Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
Символика названия романа Харуки Мураками «Хроники Заводной Птицы»
Пожалуй, мы знаем не так уж много о Японии. Но я думаю, что мало кому не известен Харуки Мураками, автор многих рассказов, эссе, очерков, романов. Мировая популярность его даже выше той славы, что он получил на родине. В нашей стране живой читательский интерес к его творчеству начался около десяти лет назад. С тех пор Харуки Мураками является одним из самых читаемых писателей в России. На наш взгляд, причины феномена «русского мурокаминизма» лежат в традиционной для русского человека теме маленького человека. Или в пресловутой теме одиночества в толпе, и при этом совершенно не важно, что одиночество героев Мураками – это одиночество современного человека в огромном современном городе, а не в стране, которой ты не нужен. Сценарии разные, а идея одна! Наш читатель любит хорошую литературу, а произведения Мураками сложны и многоплановы, хотя и не претендуют на это. Главная отличительная черта этого автора – его неповторимый стиль, о котором пишут и простые читатели, и серьезные критики, и исследователи современной литературы. Попробуем среди его специфических особенностей выделить основные: 1.Психоделический магреализм; 2. Жизнеутверждающее начало прозы Мураками; 3. Двоемирие (романтическое?); 4. Мистицизм; 5. Использование символических рядов; 6. Джазовые мотивы; 7. Один из любимых приемов – «вложенные» истории; 8. «Новый экзистенциализм»; 9. Психологизм; 10. Использование интернациональной формы повествования при одновременном манипулировании структурами своего жанра; 11. Интерес к человеческому подсознанию. Только простой перечень особенностей произведений Мураками позволяет нам смело причислить их к такому жанру как постмодернизм. Отличительная его особенность - это соединение различных фрагментов. В произведении этого направления могут быть переплетены идеи и темы из классической и современной литературы различных стран, веков, направлений, в нем могут быть отсылки или прямая связь с мифами и легендами народов мира. Основная задача автора – сложить все эти элементы в общую связную картину, которая сможет открыть уже известное с новой, нестандартной стороны. И Мураками с блеском справляется с этим. Объектом нашего исследования был роман «Хроники Заводной Птицы». Это одна из последних крупных работ Мураками, и в ней с наибольшей полнотой отразились все те особенности, о которых шла речь выше. Анализ ее в этом смысле может быть исключительно интересен. В данной исследовательской работе нами предпринята попытка расшифровать тот постмодернистский код, который заложен в названии книги. Понятно, что для этого будет необходимо разобраться не только с темой произведения, но и понять сложную систему знаков и символов, которые столь характерны для постмодерна. В порядке эксперимента мы решили осуществить эту попытку несколько неожиданными методами, а точнее – путем метода структурного анализа, который уже дал очень хорошие результаты при анализе нами других постмодернистских произведений. Дело в том, что природа такого произведения очень похожа на природу фольклорного текста, ибо в основу и того и другого положены одинаковые подходы и, прежде всего, - использование готовых форм, выстраиваемых по авторскому замыслу. Таким образом, цель исследования – определить семантику названия романа «Хроники Заводной птицы» в контексте сложной постмодернистской символики. Главной же задачей было выявить соответствие темы, обозначенной в названии, с основным идейным содержанием романа. Для этого мы провели структурно-содержательный анализ произведения. Затем сравнили структуру романа со структурой фольклорного произведения (миф, сказка). И, наконец, смогли выявить мифологическую составляющую основных образов-символов, входящих в название романа. (Птица, пружина, хроники) Основные аргументы, позволившие нам применить метод структурного анализа к данному произведению, без сомнения, имеющему в основе своем мифологему, таковы: 1) Основные этапы романа, на наш взгляд, соответствуют структуре фольклорного произведения, в основе которого лежит путешествие героя. 2)Произведение обильно использует мифологические символы и образы. Используя метод структурного анализа и основные его приемы, такие как составление таблиц и анализ структурных элементов произведения, мы получили следующее. Открывается сюжет так называемой «бедой», затем следует «путь» героя, появление помощника(-ов), встреча с антагонистом, «воцарение героя». Эта схема, соответствующая хрестоматийно известной схеме волшебной сказки, выведенной В.Я. Проппом, верна, если исследовать путь героя с точки зрения сказки. Однако было бы не совсем верно рассматривать героя лишь в «сказочном» контексте. Еще одним нашим верным предположением был анализ протагониста «Хроник» - Тору Окада – как героя мифологического. Его главное отличительное свойство, согласно Дж. Кэмпбеллу – обязательное прохождение обряда перехода, или инициации, которая в мифе или сказке представлена в виде «пути», являясь как бы их центральным блоком. Расширенная формула «пути» - уединение – инициация – возвращение. Кэмпбелл расшифровывает ее так: «Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного; там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу; из этого исполненного таинства приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам». «Почти в каждой книге Мураками нам является Монстр. Он может иметь самые разные формы: полузаброшенный отель, переворачивающий судьбы постояльцев, животное-призрак, которое вселяется в людей и "лакомится их душами". Эти Монстры не положительны и неотрицательны, не добры и не злы. Их космическое Предназначение и цели остаются вообще за пределами человеческого воображения», - пишет Дмитрий Коваленин, переводчик и исследователь творчества Харуки Мураками. Соединив воедино мифологический и сказочный путь героя, мы получили следующую схему: беда, встреча с помощниками, инициация, встреча/битва с антагонистом, возвращение в реальный мир, воцарение. Таким образом, основным выводом нашего анализа элементов романа является то, что протагонист одновременно является как персонажем волшебный сказки, так и мифологическим героем. Еще одним важным аспектом нашей работы было исследование основных образов-символов, напрямую встречающихся в тексте (Пустота, нашедшая отражение в колодцах и темных коридорах потустороннего отеля) и вынесенных в название (Заводная Птица). Сопоставив структурные элементы романа с упоминанием Заводной Птицы (а равно и её «голоса», и других механических элементов), мы увидели, что появление её особым образом маркирует переломные моменты в жизни героев произведения, после которых русло жизни персонажей меняет свое направление. Пружина, механизм – символы идеи движения мира, движения жизни. Наконец, следует разобраться со значением слова «Заводная». Буквальный перевод с японского (ねじまき-нэдзимаки) – часовой механизм. Проанализируем различные смыслы слова «Заводная» Птица имеет отношение ко времени, в том числе времени суток. Автор подчеркивает её механическое начало, её искусственность, но вместе с тем это живая птица. Правда, мы только слышим её, но не видим. Слово «Заводная» – ключевое, упорно повторяемое автором. И повторяемое совершенно не случайно. В жизни каждого из героев романа в свое время была своя Заводная Птица, которая в определенный момент выступала «пружиной», двигателем человека. Но главная отличительная особенность птицы – её одновременная стандартность и уникальность. Все мы подводим пружину нашей жизни. Одинаковую пружину. Но действует она совершенно по-разному. «Герой должен искать дорогу в постоянно изменяющемся мире, не теряя своей оригинальной мелодии». Таков джаз Мураками. Такова его философия. Не менее важное значение в романе имеет такое и философское понятие как Пустота. В «Хрониках Заводной Птицы» она имеет совершенно особую, авторскую трактовку. Она причудливо сочетает в себе Западную и Восточную свою ипостаси. Не секрет, что западная культура наложила значимый отпечаток на мировосприятие Харуки Мураками, на его образ мышления, а стало быть, и на творчество. Поэтому изначально герой «Хроник» воспринимает пустоту как стандартный европеец. Пустота для него – запредельное ничто, в котором таятся аморфные «медузы» главного героя, пресловутые «хтонические чудовища». Пустота страшит его, лишает покоя. Она – главный источник его проблем. Однако решает эти проблемы герой как носитель восточного, японского, менталитета. Растворившись в ней, пройдя Путь в Темноте, героя обретает ясность; таинственный враг, которого эта Темнота скрывала, обретает зримый облик. Сразившись с ним, герой выходит победителем. Не отринув, а приняв в себя Пустоту, Тору Окада обретает истину. Таким образом, происходит метаморфоз восприятия пустоты протагонистом. Подводя итог нашей работе, мы смело можем сказать, что полностью выполнили поставленные в начале исследования задачи. Анализируя полученные материалы, мы увидели, что на первый взгляд разрозненное повествование подчинено строгой структуре, где каждый элемент имеет определенное значение, вес и смысл (в этом заключатся столь характерный для творчества Мураками «джазовый мотив»). Каждая глава, каждое действие каждого героя подчинено особой закономерности. И выявить эту закономерность мы смогли, применив метод структурного анализа. Он полностью оправдал свое применение и еще раз доказал, что с его помощью можно провести глубокий и четкий анализ произведения постмодерна. Согласно проведенному исследованию, структура романа соответствует структуре мифа, сказки. Она отражает превращение, путь героя. Её символом является пружина, часовой механизм. Ей же подчинена и одна из главных тем романа, которая близка русской литературе, русскому сознанию, но выражена по-японски символично. Это тема маленького человека. Да, все мы, в том числе и герой Мураками, – обычные люди. Но в каждом из нас есть своя «пружина», подводя которую, мы и движемся вперед. Именно пружина, и автор неоднократно акцентирует внимание на этой детали, служит источником той силы, благодаря которой мы можем преодолеть жизненные трудности, изменить себя. Когда каждый – Заводная Птица, когда каждый – пружина собственного «тихого мирка», тогда и весь мир будет двигаться вперед. Список использованной литературы 1) Харуки Мураками «Хроники Заводной Птицы». Москва. Эксмо 2010 2) «Игра как структурообразующий элемент в книге Нила Геймана 'Американские боги'». Рузанов Никита. Казань, 2009 3) Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. 4) Рэдфорд Э. и М.А., Миненок Е. Энциклопедия суеверий. М., 2001. 5) Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. 6) Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки// Собрание трудов. М., 1998 7) Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996. 8) М. Немцов «Блюз простого человека» 9) Евгений Иz. «Тоска и ритуальный блюз». 2002 10) Дмитрий Коваленин «Лучший способ потратить деньги». 1998 11) Е. Медкова. «Лики Пустоты» Журнал «Искусство» № 3/2012 Автор: Печунов Никита Олегович, учащийся 11А класса МБОУ «Гимназия №40» г.Казани Республики Татарстан Руководитель: Чижевская Татьяна Евгеньевна, преподаватель русского языка и литературы | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (23.03.2013) | | |
Просмотров: 2680 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |