Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Методическая разработка открытого занятия «Символ года – Змея»
Тип занятия: комбинированное.
Цель занятия: дать представление обучающимся о змее:
 символе 2013 года,
 одном из самых своеобразных существ на Земле – представителей класса Пресмыкающихся.
Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о физиологических и экологических особенностях змей.
2. Познакомить с легендами о змеях.
3. Активизировать познавательные потребности и творческие силы.
4. Развивать познавательную активность, инициативу и любознательность по отношению к окружающему миру, его многообразию и взаимообусловленности.
5. Формировать коммуникативные особенности детей.
6. Создать атмосферу взаимодействия и сопереживания.
7. Воспитывать у ребят бережное отношение к животному миру.

Оборудование, инструменты, материалы:
1. ПК, проектор, экран;
2. Плотная бумага для изготовления поделки.
3. Цветная бумага для украшения поделки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.
1. Вступление – приветствие. (Под музыку детской песни «Крылатые качели»)
2. Озвучивание темы (презентация Power Point).
Сегодня я предлагаю вам необычное занятие с интересным названием «Символ года – Змея»,
цель которого: дать представление о змее:
 символе 2013 года,
 одном из самых своеобразных существ на Земле – представителей класса пресмыкающихся.

II. Основной этап. Изложение нового материала и закрепление его.
1. Символы года.
Согласно календарю, принятому в странах Востока, а в последнее время и на Западе, в переделах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. Популярность этого гороскопа на Востоке очень велика. Легенда гласит, что бог пригласил к себе в гости всех зверей, а откликнулись и пришли только 12, и в дар каждому пришедшему зверю, бог подарил право быть хозяином года. С тех пор каждый зверь по очереди является символом года.
Китайская легенда повествует о том, как животные долго спорили, кому следует возглавить этот двенадцатилетний цикл. Тогда они решили выяснить это в результате испытания: кто первым достигнет противоположного берега реки, тот и возглавит начало цикла.
Все двенадцать животных собрались на речном берегу и по команде поплыли, крыса запрыгнула на спину быку, который плыл быстрее всех, и как только бык собрался выбраться на берег, она спрыгнула с его спины и оказалась первой. Таким образом, и был установлен существующий порядок: Крыса, за нею Бык, далее Тигр, Кролик и т.д.
Для того, чтобы вспомнить символы года, мы с вами поиграем в интеллектуальную экологическую игру.

Игра «Символ года»
- Молодцы! Вы очень хорошо разгадываете загадки!
- Кто знает, год, какого животного сегодня? (Дракона).
- Вот и осталось несколько дней, и год дракона уйдет в историю, а в свои права вступит год змеи.

2. Легенды о змеях.
Змеи - одни из самых своеобразных существ на земле. Их необычный внешний вид, оригинальный способ движения, многие замечательные особенности поведения, наконец, ядовитость многих видов - все это издавна привлекает внимание и вызывает живой интерес у людей. У самых различных народов земного шара сложено множество легенд, сказок и мифов о змеях. В древние времена змей называли «мудрыми змиями», драконами.
В русских сказках змея представлена по-разному. Она и вместилище зла и мерзости, и воплощение чародейства, мудрости и мощи.
- Возможно, вы ребята, знаете легенды о змеях?! (Выслушать ответы и рассказать легенды).
В древнерусских мифах и легендах змей Горыныч - крылатый многоголовый змей. Змей Горыныч изображался огнедышащим чудовищем с 3, 6, 9, а то и с 12 головами.
Из века в век переходят древние предания о борьбе с этим страшным чудовищем - воплощением жестокой порабощающей силы. Как гласит сказание, летит такой змей, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом - задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так что листья с деревьев осыпаются; бьет хвостом он по сырой земле - реки выплескиваются из берегов; от дыхания ядовитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного! Но вставали на его пути сыны земли русской и спасали ее от злого нашествия.
Сохранились образы могучих богатырей, вступавших с ним в единоборство. Былинный богатырь Добрыня Никитич одолел «змея лютого Горынчища», потоптал конем змеенышей, вызволил из неволи бояр, князей и других пленников и забрал добро награбленное.
А другой былинный герой, Никита Кожемяка, впряг Змея Горыныча в плуг весом 300 пудов и вспахал на нем землю от Киева до самого моря, борозды те видны до сих пор.
Послушайте и посмотрите, как это было. Я расскажу вам легенду «ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ И НИКИТА-КОЖЕМЯКА». (Разыгрывается сценка с участием обучающихся. Главные роли: ведущий, Змей-Горыныч, Никита-Кожемяка).
В древние времена около Киева поселился Змей. Брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной (красивой) девке. Возьмет девку да и съест ее.
Пришел черед идти к тому Змею царской дочери. Схватил Змей царевну и утащил к себе в берлогу, а есть не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Прослышали царь с царицей, что дочка жива, и послали к ней голубя с записочкой: вызнай-де у змея, кто сильнее его. Подольстилась девушка к Змею, тот долго не говорил, да наконец проболтался: живет в Киеве Кожемяка по имени Никита - он-то и сильнее.
Царь, получивши такую весть, пришел Никиту Кожемяку просить, чтобы освободил его землю от лютого Змея и выручил царевну. В ту пору держал Никита в руках двенадцать кож, увидал царя, задрожал от страха - и все кожи в клочки порвал. Но на Змея не пошел: «Где мне»,- говорит!
Тогда царь собрал пять тысяч детей малолетних, чтобы просили Кожемяку: авось на их слезы разжалобится. Пришли к Кожемяке малолетние, он и сам прослезился, на их слезы глядючи.
- Так и быть, - говорит, - пойду Змея воевать! Взял триста пудов пеньки, насмолил смолою, весь обмотался с ног до головы, чтоб Змей его не съел.
Подходит Кожемяка к пещере, а Змей сидит там и носа не высовывает.
- Выходи лучше в чистое поле, а то всю гору размечу! - кричит богатырь.
Вышел Змей. Стали они биться, и повалил Никита Кожемяка супротивника.
- Не бей меня до смерти, богатырь! - молит чудище. - Сильней нас с тобой никого в свете нет. Разделим всю землю поровну, ты будешь жить в одной половине, я в другой.
- Хорошо, - говорит Никита, - только надо между нашими половинами межу положить.
Взял соху в триста пудов, запряг в нее змея и начал межу прокладывать. Провел борозду от Киева аж до моря.
- Землю разделили - давай и море делить, - сказал Никита, - а то начнешь ругаться: мол, твою воду берут.
Пошел Змей в море, да и потонул.
- Как я уже сказала, змея – это не только символ зла и мерзости, но и воплощение чародейства, мудрости и мощи.

Змея – символ хитрости и коварства. Помните из Библии как змей соблазнил Еву откусить запретное яблоко? (Выслушать ответы).
Миф об Адаме и Еве
В Эдеме была вечная весна. Цвели розы, река журчала в тени деревьев, зрелые плоды падали на землю в густую траву. Распускались по утрам цветы, река манила прохладой, но пусто было в чудесном саду.
Некому было купаться в реке, рвать цветы, собирать сладкие ягоды и отдыхать в тени деревьев.
И решил Ягве: «Сотворю человека, подобного мне». Взял Ягве речную глину, вылепил из нее человека, вдунул в него жизнь и назвал человека Адамом. Адам ходил по райскому саду, срывал плоды, купался в реке, но было ему скучно.
Тогда вылепил Ягве из глины разных зверей и птиц, оживил их и привел к Адаму. Проходили мимо Адама все звери, пролетали все птицы.
Прошел мимо Адама слон, и Адам назвал его слоном. Пролетел мимо Адама орел, и Адам назвал его орлом. И ежа назвал ежом, и хорька назвал хорьком, и зайца - зайцем, и синицу - синицей. Всем дал имена!
Но Адам все равно ходил грустный, потому что не было у него близкого друга, которого он мог бы полюбить.
И тогда сказал Ягве: - Нехорошо быть Адаму одному. Создам я ему верного друга.
Крепко усыпил Ягве Адама, и, пока он спал, взял ребро Адамово, и сделал из ребра женщину.
Адам проснулся, посмотрел на женщину и сказал:
— Ты прекрасна! Меня зовут Адам, а тебя пусть зовут Ева. Ты будешь моей женой.
И стали Адам и Ева жить в раю. Вместе они гуляли, вместе купались в реке, вместе плели венки из цветов, вместе собирали плоды со всех деревьев.
Но росло на холме среди сада одно очень красивое дерево, о котором Ягве сказал Адаму и Еве:
- Никогда-никогда не рвите яблок с этого дерева. Как только вы съедите хоть одно яблоко - вы сейчас же умрете.
- Зачем нам это дерево? У нас и без того очень много плодов! - сказали Адам и Ева.
На запретном дереве жил злой и лукавый Змей. Был он хитрее всех зверей и птиц, которых создал Ягве.
Стал хитроумный Змей ждать, когда подойдет к запретному дереву Ева.
И когда подошла Ева к запретному дереву, Змей сказал:
- Слышал я, что запретил вам Ягве рвать плоды с деревьев в раю.
Ева ответила ему:
- Нет! Со всех деревьев мы можем рвать плоды, только с этого нельзя. Ягве сказал: «Не ешьте их. Всякий, кто съест яблоко с этого дерева, умрет».
И сказал Еве коварный Змей:
- Ягве обманул вас. Он знает, что в день, когда вы съедите запретный плод, вы с Адамом станете такими же мудрецами и всемогущими, как сам Ягве.
Посмотрела Ева, какие сочные, румяные яблоки растут на запретном дереве, и захотелось Еве съесть запретное яблоко. Сорвала Ева яблоко, съела половину, а половину отдала Адаму.
Как только съели Адам и Ева запретное яблоко, посмотрели друг на друга и впервые увидели, что они голые. И устыдились.
Ягве гулял в тени деревьев по райскому саду и звал Адама:
- Адам, где ты?
Адам спрятался в кустах и ответил :
- Ягве, я слышу тебя, но не могу выйти к тебе. Нет на мне никакой одежды...
Ягве подошел к Адаму и спросил:
- Кто сказал тебе, что ты голый! Не съел ли ты плод, который я запретил тебе есть?
Адам испугался и сказал:
- Это не я! Это Ева сорвала яблоко и дала его мне.
Ягве сказал Еве:
- Почему ты не послушала меня?
Ева испугалась:
- Это Змей научил меня!
Ягве разгневался и закричал:
- Злой и коварный Змей! За то, что ты подговорил Еву съесть запретный плод, будешь ты во веки веков ползать на брюхе и все люди будут ненавидеть тебя!
- А ты, - сказал Ягве Адаму, - за то, что не послушал меня и съел запретный плод, во веки веков будешь добывать хлеб свой в поте лица - будешь пахать землю и сеять зерно, и каждый кусок хлеба достанется тебе тяжким трудом. А ты, Ева, в мучениях будешь рожать детей своих.
И изгнал Ягве Адама и Еву из рая. Заплакал Адам, заплакала Ева, и пошли они по пустынной и голой земле, совсем не похожей на сад эдемский.
Адам стал пахать землю и трудиться с утра до вечера, чтобы собрать урожай.
У Адама и Евы родились дети. Когда дети выросли, они построили города, насадили сады и заселили всю землю.

Существует легенда о том, как змея стала символом медицины... Однажды, когда бог медицины и врачевания Асклепий (древнегреческая мифология) сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала священным животным и символом врачевания.

3. Информация о змеях.
Зме́и (лат. Serpentes) - подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатые.
Изучением змей занимается наука серпентология.
Фильм «Змеи» (По ходу фильма педагог рассказывает о змеях)
Среди многообразия змей встречаются и безобидные, и очень опасные для человека и животных ядовитые представители.
У змей очень длинное тело и нет конечностей. Туловище сверху и с боков покрыто роговым слоем.
Окраска змей очень разнообразна и большей частью приспособлена под цвет природной обстановки. Такова зеленая окраска многих древесных змей, желтовато-песчаная - у пустынных и степных видов. Многие змеи, окрашенные покровительственно, имеют участки тела с ярким рисунком, который они демонстрируют только в момент опасности. Такова очковая змея кобра, расправляющая шейный отдел с четким рисунком «очков» на спинной стороне. У других видов змей нижняя сторона хвоста бывает окрашена в ярко-оранжевый цвет, и при обороне змея поднимает хвост яркой стороной к врагу и покачивает им, иногда даже делает «выпады» хвостом, как бы желая укусить.
У змей нет ушей, они не слышат совсем, так что звуки дудочки заклинателя змей для них недоступны, они входят в состояние транса от движений этой дудочки из стороны в сторону. Однако, змеи замечательно видят. Они наслаждаются разнообразием красок планеты. У них цветное зрение – большая редкость в мире животных
У них нет носа, но они очень четко умеют улавливать запахи.
Клыки ядовитых змей относятся к числу «самых передовых систем биологического оружия в мире природы».
Змеи хищники. Они заглатывают свою добычу целиком, при этом тело змеи растягивается. В основном, змеи питаются лягушками, мышами, крысами, птицами или их яйцами, рыбой, ящерицами или насекомыми. Королевская змея может съесть другую змею, которая длиннее ее самой.
Но у змей есть враги (Они питаются змеями): лисы, волки, хорьки, куницы, ежи, кабаны, барсуки, хищные птицы.
Змеи населяют все материки, за исключением Антарктиды. Наибольшее обилие змей находится в Америке, Африке, Южной Азии. В Росси большое количество змей встречается в Средней Азии и на Кавказе.
Всего на земном шаре известно около 3000 видов змей, из них 410 видов ядовитых. Живут они всюду – на земле, под землей, в горах, болотах, в степях и пустынях, в лесу, у воды и в воде. В природе встречаются - от огромных десятиметровых питонов и анаконд, до крошечных змеек, величиной в палец.
Самая длинная змея – анаконда (более 10 м).
Самая тяжелая змея – питон (вес до 75 кг.). Питоны едят добычу целиком, в том числе и кости.
Взрослые питоны могут жить месяцами без еды. Но когда они едят, они не оставляют после себя никаких отходов. Эти змеи приспособлены к тому, чтобы высасывать кальций из костей своей добычи, что делает еду более питательной.
Самая короткая змея: браминский слепун. Она чуть меньше 10 см в длину и тонкая, как спагетти.
Самая быстрая змея: черная мамба. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч.
Самая ядовитая змея: морская ядовитая змея ластохвост.
Самая быстрая ядовитая змея: королевская кобра. Плевки кобры на самом деле не являются плевками. Это сокращение мышц, сжимающих железу, вырабатывающую яд. С помощью такого рода «плевка» яд кобры может выпрыскиваться на расстояние до 2 метров. Если он попадет вам в глаза, то нейротоксины, находящиеся в яде, могут ослепить вас. Причем, еще в 2005 году ученые обнаружили, что кобры действительно целятся в глаза.

4. Змеи на Дону
На донской земле обитает много видов животных, каждое животное – это чудо, дивиться которому можно бесконечно. А какие из них чудеснее и не скажешь! Все по-своему удивительны. Змеи всегда были и остаются исконными обитателями донских просторов.
В конце марта – начале апреля наступают теплые дни, и после зимней спячки появляются змеи, ужи. В Ростовской области их два вида ужей:
уж обыкновенный, неядовитая змея, которого хорошо знают и отличают по оранжевым или жёлтым пятнам за головой, и
уж водяной, неядовитая змея, которого называют то водяной гадюкой, то шахматной змеёй. У водяного ужа оранжевые пятна отсутствуют, а на спине часто хорошо заметен рисунок из тёмных пятен, расположенных в шахматном порядке. Эта окраска делает их похожими на степную гадюку.
Тем не менее, специалист всегда отличит ужа от гадюки по общему облику. Уж - стройная змея, с длинным хвостом, достигающая длины до метра и более. Обитающая в Ростовской области степная гадюка - змея небольшая. Обычно взрослые особи не превышают 35-50 сантиметров. Тело гадюки более неуклюжее, чем у ужа. Хорошо выражен короткий тонкий хвост. У степной гадюки голова четко выраженной треугольной формы. У ужа голова продолговатая. При близком рассмотрении заметен ещё один признак: у ужей зрачок круглый, а у гадюк - вертикальный, что выдаёт в них ночных животных. Степная гадюка - ядовитая змея, за последние десятилетия значительно сократила область распространения. Этот вид является редким. Он включён в Красную книгу Ростовской области,
Необходимо отметить, что ужи обоих видов придерживаются берегов водоёмов, влажных заболоченных мест. Степная гадюка - обитатель сухих степей. Её не встретишь в тростниковых зарослях и на увлажнённых пойменных лугах. Гадюки не образуют таких скоплений, как водяные ужи по берегам водоёмов, в речку гадюка никогда не полезет!
Гадюка не агрессивна, она никогда не станет нападать первой на человека. Кусает она только тогда, когда на нее наступят.
Помимо выше перечисленных змей в нашем крае встречаются редкие виды, занесенные в Красную книгу Ростовской области:
 полоз желтобрюхий
 полоз четырехполосый
 полоз узорчатый
 медянка обыкновенная
 гадюка Никольского

5. «Правила поведения при встрече со змеей»
 Если Вы заметили гадюку, остановитесь, избегайте резких движений, не выставляйте руки вперед, отведите взгляд и змея уползет.
 В местности, где обитают змеи, нужно носить прочную высокую обувь.
 Ночью необходимо пользоваться фонариком, в теплые ночи змеи активны.

В окрестностях Ростова можно спокойно отдыхать у воды, не опасаясь встречи с гадюкой. Однако при экскурсиях на природу нужно внимательно осматривать места предполагаемого отдыха, не садиться вблизи нор животных, которые нередко служат убежищем для клещей и опасных пауков каракуртов. Если же нежелательный контакт произошёл, и змея укусила человека, нужно, как можно быстрее доставить пострадавшего к врачу. Важно помнить, что пострадавшему лучше избегать активной ходьбы или бега, чтобы не ускорить распространение яда по организму. Лучше всего уложить его в машину, дать горячее питьё и доставить в лечебное учреждение.

III. Контрольный опрос
1. Вопросы для повторения.
1. Сколько видов змей обитает на Земле?
2. Чем отличаются змеи от других животных?
3. Перечислите виды змей, которые встречаются в Ростовской области
4. Как называется единственная ядовитая змея, обитающая в Ростовской области?
5. Чем питаются змеи?
6. Назовите врагов змей.

2. Практический этап.
А сейчас, на память о нашем занятии, в преддверие нового года – года Змеи, мы с вами сделаем из бумаги очень красивую змею.
(Педагог рассказывает этапы изготовления змеи). (Дети работают под музыку).

3. Обобщающий этап.
 Спасибо за общение.
 Что нового вы сегодня узнали?
Дорогие дети! Скоро наступит долгожданный праздник - Новый год!
А сейчас мы с вами станцуем современный танец «Веселый Новый год!»

Видео
Приложение:
1. Игра Символ года»
2. Презентация к занятию «Символ года»

Автор: Гомон Людмила Борисовна-педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр
города Ростова-на-Дону
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (01.02.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 831
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]