Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» |
«Первообразы» для Анны Карениной – героини романа Л.Н. Толстого
Любой художественный образ, созданный Л.Н. Толстым, несёт в себе черты людей, с которыми писатель был знаком, наблюдал их жизни, знал их судьбу. В одном из самых знаменитых романов Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» главный образ – женщина с драматической судьбой – в целом, конечно, вымышленной. Но многое в ней – её облике, характере и поступках, наконец, в судьбе – взято писателем от реальных людей. Хочу в своей работе рассказать о нескольких женщинах, послуживших Л.Н. Толстому, как говорил сам писатель, «первообразами» для Анны Карениной. Мария Алексеевна Дьякова Одна из женщин, чьи жизненные драмы во много схожи с тем, что происходит с героиней романа – Мария Алексеевна Дьякова–Сухотина, сестра Дмитрия Алексеевича Дьякова, друга Л. Толстого ещё с молодости. Супружеская жизнь М.А. Дьяковой сложилась несчастливо, и в семье Толстых ей очень сочувствовали. Семейный конфликт, тянувшийся несколько лет, разрешился тем, что Мария Алексеевна развелась с мужем и вскоре вторично вышла замуж. Надо признать, случай был исключительным по тем временам. События эти происходили задолго до появления у Л. Н. Толстого замысла «Анны Карениной», тем не менее, сюжет романа, относящийся к Анне, мог быть навеян этой историей; кстати, писатель в первых вариантах романа предполагал именно такое развитие сюжета: Анна получала развод и вторично выходила замуж. Анна Степановна Пирогова По соседству с Толстым в Ясной Поляне находилось поместье тульского помещика – некоего Александра Николаевича Бибикова. У него в экономках служила Анна Степанова Пирогова; по описанью Софьи Андреевны Толстой, экономка была женщиной высокой, полной, с русским типом лица и характера, брюнеткой с серыми глазами, не красивой, хотя очень приятной. Она была не дурной хозяйкой, но мало образованна и не имела средств к жизни, кроме заработка у Бибикова. Анна Степановна являлась «по совместительству» сожительницей разведённого Бибикова, причём очень ревнивой – из-за её страстной любви и такой же страстной ревнивости помещик сменил нескольких гувернанток, которых нанимал для своих детей. Когда же она «уличила» Бибикова в симпатии к новой гувернантке – немке Фирекель, разразился скандал, следствием которого стала крупная ссора между нею и возмущенным обвинениями Александром Николаевичем. Не менее возмущённая Пирогова раздумывала недолго: собрала кое-какие вещи и уехала от него в Тулу – как сказала, насовсем! Через 3 дня она появилась в Ясенках. По воспоминаниям С.А. Толстого, Пирогова «дала ямщику письмо к Бибикову, просила его свезти и дала ему один рубль. Письмо Бибиков не принял, а когда ямщик вернулся на станцию, он узнал, что Анна Степанова бросилась под вагоны, и поезд её раздавил до смерти». Произошло это в 1871 году, за 2 года до начала работы Л.Н. Толстого над «Анной Карениной». На писателя это событие произвело тяжёлое впечатление. В романе он использовал лишь факт страшного выбора, сделанного несчастной женщиной «из-за обманутой любви» - ничем более Анна Пирогова не похожа на Анну Каренину. «Замечателен» эпилог этой драмы: вскоре гувернантка, к которой приревновала Бибикова Анна Степановна, стала второй женой Александра Николаевича. Мария Александровна Гартунг Москва, 1918 год. К памятнику Пушкину на Тверском бульваре каждый день, в любую погоду, приходила высокая стройная женщина, с ног до головы в черном, и просиживала на скамье у памятника по несколько часов. Мария Александровна Гартунг приходила на свидания со своим отцом. Старшая дочь Александра Сергеевича и Натальи Николаевны Пушкиных родилась в Петербурге в ночь с 18 на 19 мая 1832 года. Получила домашнее образование: игра на фортепьяно, вышивание, чтение, грамматика. Мать считала, что дети её должны знать не только иностранные языки (в девять лет Маша свободно говорила, писала и читала по-немецки и по-французски), но и хорошо владеть русской грамотой, разбираться в литературе. Позднее Мария училась в привилегированном Екатерининском институте. После окончания института в декабре 1852 года Мария Александровна Пушкина была зачислена во фрейлины своей тезки – императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Все, кто встречался с Марией Александровной, отмечали изысканность её манер, остроумие, приветливость и простоту в обращении, необыкновенную красоту: «редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца». Буквально через несколько минут общения она могла увлечь понравившегося ей человека огнем и живостью умной, непринужденной беседы, красотою улыбки, редким чувством юмора. В свете на неё обращали внимания многие, но замуж Мария Александровна вышла только в двадцать восемь лет, в 1860 году. Её избранником стал управляющий Императорскими конными заводами в Туле и Москве генерал-майор Леонид Гартунг, человек порядочный и благородный. У Леонида Николаевича было имение под Тулой, туда и уехали жить Гартунги вскоре после венчания в апреле 1861 года. В 1868 году в Туле в доме генерала Тулубьева на губернаторском балу Мария Александровна познакомилась со Львом Николаевичем Толстым. По воспоминаниям свояченицы Л.Н. Толстого, Мария Александровна привлекла его внимание сразу, едва только вошла в бальную залу. Когда на его вопрос, кто такая эта женщина, ему ответили, он сказал восхищенно: «Да, теперь я понимаю, откуда у неё эти породистые завитки на затылке!» Лев Николаевич был представлен, и они оживленно беседовали весь вечер. Дочь поэта настолько поразила творческое воображение Толстого, что позднее он придал её внешние черты (и даже детали наряда) облику одной из своих любимых героинь. На портрете, выполненном художником И.К. Макаровым в 1860 году, за несколько месяцев до свадьбы, Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери (это ожерелье было на Наталье Николаевне, когда она стояла под венцом с Пушкиным), а на портрете 1849 года – с гирляндой анютиных глазок в волосах. И вот описание Анны Карениной в романе: «На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу». К сожалению, дальнейшая судьба Марии Александровны сложилась не менее драматично, чем у героини Толстого. В 1877 году ее супруга оклеветали, несправедливо обвинив в хищении. На суде, во время перерыва между заседаниями, он застрелился, оставив записку: «Я ничего не похитил и врагам моим прощаю». Гибель мужа стала жесточайшим ударом для Марии Александровны. С его смертью она не только потеряла любимого человека, но и осталась без средств к существованию. Но не унывала и не сдавалась. И никогда ни у кого не просила. В Москве Мария Александровна была почтенным попечителем и (пока позволяло здоровье) председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Она прожила долгую и трудную жизнь и скончалась 7 марта 1919 года. Мария Гавриловна Савина Великая актриса, «царица русской сцены», Мария Савина родилась 11 апреля 1854 года в семье провинциальных актеров. Уже с семи лет Машу начали занимать в спектаклях, а в 15 лет она стала профессиональной актрисой. Через год вышла замуж за актера Н.Н. Савина и выступала под его фамилией. Правда, этот брачный союз принес актрисе лишь разочарования, и с мужем она вскоре разошлась. В начале 1874 года Савина приехала в Петербург и после блестящего дебюта на сцене Благородного собрания была приглашена на сцену Александрийского театра, который стал ей родным домом, и в котором она прослужила 40 лет. Уже скоро Савина стала ведущей актрисой старейшего петербургского театра и завоевала настоящую любовь публики. Савина играла увлеченно и талантливо, одинаково была хороша и в легких оперетках, и в пьесах крупных русских и зарубежных авторов. Со временем она познакомилась и подружилась с оценившими её талант Гончаровым, Островским, Тургеневым, Полонским, Майковым, Л. Толстым, Чеховым. Но трезвая реалистка в искусстве, в личной жизни она слушала голос лишь своего сердца и не хотела быть опытной и разумной. Савина была натурой увлекающейся, и одно из ее увлечений стало поистине драматическим, принесшим ей два десятилетия безумной любви и неимоверных душевных мук. За Савиной стал ухаживать блестящий офицер-аристократ, адъютант одного из великих князей Никита Никитович Всеволожский. Он добивался её расположения и делал это, не считаясь ни с чем. Ни со своим положением при дворе, ни с укорами многочисленной родни, ни с предрассудками света. Савина тоже полюбила его. Начался долгий, бурный, мучительный роман. Ее имя, то и дело мелькавшее в газетах, звучавшее в великосветских салонах, теперь чаще всего упоминалось вместе с именем Никиты Всеволожского. Л.Н. Толстой знал об этом романе актрисы, игравшей в спектаклях, в том числе, и по его произведениям; происходившее с ней частично нашло отражение во взаимоотношениях Карениной и Вронского. С самого начала их романа Всеволожский не изменял своим привычкам – карты, скачки, охота, кутежи. Савина, как и многие ее героини, без памяти влюбленные в своих избранников, пренебрегла прозой жизни – денежными расчетами, полагая, что у нее с любимым «все общее». А общими стали в основном его многочисленные долги. Всеволожский пытался поправлять дела лишь одним способом: играл на скачках и за зеленым столом, и чаще всего проигрывал. Никакие соображения морали или чувства к любимой женщине не могли его остановить. Однажды, когда закончив сезон, Савина собралась ехать заграницу лечиться, ехать оказалось не с чем – он в одну ночь проиграл сорок тысяч! Савина мучилась с ним, но все равно любила. Был период, очень короткий, когда Всеволожский вел себя безупречно: они предприняли заграничное путешествие. В романе Алексей Вронский совершает такое же путешествие по Италии с Анной Карениной, и так же, как Всеволожский в то время, считает, что «если свет не одобряет этого, то мне все равно». Самообман Всеволожского (и Вронского) губил любимую женщину: так же, как для Вронского, свет был открыт для Всеволожского, закрыт для Савиной. Роман «Анна Каренина» был опубликован, когда отношения Савиной и Всеволожского еще вовсю бурлили и неизвестно было, какая развязка их ждет. Но Толстой, как гениальный писатель, прозорливо почувствовал, что счастливой (или хотя бы без больших потерь) развязки здесь быть не может – слишком высок эмоциональный накал взаимоотношений героев, слишком подвластны они воздействию общественного мнения, с которым попытались не считаться, слишком силен эгоизм взглядов каждого из них на окружающий мир. И в этом смысле гибель Карениной закономерна. Судьба же Марии Савиной сложилась менее трагично – но только благодаря ее невероятному жизнелюбию и стойкости. В 1882 году они с Всеволожским, наконец, обвенчались, и Тургенев, бывший близким другом Савиной, поздравил ее честно – «не столько с браком, сколько с выходом из ложного положения». Но поколебать предрассудки общества того времени ни они, да и никто другой, не могли. Всеволожскому пришлось выйти в отставку, потом он будет упрекать ее, что она – причина ее сломанной карьеры. Савина собиралась выполнить его желание и оставить сцену, хотя страстно хотела играть еще и еще. Но оказалось, что играть ей придется и ради того, чтобы покрывать растущие долги мужа! Вскоре Всеволожский крупно проигрался, и Савина должна была поручиться на его векселе на сто тысяч. В доме у нее все было описано. Осенью 1887 года ее объявили несостоятельной должницей, суд вынес решение под арест ее не брать, а долги удерживать из жалованья. Что же дальше? Савина, как будто ничего не произошло, продолжала играть, выступать в новых ролях, гастролировать по России и выплачивать долги мужа. «Не веря ни одному слову, не уважая его, иногда даже ненавидя, я любила его без памяти, и не было жертвы, перед которой я остановилась бы», - написала она позже в своих воспоминаниях. Они расставались, снова мирились, разъезжались, снова сходились, но долго так продолжаться не могло – у безумной и безмерной любви, оказывается, тоже есть предел. В 1892 году их брак был официально расторгнут. После развода с Всеволожским жизнь Савиной вошла в спокойное русло. Через несколько лет она стала женой страстного любителя театра, председателя Общества русского пароходства и вице-президента Театрального общества Анатолия Евграфовича Молчанова. Савина продолжала выступать на сцене до последних дней жизни, сыграла много восхитивших публику и критику ролей. Европейские зрители игру Савиной, прежде всего в пьесе А. Дюма «Дама с камелиями», ставили в один рад с искусством знаменитых Элеоноры Дузе и Сары Бернар. «Ввиду оказанных ею особых услуг русскому сценическому искусству» Савиной было пожаловано звание «Заслуженной артистки императорских театров». 21 сентября 1915 года Марии Гавриловны Савиной не стало. Интересные факты, связанные с Марией Савиной: кличкой лошади Вронского (Фру-Фру) Л.Н. Толстой выбрал название французской пьесы, в которой играла актриса; Савина, по иронии судьбы, сыграла на сцене роль Анны Карениной – правда, другой, героини пьесы Толстого «Живой труп». В романе главный образ героини соткан из многих черт. Благодаря писательскому гению Толстого, использовавшего, в том числе и «списки с натуры», одна из его любимых героинь получилась настоящим, земным, живым, страстным, увлекающимся человеком. Автор: Шадрухина Татьяна Владимировна, I-ый курс, группа № 341 Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнекамский индустриальный техникум», г. Нижнекамск Республики Татарстан. Руководитель: Белоногова Наталья Ивановна, преподаватель русского языка и литературы. Номинация: Филология и литература. | |
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Надежда_Владимировна (21.03.2013) | |
Просмотров: 1179 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 2 | |
| |