Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Урок по окружающему миру. Тема «Прошлое и настоящее глазами эколога»
Цели: 1. Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Воспитывать чувство уважения к окружающему миру.

Методы: словесные (беседа, рассказ, сообщение), частично-поисковый, проблемный, наглядный, практический (составление таблиц).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор для показа презентации.

Наглядность: карточки для составления опорных таблиц
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира я хотела бы начать со следующих строк:
Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами. (слайд 1)
II. Актуализация знаний.
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (Учёные-историки)
- А если быть более точными? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшее событие)
- Кем для природы был первобытный человек: сыном или покорителем? (Сыном)
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить всё)
- А кем человек должен быть для природы? (Человек должен быть природе сыном)
III. Работа по теме урока.
- Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. А это значит, что заседание экологического совета четвёртого класса сегодня состоится. На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.
Повестка заседания:
1. Как защитить океан от загрязнения?
2. Как спасти тропические леса?
3. Как избавиться от мусора? (слайд 2)
Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?». Заслушаем сообщение. (ученик читает сообщение) (слайд 3)
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьёзная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая плёнка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
- Основываясь на содержании доклада, заполним схему: (последовательно на доску вывешиваются таблички)
Причины загрязнения океана Нефтепродукты
Пластмассовые отходы
Сточные воды с полей и ферм
Бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества
Радиоактивные отходы
- Я хотела бы добавить, что 80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. А какие меры принимаются по охране океанов? Заслушаем ваши доклады.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга СССР» (последовательно на доску вывешиваются таблички)
Меры защиты океана от загрязнений Эффективные химические препараты
«Суда-губки»
Ограничение отлова рыбы
Очистительные сооружения на предприятиях
- Переходим к обсуждению второго вопроса. Вторая проблема: «Как спасти тропические леса?» (второй ученик читает доклад) (слайд 4)
Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у него есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных. (последовательно на доску вывешиваются таблички)
Причины уничтожения тропических лесов Вырубка ради древесины
Выжигание, выкорчёвывание деревьев для увеличения угодий
- На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для их спасения? (выслушиваются различные мнения учащихся)
- Переходим к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?» Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы) (слайд 5)
- Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.
- Итак, как вы думаете, мои юные экологи, может ли планета заболеть? (Конечно, может. Мы на уроке говорили о том, к чему приводит загрязнение океана, вырубка лесов).
- А может ли один человек вылечить природу? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям)
- Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Что создаётся в мире для охраны окружающей среды?
Создаются: (слайд 6)
1. Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
2. Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.
3. Международные экологические дни.
IV. Закрепление полученных знаний.
- А сейчас хотелось бы узнать, у скольких экологов класса знания на «пять». Если вы согласны с моим утверждением, пишите «да», а если это не так – «нет».
1. Человек – властелин и покоритель природы. (нет)
2. Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды. (да)
3. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (да)
4. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм. (да)
5. Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли. (нет)
6. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается. (нет)
7. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды. (нет)
8. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов. (да)
V. Сокровища Земли под охраной человечества.
- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранились до нашего времени.
- Что же стали делать люди, чтобы сохранить чудесные вещи на нашей планете?
- Чтобы мир не лишился в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
- На какие две группы можно поделить всемирное наследие? (Природное и культурное)
- Приведите примеры всемирного природного наследия. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай – Золотые горы в Евразии). (слайды 7, 8)
- Приведите примеры всемирного культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая китайская стена). (слайды 9, 10)
VI. Подведение итогов урока.
- Как вы оцениваете работу нашего экологического совета?
- Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными?

Автор: Тюкина Наталья Викторовна, МБОУ «Селенгушская основная общеобразовательная школа», Среднее Поволжье, республика Татарстан, село Селенгуши
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (30.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 961
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]