Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Тема: «СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы)»
Каждая историческая эпоха ставит перед человечеством свои вопросы, которые требуют обязательного и адекватного ответа. В современный период, когда от каждого члена общества зависит благополучие всех, на первое место выступает проблема экологического образования. В настоящее время она встает как никогда остро. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим является одним из источников кризисной экологической системы. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека. Поэтому одним из значимых направлений деятельности нашей школы является работа по экологическому образованию и воспитанию обучающихся. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Основной целью экологического образования в нашей школе является формирование личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. Для достижения этой цели наш коллектив наметил решение следующих задач: -учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа - непреходящая ценность, среда обитания и дом человека; -развивать потребность общаться с природой, наслаждаться её красотой и величием, заботиться об её состоянии в настоящем и будущем; -формировать практические знания и умения, позволяющие правильно строить свои взаимоотношения с природой. Одним из основных требований, предъявляемых к содержанию экологического образования является развитие научных знаний на основе достоверной информации о состоянии окружающей среды и взаимодействия с ней человека. Экологическое образование в нашей школе реализуется достаточно широко. Мы идем путем экологизации всех учебных дисциплин, экологические аспекты присутствуют во всех учебных предметах. Введение в образовательный процесс экологического содержания осуществляется по следующим направлениям: -интеграция программного материала с содержанием экологического образования; -расширение объема экологического содержания в программах естественно – научного цикла; -введение специальных тем по экологии; -ведение факультативов: «Экология» (5класс), «Прикладная экология» (7класс), «Экология – среда обитания человека» (8класс). При осуществлении внеклассной работы по экологическому образованию наши педагоги используют различные виды деятельности: творческая, практическая, наблюдение за объектами природы, а также сочетают разнообразные формы: экскурсии, беседы, экологические уроки, викторины, ролевые игры, интеллектуально- познавательные игры, театрализованные представления, экологические ринги, КВНы, выставки рисунков и поделок. Одной из важных форм экологического образования является ведение экологического кружка «Юный эколог», который в нашей школе был создан в 1996 году. Руковожу кружком я, учитель химии. Именно кружковая работа позволяет использовать разные методы воспитания, привлекает детей разнообразием форм, увлекательностью. В составе кружка занимаются ребята из разных классов, те которые интересуются проблемами экологии, хотят сохранить природу своего родного края. Для кружка выбрали девиз: «Знать! Беречь! Множить!» Работа кружка строится по трем направлениям: 1. Пропаганда экологических знаний. 2. Борьба за чистоту окружающей среды. 3. Исследовательская и проектная деятельность. В начале учебного года составляется план работы кружка на год. Пропаганда экологических знаний осуществляется через классные часы, театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, выступления перед обучающимися и учителями. Пропаганда экологических знаний – это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как нашего города, так и мира в целом. Разработаны и проведены классные часы: «Птицы – наши друзья», «Путешествие по природным зонам России», «Экологическое ассорти», «Лесной серпантин» и др. В школе работает экологическая фирма «Зелёный дом». Её задача – увеличить численность растений в школе, помочь найти себе друзей среди комнатных растений. Ежегодно в школе проводятся Дни Земли (22 апреля), Дни защиты от экологической опасности, Недели экологии. Для наибольшей эффективности экологической работы Светлана Валерьевна включает в содержание занятий кружка факты и данные о нашем регионе, районе, городе. Вторым направлением работы кружка является борьба за чистоту окружающей среды. Работая по этому направлению, мы уже практически стараемся помочь нашему городу быть красивым и чистым. Ребята нашей школы всегда принимают участие в субботниках по благоустройству города и школьной территории. Весной 2008 года были проведены акции «Чистое слово», «Чистая земля». В проведение этих акций включаются все обучающиеся и их семьи. На территории нашей школы ежегодно в летнее время разбивается цветник, радующий своей красотой детей и взрослых. Работа в цветнике начинается ранней весной. Дети под моим руководством выращивают рассаду, готовят почву к посеву, высаживают в грунт цветы. Работа на пришкольном участке продолжается в течение всего летнего периода. Ребята 5 -9 классов пропалывают клумбы от сорняков, поливают цветы. Третьим направлением является исследовательская деятельность. Подготовка рефератов и сообщений – это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. Более серьёзной работой является создание школьных научных проектов. Уже в начальных классах дети начинают работать с экологическими проектами на занятиях по внеурочной деятельности (1 класс - «Наш дом – Земля», 2 класс – «Я – исследователь»). Например, осенью дети работали над проектом «Разведка осенних примет». Цель этого проекта: узнать наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в городе. В течение трех недель обучающиеся работали по плану: 1. Конкурс стихов об осени. 