Главная » Статьи » Конкурсные работы » Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум»

Отношение молодежи к семье и браку
В развитии современного общества огромную роль играет семья. «Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях» [1, с.345]. 
Именно в этом социальном институте закладываются основы развития подрастающего поколения, что в свою очередь будет определять будущее становление страны. Поэтому государство нацелено на увеличение количества благополучных семей, на оказание им помощи в решении возникающих трудностей и проблем, а также предоставление им условий для дальнейшего развития и процветания. Также в современном обществе наблюдается тенденция к старению населения, вследствие чего правительство страны стремится к улучшению демографической ситуации.
В связи со всем этим в России разработаны различные проекты и программы, помогающие в речении подобных вопросов. Например, «Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы», программа «Молодая семья», проект «Молодая семья России», проект "Доктрина сбережения и умножения русского и другого коренного народонаселения России (Стратегия демографического прорыва)" и другие.
Все эти программы и проекты, в первую очередь, направлены на популяризацию социального института семьи, пропаганду многодетных семей, развитие у молодежи серьезного и ответственного отношения к семье и родительству, поддержку уже существующих молодых семей и т.д.
Одной из важнейших проблем, которые необходимо решать в этом направлении – это снижение у молодых людей желания заводить собственную семью. А многие из тех, кто все-таки хочет ее иметь, стремятся ограничиться одним или двумя детьми. В связи с этим, необходима постоянная работа по формированию у молодых людей позитивного отношения к семье.
Одним из направлений подобной работы должно стать уменьшение количества неполных и неблагополучных семей, т.к. это оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Усваивая подобную модель семьи с раннего детства, ребенок воспринимает подобные отношения как норму. Семейные конфликты, эмоциональную отчужденность членов семьи и другие отрицательные формы взаимодействия он уже не считает фактором, оказывающим отрицательное влияние на развитие семейных отношений. В последующем, закрепленные в детстве образцы проявятся и в собственной семье данного ребенка,
что будет также негативно влиять на следующее поколение. В результате возникает замкнутый круг, который грозит не только нравственной деградацией общества, но и снижением демографических показателей в стране.
В подростковом возрасте уже необходимо создавать условия для того, чтобы дети задумывались о своей будущей семье как о выборе, требующем большой степени ответственности и серьезности подхода. Важно формировать у подростков, особенно это касается девочек, также серьезное отношение к интимной стороне личной жизни, объяснять им важность осознанного выбора в этой сфере, закладывать понятие о себе как о будущем родителе. К сожалению, в современном обществе пропагандируются ранние половые отношения, что приводит к увеличению числа молодых людей, имеющих заболевания передающиеся половым путем, к преждевременной беременности и абортам, которые могут привести к последующему бесплодию у девушек и так далее. Все это оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.
В последующем у молодых людей следует обеспечивать заинтересованность в данной теме, формировать установки на собственную семью, на рождение детей, обучать их навыкам решения семейных конфликтов, способам достижения семейного долголетия, давать основы воспитания собственных детей и т.д.
С целью выявления отношения к семье и браку нами было проведено исследование среди студентов 1-3 курсов Московского государственного областного гуманитарного института в возрасте от 17 до 21 года.
Нами была проведена анкета «Отношение молодежи к семье и браку», в которой приняли участие 53 студентов (8 юношей и 45 девушек). В анкете им был предложен ряд вопросов, касающихся семьи и рождения детей. На некоторые вопросы мнения респондентов разделились, однако в большинстве заметна определенная повторяемость ответов.
Так, например, на вопрос «В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?» 81% (43 человека) назвали возраст от 21 до 25 лет; 75% (40 человек) считают, что главной причиной вступления в брак в современной России является беременность.
Также отмечались трудности, которые могут помешать созданию собственной семьи: 62 % (33 человека) - не смогу материально содержать семью; 22% (12 человек) - считаю, что мне рано об этом думать; 7% (4 человека) - не позволяет состояние здоровья; 7% (4 человека) - мешает моя стеснительность, неуверенность в себе; 21 % (11 человек) называли и другие причины, в частности, отсутствие подходящих кандидатов и препятствия со стороны родителей; только 4 % (2 человека) сказали о том, что им ничего не помешает.
На распад семьи в первые годы брака, по мнению 68% (36 человек) влияет неспособность нести ответственность за семью; по мнению 17% (9 человек) – материальные проблемы; также 17% (9 человек) винят жилищно-бытовые условия; 30% (16 человек) считают, что семьи распадаются из-за неорганизованности быта; 9% (5 человек) считают важной причиной несовместимость характеров.
На вопрос «Смогут ли они прожить счастливо, не создавая собственной семьи» только 2% (1 человек) ответили «да» и 6% (3 человека) ответили «скорее да, чем нет».
Лишь 2% респондентов (1 человек) не хотят иметь детей, а 21% (11 человек) хотят иметь трех детей и больше.
Таким образом, в целом наблюдается положительная тенденция у молодежи по отношению к семье и браку, но существует ряд проблем, о которых молодые люди задумываются еще до создания семьи и решение которых поможет стимулировать их к созданию собственных семей.
Однако, все эти данные далеко не идеальны и потому необходима усердная работа по пропаганде семьи, материнства и отцовства среди молодых людей. Только благодаря этому наше общество сможет побороть проблему старения населения и демографического упадка в стране и способствовать развитию России как государства с растущим и прогрессирующим населением.

Литература:
1. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога / 2-издание. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 480 с.
2. Основы социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

Автор: Фадеева Анна Игоревна, студентка 3 курса социально-педагогического факультета Московского Государственного Областного Гуманитарного Института (МГОГИ) г.Орехово-Зуево
Руководитель: Ферцер Виктория Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Категория: Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Умникум» | Добавил: Тамара_Васильевна (21.03.2013) | Автор: Автор: Фадеева Анна Игоревна
Просмотров: 1734 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]