Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой [1, с. 3]. Проблеме конфликтов и конфликтного взаимодействия посвящено множество исследований ученых, философов, общественных деятелей. Разработка проблем конфликтов осуществлялась различными направлениями в социологии. Авторы, проявляя очевидный теоретический интерес к теории конфликта, едины во мнении, что конфликт - это социальный феномен человеческих взаимоотношений, который возникает между индивидами, социальными группами, национально-этническими обществами, религиями, государствами и группами стран, на основе столкновений противоположных интересов, мнений, желаний, побуждений, стилей жизни, ценностных ориентаций и идеалов. Различать характер конфликта – связан ли он с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодействия – считается важным, т.к. это во многом определяет и характер их разрешения [3, с. 460]. Развитие современной отечественной педагогики напрямую связано с глобальными переменами, происходящими во всех сферах жизнедеятельности и вызванными меняющимися потребностями общества. Вследствие чего современный педагогический социум можно отнести к области повышенного напряжения. Особое внимание в последние годы уделяется педагогическим конфликтам. Это вызвано тем, что педагогический процесс – развивающаяся, открытая, динамическая система. Она основана на взаимодействии большого количества людей, наделенных различными представлениями, взглядами, относящихся к разным возрастным категориям. Этим обусловлена неизбежность возникновения конфликтных ситуаций. Однако именно в педагогическом процессе конфликты могут обладать огромной разрушительной силой. Если их нельзя избежать, значит, ими необходимо управлять, научиться их позитивно использовать, превращать в источник развития образовательной системы. В процессе педагогического взаимодействия наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями. Однако наиболее типичными являются противоречия, возникающие в процессе взаимодействия учителя и ученика. Это обусловлено характером взаимоотношений педагогов и их воспитанников: учитель стремится утвердить свою позицию, а ученик протестует против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Но образовательный процесс не может быть эффективным, если его субъекты находятся на дисгармоничном уровне коммуникаций. Аналогично тому, как личностные конфликты различаются тем, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, можно выделить следующие основные типы межличностных конфликтов в педагогическом процессе: 1. ученик - ученик; 2. ученик - учитель; 3. учитель – учитель [3, с. 258]. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое со¬стояние, неудовлетворенность своей работой. Такое со¬стояние усугубляется сознанием того, что успех в педаго-гической работе зависит от поведения учеников, появля¬ется состояние зависимости учителя от «милости» учени¬ков. В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учи¬тель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу кол¬лектива» [5, с. 185] Среди по¬тенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: Конфликт "ученик - ученик" чаще всего возникает в борьбе за лидерство. Противоречия зарождаются как между устоявшимся и претендующим на лидерство подростками, так и между двух уже существующих лидеров. Как правило, каждый их них увеличивает число своих союзников, тем самым расширяет границы межличностного конфликта, которые могут выходить за пределы класса и школы. Конфликтные ситуации разрешаются при помощи классного руководителя: с его подачи каждый из лидеров должен определить свою сферу управления; иногда он нуждается в поддержке родителей. Так же столкновения могут возникать между девочками из-за демонстрации личного превосходства. Конфликт "ученик - учитель" Конфликтные ситуации между учеником и учителем, как правило, возникает в старших классах. Для школьника младших классов не характерно вовлечение в конфликтные ситуации, в силу того, что в данном возрасте для ребенка главным авторитетом является учитель. Так же данный возраст отличается кратковременностью эмоциональных переживаний, если речь не едет о глубоких и постоянных потрясениях со стороны учителя, но и тогда вероятность конфликта невысока - в данном случае ребенок скорее уйдет в себя, чем будет демонстративно проявлять свое недовольство. Что касается подросткового возраста, то тут происходит изменение личности, отстаивается позиция "Я - взрослый", что является одной из основных причин возникновения конфликтных ситуаций с преподавателем. Подросток всегда демонстративно