2. Конкурс художников «Портрет осени». 3. Копилка народной мудрости. 4. Разведка на местности. Завершилась эта работа путешествием по намеченному маршруту с остановками, на которых выполнялись определённые задания. Дети побывали на остановках: «Облака», «Вода», «Урожай», «В гостях у пернатых», «Листопад». Сейчас осуществляется работа над проектом «Помоги птицам зимой». Дети рисуют зимующих птиц, изучают их жизнь в зимний период, делают кормушки. Обучающиеся старших классов работают над более сложными проектами. Ежегодно каждую осень наши воспитанники отправляются в поход по экологической тропе. Это одна из наиболее интересных форм по экологическому образованию, которая позволяет создать условия для выполнения заданий, организующих и направляющих деятельность обучающихся в природном окружении. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, чтобы дети учились оценивать характер природообразующей деятельности человека. Все классы получают задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы, которые побуждают детей не только использовать свои знания из других учебных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых прироохранительных делах. Например, расчистка лесных полян от мусора, обустройство родника и т.д. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Так, например, во время одного такого похода дети составили «Кодекс поведения в лесу». Свой вклад в воспитательную работу по данному направлению вносит библиотекарь школы. В фонде библиотеки собрана и постоянно пополняется литература соответствующей тематики, оформлены тематические папки. Чтобы привлечь внимание к литературе экологического характера, оформляются книжные выставки. Составлен рекомендательный список литературы «Наш друг – природа». В библиотеке постоянно действует стенд, где читатели могут познакомиться с экологическими листовками. Например: «Десять причин, чтобы посадить дерево», «Не сжигайте опавшие листья», «Вода это жизнь». Проведение экологических праздников стало традицией в нашей библиотеке. На протяжении нескольких лет наши дети обучались в заочной ЭКО-школе при «Областной детской эколого-биологической станции». С 2001 года мой экологический кружок стал отделением Кемеровской региональной общественной организации «Детско – юношеский экологический парламент» (ДЮЭП), председателем которой является Член общественной палаты Кемеровской области Елена Николаевна Шарифулина. Проект «Детско – юношеского экологического парламента» «Объединение активной молодёжи для реализации экологических проектов по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду» выиграл Президентский грант. В рамках этого проекта в школе прошли акции «Чистое слово» и «Чистая Земля». В ноябре месяце прошла игра «Путешествие по Областному Совету народных депутатов». В течение нескольких часов дети разрабатывали и обсуждали законы, направленные на улучшение экологической обстановки в городе и укрепление здоровья населения, писали обращение к депутатам Областного Совета народных депутатов. Это обращение было передано Елене Николаевне Шарифулиной, которая присутствовала на игре, и было опубликовано в газете «Топкинский вестник». Ребята – активисты под моим руководством прошли обучение в городе Кемерово по программе «Парламентаризм и современные технологии управления и взаимодействия», встречались с лидерами детского экологического движения из других территорий, с депутатами Государственной думы, депутатами Областного Совета народных депутатов, с членами Общественной палаты Кузбасса. Так, например, наши дети были на встрече с депутатом, заместителем председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РСРФ Александром Ивановичем Фокиным. Обучающиеся школы принимают участие в областной краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!», научно-практических конференциях школьников «Экология Кузбасса», «Шаг в будущее», «Мы – будущее Кузбасса (юниор)», «Студенческая наука – в копилку Кузбасса», «Турист.Эколог.Краевед», «Первые шаги в науку» и в других муниципальных и областных мероприятиях по экологии. Несомненно, такая работа, проводимая в школе по экологическому воспитанию и образованию, дает положительные результаты. Наша работа в этом направлении отмечена не только Губернатором Кемеровской области Аманом Гумировичем Тулеевым, но Всемирным фондом дикой природы, который благодарит коллектив школы за неравнодушное отношение к природе и заботу об ее сохранении. Мы стремимся донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент – Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя». Автор: Чеботникова Светлана Валерьевна, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6», Кемеровская область, г. Топки | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (30.01.2013) | | |
Просмотров: 1253 |
Всего комментариев: 0 | |