благой цели и посвящена сегодняшняя деятельность шэрэтэ ламы дацана Олега Намжилова. На протяжении всех этих лет Курумканский дацан достраивается, расширяется, развивается. Курумкан, как маленький Тибет, это необычное место в буддийском мире. Саяны и Курумкан – нигде больше в Бурятии нет таких мест. И не случайно именно сюда приезжают Богдо-гэгэн, Геше Джампа Тинлей и другие высокие духовные лица. Курумканский дацан по сравнению с другими бурятскими дацанами, является самым молодым, и самым северным дацаном в мире, не считая Санкт-Петербургского дацана. «Когда Будда Просветлел, из его межбровья вышел луч света и растворился на севере. Тогда Будда сказал: «Моё Учение будет распространяться, и процветать всё севернее и севернее». И, как мы видим, его слова сбываются. В феврале 2006 года закончилось строительство Большого дугана. Там же создавалась статуя Будды. Статую изготавливал известный в Бурятии мастер по изготовлению традиционных буддийских атрибутов, приехавший в Курумкан по просьбе Олег-ламы, Цыгван-лама. В 2000 году в Курумканском дацане проходил Всероссийский ретрит – «Ретрит-2000». На Всероссийские ретриты приезжают паломники со всех концов России и стран ближнего зарубежья. Этих людей условно делят на 3 группы: 1 слой – они постигают буддизм по книгам, лекциям, учениям. Основной слой паломников составляют потомственные буддисты во многих поколениях – это буряты, тувинцы, калмыки. А к третьему слою относятся люди, следующие веяниям моды. На этом наша экскурсия закончилась. И мы хотели бы сделать общий снимок на фоне Центра детского творчества. Надеемся, вам понравилась наша экскурсия. Всего вам доброго, до новых встреч. Заключение Для нас составление маршрута экскурсии по своему селу вызвало большой интерес, поскольку позволило совершенствовать наши умения по работе с картой и различными источниками информации. Кроме этого приобрести знания об уникальных объектах природы, как о достопримечательностях своей местности, определить меры по их охране. По ходу экскурсии по данному маршруту туристы (посетители экскурсии) будут знакомиться с историей заселения села, этнокультурными легендами и традициями, названиями улиц, этноэкологическими табу и т. д. При этом проводится подготовка экскурсоводов среди учащихся по объектам маршрута экскурсии. Значит, данная работа разъясняет, что школьники на сегодня не только умеют заниматься исследованием своего родного края, но и могут помочь в решении экономических, демографических, экологических проблем своего края. Этим формировать нравственно-эстетические и патриотические мировоззрения у населения своей малой родины. Следовательно, организация туристского сервиса востребована временем, т. к. наш район обладает огромными рекреационными ресурсами и, соответственно, перспектива развития экономики и занятости населения в районе связана с развитием туризма. ЛИТЕРАТУРА Базаров Г Б. Дашеева «Тайны посвящения в шаманы». Вершины 1999 г. Дамбаева Г.Э. Очерк « Из настоящего и будущего Баргузинских бурят» Дашиева Н.Б. «Бурятские тайлганы» У-У. 2001 Имитхенов А.Б.. «Памятники природы Бурятии». 1990 Петрова Н.Н. «Методика преподавания географии в дифференцированной школе». М. 2000 Чимитдоржиева Т.Д. «Аргументы и факты и задачи по экологии». У-У 1999 Эрдыниева М.О., Чернов Г.А. «География Бурятии». У-У. 1989 Терский П.А., Алексеева Т.Е. «Историко-культурный атлас Бурятии» У-У, 2002 Ритуалы подношения хозяевам местности (обо тахилга). // Открывающий глаза. Май, 2001 Автор: Зарубин Иван, обучающийся 7 класса МБОУ КСОШ № 1«Живой родник» Руководитель: Булгутов Владимир Доржиевич, учитель биологии и экологии МБОУ «КСОШ №1» Курумканского района Республики Бурятия. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (26.03.2013) | |
Просмотров: 2038 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |