Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Методическая разработка открытого занятия «Символ года – Змея»
Тип занятия: комбинированное. Цель занятия: дать представление обучающимся о змее: символе 2013 года, одном из самых своеобразных существ на Земле – представителей класса Пресмыкающихся. Задачи: 1. Обобщить знания обучающихся о физиологических и экологических особенностях змей. 2. Познакомить с легендами о змеях. 3. Активизировать познавательные потребности и творческие силы. 4. Развивать познавательную активность, инициативу и любознательность по отношению к окружающему миру, его многообразию и взаимообусловленности. 5. Формировать коммуникативные особенности детей. 6. Создать атмосферу взаимодействия и сопереживания. 7. Воспитывать у ребят бережное отношение к животному миру. Оборудование, инструменты, материалы: 1. ПК, проектор, экран; 2. Плотная бумага для изготовления поделки. 3. Цветная бумага для украшения поделки. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. 1. Вступление – приветствие. (Под музыку детской песни «Крылатые качели») 2. Озвучивание темы (презентация Power Point). Сегодня я предлагаю вам необычное занятие с интересным названием «Символ года – Змея», цель которого: дать представление о змее: символе 2013 года, одном из самых своеобразных существ на Земле – представителей класса пресмыкающихся. II. Основной этап. Изложение нового материала и закрепление его. 1. Символы года. Согласно календарю, принятому в странах Востока, а в последнее время и на Западе, в переделах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. Популярность этого гороскопа на Востоке очень велика. Легенда гласит, что бог пригласил к себе в гости всех зверей, а откликнулись и пришли только 12, и в дар каждому пришедшему зверю, бог подарил право быть хозяином года. С тех пор каждый зверь по очереди является символом года. Китайская легенда повествует о том, как животные долго спорили, кому следует возглавить этот двенадцатилетний цикл. Тогда они решили выяснить это в результате испытания: кто первым достигнет противоположного берега реки, тот и возглавит начало цикла. Все двенадцать животных собрались на речном берегу и по команде поплыли, крыса запрыгнула на спину быку, который плыл быстрее всех, и как только бык собрался выбраться на берег, она спрыгнула с его спины и оказалась первой. Таким образом, и был установлен существующий порядок: Крыса, за нею Бык, далее Тигр, Кролик и т.д. Для того, чтобы вспомнить символы года, мы с вами поиграем в интеллектуальную экологическую игру. Игра «Символ года» - Молодцы! Вы очень хорошо разгадываете загадки! - Кто знает, год, какого животного сегодня? (Дракона). - Вот и осталось несколько дней, и год дракона уйдет в историю, а в свои права вступит год змеи. 2. Легенды о змеях. Змеи - одни из самых своеобразных существ на земле. Их необычный внешний вид, оригинальный способ движения, многие замечательные особенности поведения, наконец, ядовитость многих видов - все это издавна привлекает внимание и вызывает живой интерес у людей. У самых различных народов земного шара сложено множество легенд, сказок и мифов о змеях. В древние времена змей называли «мудрыми змиями», драконами. В русских сказках змея представлена по-разному. Она и вместилище зла и мерзости, и воплощение чародейства, мудрости и мощи. - Возможно, вы ребята, знаете легенды о змеях?! (Выслушать ответы и рассказать легенды). В древнерусских мифах и легендах змей Горыныч - крылатый многоголовый змей. Змей Горыныч изображался огнедышащим чудовищем с 3, 6, 9, а то и с 12 головами. Из века в век переходят древние предания о борьбе с этим страшным чудовищем - воплощением жестокой порабощающей силы. Как гласит сказание, летит такой змей, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом - задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так что листья с деревьев осыпаются; бьет хвостом он по сырой земле - реки выплескиваются из берегов; от дыхания ядовитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного! Но вставали на его пути сыны земли русской и спасали ее от злого нашествия. Сохранились образы могучих богатырей, вступавших с ним в единоборство. Былинный богатырь Добрыня Никитич одолел «змея лютого Горынчища», потоптал конем змеенышей, вызволил из неволи бояр, князей и других пленников и забрал добро награбленное. А другой былинный герой, Никита Кожемяка, впряг Змея Горыныча в плуг весом 300 пудов и вспахал на нем землю от Киева до самого моря, борозды те видны до сих пор. Послушайте и посмотрите, как это было. Я расскажу вам легенду «ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ И НИКИТА-КОЖЕМЯКА». (Разыгрывается сценка с участием обучающихся. Главные роли: ведущий, Змей-Горыныч, Никита-Кожемяка). В древние времена около Киева поселился Змей. Брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной (красивой) девке. Возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому Змею царской дочери. Схватил Змей царевну и утащил к себе в берлогу, а есть не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Прослышали царь с царицей, что дочка жива, и послали к ней голубя с записочкой: вызнай-де у змея, кто сильнее его. Подольстилась девушка к Змею, тот долго не говорил, да наконец проболтался: живет в Киеве Кожемяка по имени Никита - он-то и сильнее. Царь, получивши такую весть, пришел Никиту Кожемяку просить, чтобы освободил его землю от лютого Змея и выручил царевну. В ту пору держал Никита в руках двенадцать кож, увидал царя, задрожал от страха - и все кожи в клочки порвал. Но на Змея не пошел: «Где мне»,- говорит! Тогда царь собрал пять тысяч детей малолетних, чтобы просили Кожемяку: авось на их слезы разжалобится. Пришли к Кожемяке малолетние, он и сам прослезился, на их слезы глядючи. - Так и быть, - говорит, - пойду Змея воевать! Взял триста пудов пеньки, насмолил смолою, весь обмотался с ног до головы, чтоб Змей его не съел. Подходит Кожемяка к пещере, а Змей сидит там и носа не высовывает. - Выходи лучше в чистое поле, а то всю гору размечу! - кричит богатырь. Вышел Змей. Стали они биться, и повалил Никита Кожемяка супротивника. - Не бей меня до смерти, богатырь! - молит чудище. - Сильней нас с тобой никого в свете нет. Разделим всю землю поровну, ты будешь жить в одной половине, я в другой. - Хорошо, - говорит Никита, - только надо между нашими половинами межу положить. Взял соху в триста пудов, запряг в нее змея и начал межу прокладывать. Провел борозду от Киева аж до моря. - Землю разделили - давай и море делить, - сказал Никита, - а то начнешь ругаться: мол, твою воду берут. Пошел Змей в море, да и потонул. - Как я уже сказала, змея – это не только символ зла и мерзости, но и воплощение чародейства, мудрости и мощи. Змея – символ хитрости и коварства. Помните из Библии как змей соблазнил Еву откусить запретное яблоко? (Выслушать ответы). Миф об Адаме и Еве В Эдеме была вечная весна. Цвели розы, река журчала в тени деревьев, зрелые плоды падали на землю в густую траву. Распускались по утрам цветы, река манила прохладой, но пусто было в чудесном саду. Некому было купаться в реке, рвать цветы, собирать сладкие ягоды и отдыхать в тени деревьев. И решил Ягве: «Сотворю человека, подобного мне». Взял Ягве речную глину, вылепил из нее человека, вдунул в него жизнь и назвал человека Адамом. Адам ходил по райскому саду, срывал плоды, купался в реке, но было ему скучно. Тогда вылепил Ягве из глины разных зверей и птиц, оживил их и привел к Адаму. Проходили мимо Адама все звери, пролетали все птицы. Прошел мимо Адама слон, и Адам назвал его слоном. Пролетел мимо Адама орел, и Адам назвал его орлом. И ежа назвал ежом, и хорька назвал хорьком, и зайца - зайцем, и синицу - синицей. Всем дал имена! Но Адам все равно ходил грустный, потому что не было у него близкого друга, которого он мог бы полюбить. И тогда сказал Ягве: - Нехорошо быть Адаму одному. Создам я ему верного друга. Крепко усыпил Ягве Адама, и, пока он спал, взял ребро Адамово, и сделал из ребра женщину. Адам проснулся, посмотрел на женщину и сказал: — Ты прекрасна! Меня зовут Адам, а тебя пусть зовут Ева. Ты будешь моей женой. И стали Адам и Ева жить в раю. Вместе они гуляли, вместе купались в реке, вместе плели венки из цветов, вместе собирали плоды со всех деревьев. Но росло на холме среди сада одно очень красивое дерево, о котором Ягве сказал Адаму и Еве: - Никогда-никогда не рвите яблок с этого дерева. Как только вы съедите хоть одно яблоко - вы сейчас же умрете. - Зачем нам это дерево? У нас и без того очень много плодов! - сказали Адам и Ева. На запретном дереве жил злой и лукавый Змей. Был он хитрее всех зверей и птиц, которых создал Ягве. Стал хитроумный Змей ждать, когда подойдет к запретному дереву Ева. И когда подошла Ева к запретному дереву, Змей сказал: - Слышал я, что запретил вам Ягве рвать плоды с деревьев в раю. Ева ответила ему: - Нет! Со всех деревьев мы можем рвать плоды, только с этого нельзя. Ягве сказал: «Не ешьте их. Всякий, кто съест яблоко с этого дерева, умрет». И сказал Еве коварный Змей: - Ягве обманул вас. Он знает, что в день, когда вы съедите запретный плод, вы с Адамом станете такими же мудрецами и всемогущими, как сам Ягве. Посмотрела Ева, какие сочные, румяные яблоки растут на запретном дереве, и захотелось Еве съесть запретное яблоко. Сорвала Ева яблоко, съела половину, а половину отдала Адаму. Как только съели Адам и Ева запретное яблоко, посмотрели друг на друга и впервые увидели, что они голые. И устыдились. Ягве гулял в тени деревьев по райскому саду и звал Адама: - Адам, где ты? Адам спрятался в кустах и ответил : - Ягве, я слышу тебя, но не могу выйти к тебе. Нет на мне никакой одежды... Ягве подошел к Адаму и спросил: - Кто сказал тебе, что ты голый! Не съел ли ты плод, который я запретил тебе есть? Адам испугался и сказал: - Это не я! Это Ева сорвала яблоко и дала его мне. Ягве сказал Еве: - Почему ты не послушала меня? Ева испугалась: - Это Змей научил меня! Ягве разгневался и закричал: - Злой и коварный Змей! За то, что ты подговорил Еву съесть запретный плод, будешь ты во веки веков ползать на брюхе и все люди будут ненавидеть тебя! - А ты, - сказал Ягве Адаму, - за то, что не послушал меня и съел запретный плод, во веки веков будешь добывать хлеб свой в поте лица - будешь пахать землю и сеять зерно, и каждый кусок хлеба достанется тебе тяжким трудом. А ты, Ева, в мучениях будешь рожать детей своих. И изгнал Ягве Адама и Еву из рая. Заплакал Адам, заплакала Ева, и пошли они по пустынной и голой земле, совсем не похожей на сад эдемский. Адам стал пахать землю и трудиться с утра до вечера, чтобы собрать урожай. У Адама и Евы родились дети. Когда дети выросли, они построили города, насадили сады и заселили всю землю. Существует легенда о том, как змея стала символом медицины... Однажды, когда бог медицины и врачевания Асклепий (древнегреческая мифология) сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала священным животным и символом врачевания. 3. Информация о змеях. Зме́и (лат. Serpentes) - подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатые. Изучением змей занимается наука серпентология. Фильм «Змеи» (По ходу фильма педагог рассказывает о змеях) Среди многообразия змей встречаются и безобидные, и очень опасные для человека и животных ядовитые представители. У змей очень длинное тело и нет конечностей. Туловище сверху и с боков покрыто роговым слоем. Окраска змей очень разнообразна и большей частью приспособлена под цвет природной обстановки. Такова зеленая окраска многих древесных змей, желтовато-песчаная - у пустынных и степных видов. Многие змеи, окрашенные покровительственно, имеют участки тела с ярким рисунком, который они демонстрируют только в момент опасности. Такова очковая змея кобра, расправляющая шейный отдел с четким рисунком «очков» на спинной стороне. У других видов змей нижняя сторона хвоста бывает окрашена в ярко-оранжевый цвет, и при обороне змея поднимает хвост яркой стороной к врагу и покачивает им, иногда даже делает «выпады» хвостом, как бы желая укусить. У змей нет ушей, они не слышат совсем, так что звуки дудочки заклинателя змей для них недоступны, они входят в состояние транса от движений этой дудочки из стороны в сторону. Однако, змеи замечательно видят. Они наслаждаются разнообразием красок планеты. У них цветное зрение – большая редкость в мире животных У них нет носа, но они очень четко умеют улавливать запахи. Клыки ядовитых змей относятся к числу «самых передовых систем биологического оружия в мире природы». Змеи хищники. Они заглатывают свою добычу целиком, при этом тело змеи растягивается. В основном, змеи питаются лягушками, мышами, крысами, птицами или их яйцами, рыбой, ящерицами или насекомыми. Королевская змея может съесть другую змею, которая длиннее ее самой. Но у змей есть враги (Они питаются змеями): лисы, волки, хорьки, куницы, ежи, кабаны, барсуки, хищные птицы. Змеи населяют все материки, за исключением Антарктиды. Наибольшее обилие змей находится в Америке, Африке, Южной Азии. В Росси большое количество змей встречается в Средней Азии и на Кавказе. Всего на земном шаре известно около 3000 видов змей, из них 410 видов ядовитых. Живут они всюду – на земле, под землей, в горах, болотах, в степях и пустынях, в лесу, у воды и в воде. В природе встречаются - от огромных десятиметровых питонов и анаконд, до крошечных змеек, величиной в палец. Самая длинная змея – анаконда (более 10 м). Самая тяжелая змея – питон (вес до 75 кг.). Питоны едят добычу целиком, в том числе и кости. Взрослые питоны могут жить месяцами без еды. Но когда они едят, они не оставляют после себя никаких отходов. Эти змеи приспособлены к тому, чтобы высасывать кальций из костей своей добычи, что делает еду более питательной. Самая короткая змея: браминский слепун. Она чуть меньше 10 см в длину и тонкая, как спагетти. Самая быстрая змея: черная мамба. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч. Самая ядовитая змея: морская ядовитая змея ластохвост. Самая быстрая ядовитая змея: королевская кобра. Плевки кобры на самом деле не являются плевками. Это сокращение мышц, сжимающих железу, вырабатывающую яд. С помощью такого рода «плевка» яд кобры может выпрыскиваться на расстояние до 2 метров. Если он попадет вам в глаза, то нейротоксины, находящиеся в яде, могут ослепить вас. Причем, еще в 2005 году ученые обнаружили, что кобры действительно целятся в глаза. 4. Змеи на Дону На донской земле обитает много видов животных, каждое животное – это чудо, дивиться которому можно бесконечно. А какие из них чудеснее и не скажешь! Все по-своему удивительны. Змеи всегда были и остаются исконными обитателями донских просторов. В конце марта – начале апреля наступают теплые дни, и после зимней спячки появляются змеи, ужи. В Ростовской области их два вида ужей: уж обыкновенный, неядовитая змея, которого хорошо знают и отличают по оранжевым или жёлтым пятнам за головой, и уж водяной, неядовитая змея, которого называют то водяной гадюкой, то шахматной змеёй. У водяного ужа оранжевые пятна отсутствуют, а на спине часто хорошо заметен рисунок из тёмных пятен, расположенных в шахматном порядке. Эта окраска делает их похожими на степную гадюку. Тем не менее, специалист всегда отличит ужа от гадюки по общему облику. Уж - стройная змея, с длинным хвостом, достигающая длины до метра и более. Обитающая в Ростовской области степная гадюка - змея небольшая. Обычно взрослые особи не превышают 35-50 сантиметров. Тело гадюки более неуклюжее, чем у ужа. Хорошо выражен короткий тонкий хвост. У степной гадюки голова четко выраженной треугольной формы. У ужа голова продолговатая. При близком рассмотрении заметен ещё один признак: у ужей зрачок круглый, а у гадюк - вертикальный, что выдаёт в них ночных животных. Степная гадюка - ядовитая змея, за последние десятилетия значительно сократила область распространения. Этот вид является редким. Он включён в Красную книгу Ростовской области, Необходимо отметить, что ужи обоих видов придерживаются берегов водоёмов, влажных заболоченных мест. Степная гадюка - обитатель сухих степей. Её не встретишь в тростниковых зарослях и на увлажнённых пойменных лугах. Гадюки не образуют таких скоплений, как водяные ужи по берегам водоёмов, в речку гадюка никогда не полезет! Гадюка не агрессивна, она никогда не станет нападать первой на человека. Кусает она только тогда, когда на нее наступят. Помимо выше перечисленных змей в нашем крае встречаются редкие виды, занесенные в Красную книгу Ростовской области: полоз желтобрюхий полоз четырехполосый полоз узорчатый медянка обыкновенная гадюка Никольского 5. «Правила поведения при встрече со змеей» Если Вы заметили гадюку, остановитесь, избегайте резких движений, не выставляйте руки вперед, отведите взгляд и змея уползет. В местности, где обитают змеи, нужно носить прочную высокую обувь. Ночью необходимо пользоваться фонариком, в теплые ночи змеи активны. В окрестностях Ростова можно спокойно отдыхать у воды, не опасаясь встречи с гадюкой. Однако при экскурсиях на природу нужно внимательно осматривать места предполагаемого отдыха, не садиться вблизи нор животных, которые нередко служат убежищем для клещей и опасных пауков каракуртов. Если же нежелательный контакт произошёл, и змея укусила человека, нужно, как можно быстрее доставить пострадавшего к врачу. Важно помнить, что пострадавшему лучше избегать активной ходьбы или бега, чтобы не ускорить распространение яда по организму. Лучше всего уложить его в машину, дать горячее питьё и доставить в лечебное учреждение. III. Контрольный опрос 1. Вопросы для повторения. 1. Сколько видов змей обитает на Земле? 2. Чем отличаются змеи от других животных? 3. Перечислите виды змей, которые встречаются в Ростовской области 4. Как называется единственная ядовитая змея, обитающая в Ростовской области? 5. Чем питаются змеи? 6. Назовите врагов змей. 2. Практический этап. А сейчас, на память о нашем занятии, в преддверие нового года – года Змеи, мы с вами сделаем из бумаги очень красивую змею. (Педагог рассказывает этапы изготовления змеи). (Дети работают под музыку). 3. Обобщающий этап. Спасибо за общение. Что нового вы сегодня узнали? Дорогие дети! Скоро наступит долгожданный праздник - Новый год! А сейчас мы с вами станцуем современный танец «Веселый Новый год!» Видео Приложение: 1. Игра Символ года» 2. Презентация к занятию «Символ года» Автор: Гомон Людмила Борисовна-педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (01.02.2013) | | |
Просмотров: 831 |
Всего комментариев: 0 | |