проявляет свое недовольство, стремится к автономии, открыто отстаивает свои права, свои взгляды и убеждения. Отрочество характеризуется максимализмом во всем - то, что раньше могло пройти не замеченным, в этом возрасте воспринимается очень остро и негативно. Одна из распространенных причин возникновения конфликта с учителями является подмена функций оценки. Вместо оценивания уровня знаний, оценки используют, как орудие наказания, запугивания, мести, неудовольствия. Следующей причиной является несправедливое оценивание учеников. Традиционно учителя придерживаются двух неверных стратегий в оценке знаний, не задумываясь о том, что обе эти стратегии заведомо конфликты: 1. Занижение требований с целью установления позитивных отношений с учениками. Низкие требования к уровню знаний учеников, воспринимается классом как произвол учителя и неуважение. 2 Завышение требований, с целью подготовки учеников к поступлению в институт. Жесткость и требовательность в оценке знаний учеников приводит к неуспеваемости и утомляемости активных школьников В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняет¬ся учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, та¬кие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще. Важно адекватно оценивать знания, учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Возрастная периодизация и вы¬деление характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с уче¬никами. В общем плане такими причинами могут быть дейст¬вия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе [4, с. 46]. Конфликт "педагог - педагог" Конфликтные ситуации между педагогами могут возникать из-за столкновения противоположных взглядов на процесс обучения и воспитания, индивидуальных особенностей личности педагогов: темперамент, характер. Можно выделить несколько моделей взаимодействия педагогов: 1. Конкурентное отношение молодого учителя к авторитетному педагогу. Он может распространять отрицательную информацию для снижения уровня авторитета в глазах учеников и других педагогов, что приводит к возникновению конфликтной ситуации; 2. Высокомерное поведение, демонстрирующее превосходство "именитых" преподавателей над начинающими учителями: грубые высказывания на счет педагогической работы, навязывание своих методик преподавания, отрицания других вариантов работы с детьми, острая критика в адрес молодых специалистов; 3. Имитация активной работы в воспитательных и обучающих мероприятиях, с целью создания благоприятного мнения о себе. Педагогам важно выработать навыки прогнозирования, управления конфликтной ситуацией и переадресации энергии межличностных конфликтов на совершенствование процесса обучения и воспитания школьников. Данные навыки приобретаются в процессе стремления не "обойти" противоречивые ситуации, а разрешить назревающий конфликт. Существуют вариации поведения успешной работы преподавателя: 1. Необходимо уметь дифференцировать рабочие и личные отношения; 2. Не уходить от конфликта, а переадресовывать процесс разрешения в конструктивное русло, не затягивать его разрешение; 3. Непредвзятое отношение ко всем ученикам, не зависимо от личностного отношения к ним; 4. Прививать ученикам желание учиться; 5. Задача учителя обучать и воспитывать; 6. Не унижать учеников, а поднимать их до своего уровни и выше; 7. С коллегами проявлять ассертивное поведение; Конфликт - это признак непродуктивной деятельности, плохой организации и управления. В тоже время говорить о том, что конфликт выполняет только разрушающую функцию не стоит, ведь «в споре рождается истина». Важно правильно управлять конфликтными ситуациями и разрешать их в сторону позитивного социального опыта. Интерес к вопросам воз¬растной и педагогической психологии, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональ¬ное рассуждение по поводу возникшей ситуации — таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа конфликта [4, с. 48]. Литература: 1. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2000.- 320с. 2. Педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина – СПб.: Питер, 2006. – 412. 3. Психология: учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2005. – 752с. 4. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. – 227с. 5. Сухомлинский В. А. Методика воспитания кол¬лектива.- М.: «Просвещение», 1981.- 192с. Автор: Гоппе Елена, студентка 2 курса социально – педагогического факультета МГОГИ г. Орехово-Зуево. Руководитель: Гулевич Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (26.03.2013) | |
Просмотров: 1084 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |