Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

Связь индивидуально-психологических особенностей педагогов с уровнем их жизнестойкости
Изучение жизнестойкости у педагогов представляется особенно актуальной, так как именно эта профессия с одной стороны относится к разряду стрессогенных, а с другой – требует четкости, внимательности, пластичности поведения.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Жизнестойкость необходима педагогам во избежание различных деструктивных изменений личности в результате профессионального выгорания, зачастую свойственного представителям именно данной профессии [1].
Цель проекта: исследовать личностные особенности педагогов, препятствующих развитию жизнестойкости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Исследовать жизнестойкость в её взаимосвязи с чертами и свойствами личности.
3. Изучить индивидуально-психологические особенности педагогов и их воздействие на формирование жизнестойкости.
4. Разработать программу коррекции личностных особенностей с целью формирования жизнестойкости у педагогов.
Методы проведения исследования: теоретический анализ литературных источников по данной проблеме; эмпирические методы: психологическое тестирование – индивидуально-типологический опросник (ИТО) [2] и тест жизнестойкости (С. Мадди) [3]; метод статистической обработки данных (сравнительный и корреляционный анализы).
Гипотеза исследования: индивидуально-психологические особенности сопряжены с жизнестойкостью, которая, в свою очередь, зависит от условий образовательной деятельности педагога.

Результат проведенного исследования: настоящее исследование проводилось в период 2011/2012 учебного года. В исследовании приняли участие педагоги МАОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина г. Тамбова с разной педагогической направленностью и стажем работы в количестве 40 человек.
В начале нашего исследования был проведен теоретический анализ литературных источников по проблеме формирования жизнестойкости, который позволил выявить сложность и неоднозначность понимания данного личностного качества [4].
Дальнейшее наше исследование было направлено на изучение жизнестойкости как меры способности личности противостоять стрессовым ситуациям и поддерживать внутренний баланс организма. Использованный нами тест «Жизнестойкость» показал, что 21% педагогов обладают высоким уровнем жизнестойкости, для них характерны особые жизнестойкие убеждения, влияющие не только на оценку ситуации, но и на активность в ее преодолении. У большей части испытуемых (55%) основные показатели – в пределах нормы и свидетельствуют о достаточной работоспособности. Низкий уровень жизнестойкости отмечен у 24% респондентов, для которых свойственны сложности в преодолении стрессовых ситуаций, в нахождении оптимальных путей решения и выхода из них.
Далее нами был проведен описательный анализ выраженности компонентов жизнестойкости, характерный для каждого уровня. Полученные результаты исследования позволили установить, что у представителей данной профессии жизнестойкость имеет свою специфику: все три значимых компонента («контроль», «вовлеченность», «принятие риска») находятся во взаимосвязи с общим уровнем ее формирования.
На следующем этапе нашего исследования нами был проведен сравнительный анализ основных особенностей личности и компонентов, влияющих на ее формирование. Полученные результаты исследования у данной категории испытуемых позволили установить, что, во-первых, у большей части педагогов достаточное развитие получили индивидуально-психологические особенности необходимые для формирования жизнестойкости, как компонента развитой личности. Во-вторых, педагоги с низким уровнем жизнестойкости преимущественно обладают экстернальными особенностями личности: тревожностью, замкнутостью, слабой стрессоустойчивостью. В-третьих, у представителей данной профессии уровень развития жизнестойкости зависит с одной стороны от индивидуальных особенностей, а с другой – от специфических условий педагогической деятельности.
Для того чтобы понять, как влияют индивидуально-психологические особенности педагогов на уровень формирования жизнестойкости нами был проведен корреляционный анализ, который показал наличие положительных корреляционных связей по шкале «уровень жизнестойкости» со шкалами: «процесс», «результат», «локус-контроль Я», «локус-контроль жизни», «самоуважение», «самопринятие», «контактность», «самоуверенность», «ценностные ориентации», которые свидетельствуют о способности педагогов устанавливать глубокие эмоциально-насыщенные контакты с людьми, способности ценить свои достоинства и положительные особенности личности.
Также на фоне стремления личности справиться с трудными жизненными ситуациями наблюдается отрицательная корреляционная связь общего уровня жизнестойкости и двух ее компонентов («контроль» и «принятие риска») с уровнем стрессоустойчивости, что характеризует их как взаимно важные параметры. Чем выше уровень сформированности жизнестойкости, тем ниже коэффициент показателя стресса.
Результаты нашего исследования ставят вопрос о необходимости изучения, разработки и внедрения комплекса мер для восстановления и поддержания психологического здоровья учителя, а также создания благоприятных условий для педагогической деятельности. С этой целью нами была разработана психокоррекционная программа, направленная на формирование жизнестойкости педагога.

Литература
1. Психодиагностическая функция учителя: Пути ее реализации // Вопросы психологии. Гильбух Ю.3., 1989.
2. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2т. – М., 2001.
3. Тест жизнестойкости // Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006.
4. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифирова. – СПб: Питер.,2003.

Автор: Вольф Евгения Андреевна, обучающаяся МАОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина, г. Тамбов
Руководители: Сорокина Лидия Владимировна, к.б.н., доцент ТГУ им. Г.Р. Державина; Свистунова Елена Анатольевна, учитель биологии МАОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина, г. Тамбов
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (24.03.2013) | Автор: Автор: Вольф Евгения Андреевна
Просмотров: 995 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Уникальность текста 94%

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]